При написании научных работ используют. Методология и методы научной работы. Эмпирические методы исследования

Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно из списка рекомендованных тем, составленного на кафедре. Название темы дипломной работы согласовывается с научным руководителем. Закрепление за студентом темы работы осуществляется по его личному заявлению (см. приложение Б) и представлению кафедры, и оформляется приказом ректора университета.

Тематика дипломной работы может быть продолжением разработки курсовых работ, обобщением материалов, полученных во время производственных практик и, как правило, связана с местом будущей профессиональной деятельности выпускников.

Выбор темы научной работы имеет исключительно большое значение. Практика показывает, что студент, правильно выбравший тему, уже наполовину обеспечил успешное выполнение научной работы.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем их решение. По существу именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит, показать умение отделить главное от второстепенного, выявить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования. Таким образом, если студенту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему будет несложно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее суть.

4.2. Изучение литературы, отбор фактического материала

Важной составляющей подготовки научной работы является знакомство с опубликованной по данной теме литературой и анализ имеющегося фактического материала. Необходимо целеустремленно искать литературные и фактические источники по выбранной теме и глубоко осмысливать тот материал, который содержится в публикациях специалистов, т.к. основные вопросы изучаемой темы всегда заложены в более ранних исследованиях. Для полноценного исследования необходима научная преемственность, то есть студент, работая над исследованием, обязан пользоваться опытом, уже накопленным наукой по данной проблеме, в данной сфере знаний. Необходимо обратить внимание на дискуссионные и неразрешенные аспекты темы, на противоречия, имеющиеся во взглядах разных авторов, несогласованность различных нормативных и инструктивных материалов, рекомендаций практиков, ученых по тому либо иному вопросу.

Обзор источников по теме работы включает такие их виды: теоретические, научно-прикладные и научно-публицистические литературные источники, в том числе, периодические издания; законодательно-нормативные акты, которые регулируют функционирование предмета и объекта исследования; организационные документы, которые действуют на объекте исследования (устав, положение и др.); учебно-методические сборники.

Обзор – высшая форма обобщения информации. Он систематизирует содержание многих документов по основным направлениям их использования. При этом должна даваться аргументированная оценка использованных сведений. Общая методика составления обзора: выяснение состояния вопроса, ознакомление с темой и определение ее границ, составление предварительного плана обзора; отбор наиболее ценного минимума из имеющегося в наличии материала; анализ собранных источников, их оценка и сопоставление; группировка сведений, их обобщение; выводы и рекомендации на основе данного обзора.

В обзоре нужно полно и систематизировано показать предмет в состоянии исследования. Сведения, которые содержатся в нем, помогут объективно оценить научно-прикладную значимость исследуемой проблемы, правильно избрать средства для достижения цели, поставленной в работе.

Работу над обзором стоит начинать с информационного поиска, список источников, которые рекомендуются, студент может составить самостоятельно или при помощи руководителя работы. Изучая материал темы, студент может зафиксировать основные положения, выписать цитаты, которые заинтересовали его, со ссылкой на источники. Отобранные данные студент сгруппировывает по разделам каждого из направлений работы. По каждому из вопросов излагаются мысли различных авторов, дается их сравнительный анализ, выясняются возможные противоречия, формулируются обобщающие заключения из обзора.

При написании научной работы важно использовать статистические материалы. Один из наиболее доступных источников информации по статистике различных отраслей экономики Украины – статистические ежегодники, которые издаются на уровне государства, областей и крупных городов. Будут полезны также специальные словари и энциклопедии, в которых даны краткие обозначения понятий и терминов.

Для ознакомления с современными публикациями отечественных и зарубежных авторов, связанных с тематикой работы, целесообразно также воспользоваться базами данных компьютерной сети Internet.

Необходимо помнить, что минимальное требуемое количество литературных источников для дипломной работы не меньше 30.

Многочисленные инновационные процессы в сфере образования обозначили множество проблем методологического характера, которые привлекают все большее внимание педагогов-исследова- телей, теоретиков. Эти проблемы обусловлены необходимостью определения методологических подходов, наиболее актуальных и адекватных для осмысления, проектирования инновационных процессов в образовании, а также выбора способов их изучения и интерпретации .

Методологические подходы в современных педагогических исследованиях.

Отдельные аспекты методологического знания на современном этапе исследовали Ш. А. Амонашвили, В. С. Барулин, Е. В. Бондаревская, Н. В. Бордовская, Н. А. Вершинина, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Г. Б. Корнетов, Н. Н. Моисеев, П. И. Образцов, А. П. Огурцов, В. В. Платонов, А. П. Тряпи- цына. Многие авторы заявляют о необходимости принципиальных изменений в образовании, методологическом знании и аргументируют это по-разному. Например, подчеркивается необходимость поиска путей выхода из кризиса, потребность в «прорыве» к иному образованию, отвечающему современной реальности.

Так, А. II. Балицкая, В. В. Кумарин, II. Г. Щедровицкий определяют современную ситуацию в образовании как парадигмальный кризис и начало становления новой педагогической формации, которая, по их мнению, станет четвертой формацией за последние две тысячи лет.

В условиях парадигмального кризиса обоснование необходимости систематизации современных методологических наработок при изучении отдельных аспектов образовательной реальности начинает подвергаться системным исследованиям на основе различных методологических подходов.

Сегодня можно отметить возрастание количества парадигм в теоретических исследованиях образовательной реальности и отсутствие систематизации, позволяющей понять методологическую картину и использовать ее как инструментарий. Преобразования в жизни российского общества, утверждение отношения к человеку как к высшей ценности социального бытия стали условиями не только выявления и развития его творческого потенциала, но и его функционирования как личности и гражданина, что актуализировало проблемы методологического характера, связанные с исследованием вопросов гуманизации. В последнее время более интенсивно входят в теорию и практику образования идеи сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки зрения, уважения личности. Это и определило интенсивное развитие полипарадигмального подхода, который еще более остро обозначил проблему методологического характера. В конце XX и начале XXI в. произошли значительные изменения в методологии познания, пришло осознание того, что сложившаяся в культуре предметная структура знания не позволяет выработать единый подход к решению комплексных проблем относительно деятельности систем высокого уровня организации: общества, личности, культуры. Все это привело к появлению идей полипарадигмаль- ности, синергетики, теоретической кибернетики, поликонцептуальности и др. Академик Н. Н. Моисеев отмечает, что в образовании в целом складывается парадоксальная ситуация, когда общая кризисность сочетается с новыми ростками, осознание парадиг- мального отставания - с обилием новых идей и концепций, тревога за уровень и качество образования - с ощущением грядущего нового, что актуализирует философское осмысление современного и будущего образования, проблему новой парадигмы. Многие ученые отмечают, что выработка новой образовательной парадигмы без философского осмысления и ретроспективного анализа исторического бытия предшествующих эпох просто невозможна.

«В недрах образования вызревает новая (будущая) парадигма, и уже сегодня структура и содержание (а точнее эпистемологическая система), цели и методы нынешнего образования не соответствуют сущности и потребностям современной (постиндустриальной) фазы исторического развития человечества», - подчеркивает Н. Н. Моисеев .

На современном этапе наиболее интенсивно идет изучение методологических вопросов как в педагогических исследованиях, педагогическом образовании, так и в других научных отраслях.

Философская и методологическая культура становится непременным атрибутом образованности, профессионализма в любой области человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Так, при проведении педагогических исследований в формате диссертационных работ часто в качестве методологического обоснования диссертанты используют различные методологические подходы (культурологический, социокультурный, системный, деятельностный, аксиологический, диалогический, гуманистический, интегративный, компетентностный и др.).

В последнее время довольно редко в диссертационных работах в качестве методологического обоснования избирается один методологический подход, как правило, их обозначается несколько, и часто бывает, что один подход, по сути, противостоит другому и по логике не может быть использован в одной работе; это приводит исследование к различным парадигмам. Наметилась тенденция интеграции отдельных подходов (ценностно-деятельностный, личностно-деятельностный, содержательно-процессуально-дея- тельностный, интегративно-модульный, социокультурный, интегративно-аксиологический, антропоэкологический, технологосинергетический и др.).

К сожалению, обозначение методологических подходов в работах не стало инструментом, помогающим исследователю. Он, скорее, становится дополнительной проблемой, решение которой, как правило, сводится лишь к обозначению в методологической части диссертации этих подходов, зачастую лежащих в плоскостях различных парадигм, а далее к этому исследователи не возвращаются. Применение различных методологических подходов с обоснованием, а зачастую без каких-либо серьезных обоснований в современных педагогических исследованиях не такое уж редкое явление. Это в определенной степени вносит дополнительную «неразбериху», путаницу в методологическое знание. Происходит это по разным причинам, прежде всего потому, что авторы не задумываются о значении ключевого слова, о значении родового понятия «подход», который трактуется по-разному. Приведем некоторые примеры определений понятия «подход». В Толковом словаре русского языка подход определяется как «совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-либо, на что-либо, в изучении чего-нибудь, в ведении дела)» . Подход представляет собой сложное понятие междисциплинарного характера, используемое в методологической литературе.

Н. В. Бордовская, анализируя научную литературу, делает обобщение относительно понимания содержания «подхода». Автор отмечает, что под подходом понимают:

  • - методологическую ориентацию как точку зрения, с позиции которой рассматривается объект изучения или преобразования;
  • - принцип, руководящий общей стратегией исследования объекта или проектирования путей его изменения;
  • - направление методологии специального научного исследования или проектирования новой социальной практики;
  • - логико-гносеологическое образование, предельно строго выражающее направленность научного исследования или изменения объекта, но в отличие от метода принципиально лишенное какого бы то ни было ограничения и даже четкой фиксации используемых для этого средств .

Анализируя различные точки зрения на понятие «подход», мы выделили следующие его ключевые значения:

  • - совокупность приемов, способов;
  • - базовая ценностная ориентация;
  • - последовательное отношение;
  • - создание ситуаций;
  • - формы и методы, признание, анализ;
  • - ориентация на освоение, учет;
  • - принцип и т.д.

В своих работах Н. В. Бордовская отмечает, что в педагогических исследованиях встречается большое разнообразие подходов, которые она предлагает разделить на три группы:

  • - утвердившиеся, общепринятые на междисциплинарном уровне подходы как методологические ориентиры научной деятельности педагогов;
  • - подходы, которые нуждаются в уточнении своего эвристического, методологического, прикладного потенциала при решении научных проблем и практических задач;
  • - иодходы-«однодневки» .

Нам близко понимание методологического подхода в педагогическом образовании как совокупности взаимосвязанных элементов концепции (идеи, цели, приемы, методы, формы, способы, принципы, ценности), органично выстроенной на основе выделенной доминирующей целевой установки, выполняющей системообразующую функцию в построении педагогического образования.

Е. В. Титова, говоря о назначении подхода в педагогических исследованиях, отмечает, что его употребление связано с необходимостью выбора эффективных методологических средств, помогающих построить педагогическую теорию или концепцию, обновить исследовательский аппарат ученых и раскрыть теоретические положения, которыми руководствуются педагоги в своей деятельности 1 .

Мы разделяем точку зрения Н. В. Кордовской в том, что ни один отдельно взятый подход не исчерпывает методологической характеристики педагогического явления. При выборе подхода в качестве методологического обоснования построения диссертационного исследования нужно иметь в виду и функции, которые он выполняет.

В качестве функций методологических подходов в научном знании определяют гностическую, концептуальную, конструктивную, прогностическую. Каждому методологическому подходу соответствуют определенные методы или группа методов, применение которых допустимо в исследовании. В работе Н. Ы. Сургаевой и С. В. Кривых в качестве примера приведены методы, которые могут использоваться в рамках реализации того или иного подхода (табл. 4.1) 2 .

Таблица 4.1

Методологические подходы и соответствующие им методы

исследования

  • 1 См.: Титова Е. В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики: автореф. дис.... д-ра пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.
  • 2 См.: Суртаева Н. Н., Кривых С. В. Методологические подходы к анализу и описанию инновационного пространства непрерывного педагогического образования. СПб.: Экспресс, 2015.

Методологический

Методы исследования, соответствующие методологическому подходу

Акмеологический

Акмеологический анализ. Акмеологический эксперимент. Акмеологическая экспертиза

Компетеитностный

Моделирования целей.

Моделирования результатов образования как норм его качества.

Отражения результата образования в целостном виде как системы

Синергетический

Интерпретации идей.

Прогнозирования.

Адаптации идей.

Использования идей в моделировании и прогнозировании

Антропологический

Антропологической редукции.

Обратный антропологической редукции. Антропологической интерпретации

Социокультурный

Анализа СКС (социокультурных ситуаций). Социокультурного проектирования.

11аучно-педагогической экспедиции

Т схнологический

Технологический как совокупность правил, определяющих последовательность и содержание действий при выполнении формообразования, обработки или сборки, перемещения. Конструирования

Таким образом, говоря о развитии методологического знания при построении педагогических исследований, необходимо определиться с пониманием содержания подхода, иметь в виду функции, которые выполняет тот или иной методологический подход, знать методы, адекватные каждому из определенных методологических подходов, понимать суть, место, значение изучаемого педагогического явления. Учет всех этих составляющих будет способствовать чистоте проводимых педагогических явлений и ситуаций.

Методы исследования в педагогике. Приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследования .

В зависимости от аспекта рассмотрения методы исследования в педагогике подразделяются: на общенаучные, собственно педагогические и методы других наук; констатирующие и преобразующие; эмпирические и теоретические; качественные и количественные; частные и общие; содержательные и формальные; методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории; методы описания, объяснения и прогноза; методы обработки результатов исследования .

Для выбора методов на каждом этапе педагогического исследования необходимо знать общие и конкретные возможности каждого метода, его место в системе исследуемых процедур. Так, эмпирические методы исследования создают фундамент для дальнейшего познания путем наблюдений, бесед, экспериментов и т.п.

Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить оптимальный комплекс методов, руководствуясь при этом следующими требованиями: применять методы сравнительно-исторического анализа; использовать такое сочетание методов, которое позволяет получить разносторонние системные сведения о развитии личности, коллектива или другого объекта обучения (воспитания) .

Для получения информации о типичности тех или иных педагогических явлений целесообразно использовать метод анкетирования. Сведения, полученные при анкетировании, сопоставляют с данными из других источников - анализа документов, интервью, наблюдений и пр.

Беседа организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. В педагогическом исследовании беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора психолого-педагогической информации - в обследованиях малых выборок .

Одним из методов получения первичной информации на ранних стадиях педагогического исследования для предварительного знакомства с объектом является изучение литературы, документов и результатов педагогической деятельности. Различают письменные, статистические, иконографические (кино- и фотодокументы, грампластинки), технические (чертежи, поделки, техническое творчество) и другие материалы .

Изучение и обобщение педагогического опыта учителей направлены на анализ состояния практики, выявление узких мест и конфликтов, элементов нового в деятельности педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Объектом изучения может быть массовый педагогический опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (обнаружение характерных недостатков и ошибок), передовой опыт .

М. Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта - педагогическое мастерство и новаторство. Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки. Новаторство определяет собственные метод, находки, новое содержание .

Критериями передового педагогического опыта могут быть новизна, высокая результативность и эффективность деятельности педагога, соответствие современным достижениям педагогики и методики обучения, стабильность и возможность творческого применения другими педагогами, оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе .

Одним из наиболее распространенных методов педагогического исследования является наблюдение, представляющее собой целенаправленный и планомерный процесс сбора информации. Наблюдение отличается от обычной фиксации явлений систематичностью, опорой на определенную педагогическую концепцию. Наблюдение позволяет изучать целостный объект в его естественном функционировании, проверяет адекватность и истинность теории в педагогической практике .

Этапы подготовки и проведения наблюдения включают: выбор объекта; постановку целей и задач; составление плана; подготовку необходимых документов и оборудования; сбор данных; оформление и анализ результатов, выводы.

Различают наблюдения: полевые и лабораторные; формализованные (проводятся по жесткой программе) и неформализованные; включенные и участвующие (в зависимости от участия наблюдателя в событиях и процессах). По частоте применения выделяют: постоянные, повторные, однократные наблюдения; по объему: сплошные и выборочные; по способу получения: прямые (непосредственные), косвенные (опосредованные); в зависимости от объекта наблюдения: внешние, объективные, самонаблюдения. Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных задач .

Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого количества явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц, излишняя идентификация наблюдателя со средой, недоступность наблюдению некоторых явлений и процессов. Наблюдения также не позволяют вмешиваться в изучаемый процесс, изменять ситуацию, делать точные замеры. Результаты наблюдения необходимо сопоставлять с данными, полученными другими методами .

Научно-педагогическая экспедиция как метод педагогического исследования позволяет получить сведения для изучения учебно- воспитательной работы на местах, в условиях, максимально приближенных к реальности, собрать большой и разносторонний материал в ходе самого исследования за короткий срок, оказывать помощь учителю, активно воздействовать на школьную практику .

Комплексным методом педагогического исследования является эксперименту позволяющий получить новые знания о причинно-следственных отношениях между педагогическими факторами, условиями, процессами за счет планомерного манипулирования одним или несколькими переменными факторами и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы .

Метод экспертных оценок - комплекс логических и математических процедур - направлен на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений .

С помощью метода экспертных оценок осуществляются: анализ сложных педагогических процессов, явлений, ситуаций, характеризующихся в основном качественными, неформализуемыми признаками; прогнозирование развития отрасли знания, процессов обучения и воспитания и их взаимодействия с внешней средой. Основные этапы реализации метода экспертных оценок: организация экспертизы, формулировка проблемы, цели эксперимента, установление ответственности и прав рабочей группы; подбор экспертов; проведение опроса экспертов; анализ и обработка результатов .

Важнейший этап - опрос экспертов: индивидуальный или групповой; личный (очный) или заочный; устный или письменный. Методы коллективной работы экспертов - совещания, дискуссии, «мозговая атака», а также комплексные методы (деловые игры, сценарии). Индивидуальные экспертные оценки могут быть получены путем анкетирования, интервью, свободной беседы. К подбору экспертов при этом предъявляются определенные требования: компетентность, креативность, отсутствие склонности к конформизму, научная объективность, широта мышления .

Разновидностью метода экспертных оценок является «педагогический консилиум », предполагающий коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определенной программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированное™ тех или иных черт личности и пр.

В фундаментальном исследовании применяются в основном теоретические методы исследования и эксперимент. Прикладные педагогические исследования и разработки требуют эмпирических методов исследования. Панельное исследование предполагает изучение одного и того же педагогического объекта с определенным временным интервалом по одной и той же методике и программе. В лангитюдном исследовании изменение одного и того же объекта рассматривается как функция времени .

Методика работы над научным исследованием включает в себя последовательность выполнения следующих работ.

Выбор темы исследования . Тема выбирается студентом на основе его научного интереса. Помощь в выборе темы может также оказать преподаватель.

Планирование исследования . Включает составление календарного плана научного исследования и плана научного исследования.

Календарный план исследования включает следующие элементы:

· выбор и формулирование научной задачи;

· разработку плана научного исследования;

· сбор и изучение исходного материала, поиск необходимой литературы;

· анализ собранного материала, теоретическую разработку научной задачи;

· сообщение о предварительных результатах исследования научному руководителю (преподавателю);

· письменное оформление научного исследования;

· обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т.п.).

Каждый элемент календарного плана датируется временем начала и временем завершения.

План научного исследования характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя: введение, основную часть, заключение, список используемых источников, приложения .

Введение включает в себя: актуальность темы; анализ литературы по проблеме; анализ состояния научной проблемы; определение объекта и предмета исследования; учебную исследовательскую цель; задачи исследования.

Актуальность темы предполагает вычленение научной и практической значимости избранной темы.

Анализ литературы по проблеме требует установления круга основных и смежных публикаций по теме исследования и их краткое описание.

Любое научное исследование начинается с определения проблемы : теоретического или практического вопроса, ответ на который вам не известен и на который нужно ответить. Проблема – это мост от неизвестного к известному. «Проблема – это знание о незнании».

Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования отвечает на вопрос: «что рассматриваем?», предмет исследования отвечает на вопрос: «как рассматривается объект?», «какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование?».



Цель исследования заключается в том, какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?

Задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Обычно формулируются четыре задачи, выдвижение и решение которых позволяет достичь поставленную цель.

Основная часть. Эта часть исследования делится на теоретическую и практическую (экспериментальную). Каждая из них может состоять из глав, которые могут подразделяться на параграфы.

В теоретической части на основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы к решению, излагается собственная позиция автора.

При оформлении научно-справочного аппарата требуется выдерживать единообразие сносок (ссылок). Название книг дается по титульному листу. В ссылках на материалы периодических изданий снимаются кавычки в их названиях. Ссылки обозначаются номерами, которые указываются под чертой в нижней части страницы (в подстрочнике). Во всех случаях обязательно (при прямом цитировании, изложении авторских взглядов и мнений, использовании статистических данных, результатов социологических исследований и т. д.): в подстрочнике, равно как и в списке литературы указывать автора, цитируемую работу, год и место ее издания, издательство, общее количество страниц (в списке литературы) или конкретные номера цитируемых страниц (в подстрочной библиографии).

Практическая часть носит аналитический характер. В ней автором дается анализ изучаемой проблемы на конкретных примерах.

При написании научного исследования не допуска­ются описательность, увлечение эмпирическими фактами. Важно обеспечить лаконичность и четкость формулировок, точность в ис­пользовании специального понятийного аппарата. Разрабатываются также предложения (основные выводы), формулируются обобщения по главам.

Цитирование целесообразно только логически за­конченного фрагмента текста, т.е. должна быть обеспечена гарантия неизменности передачи смысла источника. Цитата должна слово в слово, буква в букву, в знак препинания следовать источнику. К этому есть несколько исключений: можно опустить одно или несколько слов или предложений, если мысль автора цитаты не искажается (такое ци­тирование имеет отточия на местах пропущенных слов); выделяются в кавычках главные слова, но в конце ставится многоточие; изменяется падеж слов в цитате, когда цитируются слова или словосочетания, ци­таты, начинающиеся со строчной буквы, если первые слова стоят в начале предложения, и некоторые другие.

Заключение . В заключении суммируются, обобщаются теоре­тические и практические выводы и предложения исследования. Они должны отличаться краткостью и четкостью, показывая содержание, значимость, обоснованность и эффективность осуществленного ис­следования.

Список использованных источников является составной ча­стью научного исследования. Этот список помещается в конце работы, по­сле«Заключения». Библиографическое описание документа в целом унифицировано, но при составлении записей на отдельные виды документов могут действовать дополни­тельные правила.

Приложения. В приложении дается вспомогательный материал: таблицы цифровых данных, извлечения из инструкций, других документов, методические материалы, иллюстрации вспомогательного характера (схемы, рисунки) и другие материалы. Приложения оформляются на отдельных листах, каждое приложение имеет свой тематический заголовок, а в правом верхнем углу надпись: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

Таким образом, приведенная последовательность этапов методики научного исследования способствует качественному раскрытию поставленной научной проблемы, закреплению теоретических знаний, формирует у исследователя дополнительные навыки к самостоятельному анализу теории и практики.

Выводы

1. Всякое научное исследование от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но, каждое исследование, независимо от его автора, имеет общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в научном смысле.

2. Изучать в научном смысле - это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важнейшими факторами научного исследования. Но в то же время научное изучение - это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

3. Разработка научного исследования требует соблюдения определенных этапов и правил. Все изложение должно соответствовать строгому логическому плану и раскрывать его основную цель.

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / под ред. Н.И. Загузова.М.: Гардарики, 2001.

Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований. Владивосток, 2011.

Зеленков М.Ю. Особенности организации учебных занятий на кафедре «Общественные науки». М.: Юридический институт МИИТа, 2011.

Золотков В.Д. Основы научных исследований (философско-методологический аспект): учеб. пособие / В.Д. Золотков, Ж.Ю. Бакаева; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2008.

Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и К, 2010.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. М.: «Ось–89», 1998.

Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Лудченко. 2-е изд., стер. К.: О-во "Знания", КОО, 2001.

Огурцов А.Н. Основы научных исследований. Харьков, 2008.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.

Скалепов А.Н. Основы научных исследований: учеб. пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.

Яшина Л.А. Основы научных исследований. Сыктывкар, 2004.

Цель:

1. Провести исследование по выбранной теме.

2. Осуществить сбор и оформление информации по требованиям документального обеспечения.

3. Составление глоссария по теме.

4. Оформление иллюстративного материала.

Темы исследования (студенты очной формы обучении согласовывают тематику с преподавателем):

1. Защита интеллектуальной собственности

2. Компьютерная преступность

3. Налоговые преступления

4. Латентная преступность

5. Уголовно-правовые меры борьбы с наркоманией

6. Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией

7. Роль прокуратуры в обеспечении законности и правопорядка

8. Административная ответственность несовершеннолетних

9. Места заключения для несовершеннолетних

10. Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма

11. Конвенция о правах ребенка

12. Причины преступности несовершеннолетних

13. Общественно-опасные действия несовершеннолетних связанные с наркоманией

14. Девиантное поведение несовершеннолетних под воздействием алкогольных напитков

15. Террористические акты в Российской Федерации

16. Судебная система Российской Федерации

17. Торговля людьми

18. Бытовое насилие

19. Судебная система Республики Казахстан

20. Суды присяжных в Российской Федерации

Методика подготовки и оформления

Для выполнения научно-исследовательской работы (НИР) выберите одну тему, из предложенных в перечне.

НИР представляет собой письменную работу на определенную тему, подготовленную на основе изучения связанных с ней теоретических материалов, монографий, журнальных и газетных статей, а также на основе обобщения личных наблюдений и практического опыта.

НИР обязательно готовится на основе нескольких источников. В работе должны присутствовать характерные поисковые черты: освещение основных концепций проблемы, отражение мнений специалистов, ссылки на источники, список использованной научной литературы.

При оформлении НИР следует придерживаться следующей структуры: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.

Общие требования

Работа набирается на компьютере. Текст печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4.

Ниже приведены основные требования.

Размер шрифта: 14

Название шрифта: Times New Roman

Интервал между строками: 1 единица

Выравнивание текста : по ширине

Абзац: 5 знаков.

Размер левого поля: 30 мм

Размер правого поля: 10 мм

Размер верхнего поля: 20 мм

Размер нижнего поля: 20 мм

Каждая структурная часть работы (оглавление, введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы.

Расстояние между главой и следующим за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала.

После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка.

Номера страниц ставятся внизу в середине листа. Страницы нумеруются в нарастающем порядке. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.

Оформленная работа должна быть сброшюрована.

Структура работы:

Объем работы должен составлять 15-20 страниц печатного текста.

Основные части работы

Каждая структурная часть имеет свое назначение. Оформляя работу, автор должен помнить, что каждая структурная часть (оглавление, введение, основная часть, заключение, глоссарий, список литературы) начинается с новой страницы.

Введение

Работа всегда начинается с введения, в котором осуществляется постановка конкретной проблемы - проблемы написания работы, откуда следует обоснование актуальности темы, объекта и предмета исследования, задач, методов исследования, возможно краткого обзора литературы по теме. Затем формулируются вопросы, рассматриваемые в работе, и оговаривается, какие вопросы, имеющие непосредственное отношение к проблеме, не будут затронуты. Далее раскрывается структура работы и дается сжатое изложение ее основных положений.

Формулировка цели работы - следующий элемент разработки программы. Дабы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулировкой цели, нужно ответить себе на вопрос: "что ты хочешь создать в итоге организуемого эксперимента?" Этим итогом могут быть: новая методика, классификация, новая программа или учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д. Очевидно, что цель любого эксперимента, как правило, начинается с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, проверить, определить, создать, построить.

Определение задач работы . Задачи - это, как правило, конкретизированные или более частные цели. Цель, подобно вееру, развертывается в комплексе взаимосвязанных задач. Например, если цель эксперимента - разработать методику оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в условиях пятидневной недели, то эта цель может предполагать следующие задачи: разработать рекомендации, выявить динамику и др.

Основная часть

Основная часть делится на главы и параграфы; может содержать теоретическое обоснование; анализ литературы; историю вопроса; ход рассуждений и доказательства основных положений; анализ существующей практики.

Заключение

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.

Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части. Объем заключения примерно равен объему введения.

5. Глоссарий включает список определений и сокращений по тематике реферата.

Список литературы

Список литературы - это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.). Список литературы составляется по алфавиту и нумеруется по порядку. В нем указываются выходные данные книги, статьи. Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему (не менее 10 наименований).

Критерии оценки работы:

1. Степень раскрытия темы.

2. Связь материала с современностью.

3. Связь рассматриваемых вопросов с профилем вуза.

4. Качество изложения материала: последовательность, логичность.

Они широко развиваются и применяются в науке XX. в. и представляют собой своеобразную промежуточную методологию между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаде всего относят такие понятия, как информация, модель, изоморфизм (от греч. изос -- одинаковый и морфо -- форма), структура, функция, система, элемент и т. д.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философской методологии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование. формализация и др. Важная роль названных подходов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (и соответствующих методов).

ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, т. е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-либо отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука, как мы уже выяснили, представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют специфический предмет и своеобразные методы исследования.

МЕТОДЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших в результате сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

Рассмотрим кратко некоторые методы, приемы и средства научного исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях.

НАУЧНЫМИ МЕТОДАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ являются НАБЛЮДЕНИЕ -- целенаправленное восприятие явлений действительности (связанное с их описанием и измерением), СРАВНЕНИЕ и ЭКСПЕРИМЕНТ, где происходит активное вмешательство в протекание изучаемых процессов.

Среди НАУЧНЫХ МЕТОДОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы;

  • 1. ФОРМАЛИЗАЦИЯ -- отображение содержательного знания в знаковой форме (формализованный язык). Он создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализации играет существенную роль в уточнении научных понятий. Однако формальный метод -- даже при последовательном его проведении -- не охватывает всех проблем логики научного познания (на что уповали логические позитивисты).
  • 2. АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД -- способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях-аксиомах (постулатах), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.
  • 3. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД -- способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер.

В науке широко используются т. н. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Из них можно выделить:

  • 1. АНАЛИЗ -- реальное или мысленное разделение объекта на составные части и СИНТЕЗ -- их объединение в единое целое.
  • 2. АБСТРАГИРОВАНИЕ -- процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.
  • 3. ИДЕАЛИЗАЦИЯ -- мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом. методология наука философия исследование
  • 4. ИНДУКЦИЯ -- движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщениям в выводах) и ДЕДУКЦИЯ -- восхождение процесса познания от общего к единичному.
  • 5. АНАЛОГИЯ (соответствие, сходство) -- установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод -- умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, в, с, д; объект С обладает признаками в, с, д; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.
  • 6. МОДЕЛИРОВАНИЕ -- метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте -- модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) -- оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма многообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование.

Методология научного познания, как и сама наука, -- явление конкретно-историческое. Что касается современного, ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО этапа развития науки, то для него характерны следующие основные МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ:

  • 1. Изменение характера объекта исследования (им все чаще становится саморазвивающиеся открытые сложные «человекоразмерные системы») и усиление роли междисциплинарных, комплексных программ в их изучении.
  • 2. Осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир. Отсюда -- сближение естественных и социальных наук (и обмен их методами), восточного и западного мышления, рациональных и иррациональных, научных и вненаучных подходов и т. п. Все более характерным для современной науки становится методологический плюрализм.
  • 3. Широкое внедрение во все частные науки и научные дисциплины идей и методов синергетики -- теории самоорганизации, ориентированной на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы -- природных, социальных, познавательных.
  • 4. Выдвижение на передовые позиции таких понятий, как неопределенность (вид взаимодействий, лишенный конечной устойчивой формы), схоластичность, вероятность, порядок и хаос, нелинейность, информация и др., выражающих характеристики нашего неравновесного, нестабильного мира в целом и каждой из его сфер. Обрели вторую жизнь и плодотворно работают в современной науке категории случайности, возможности, развития и противоречия, причинности.
  • 5. Внедрение времени во все научные дисциплины, все более широкое распространение идеи развития -- «историзация», «диалектизация» науки.
  • 6. Соединение объективного мира и человека, разрушение жесткого разветвления естественных и социальных наук, сближение и взаимодействие их методов, все более растущее значение «антропного принципа», устанавливающего связь между Вселенной и эволюции жизни человека на Земле.
  • 7. Усиливающаяся математизация научных теорий и возрастающий уровень их абстрактности и сложности, повышение роли количественных формально-абстрактных методов познания. Этот процесс тесно переплетается с ростом значимости философских методов, без которых сегодня не может обойтись ни одна наука.
  • 8. Повышение роли «понимающих методик» (аппарата герменевтики), «личностных методов» (например, биографического), ценностного и информационного подходов, метода социально-гуманитарных экспертиз, ролевых и имитационных игр, количественных и статистически-вероятных приемов и средств познания и др.