Мухаммад Хайдар Дулати – выдающийся ученый, храбрый полководец. Таразский государственный университет имени М. Х. Дулати


МУХАММЕД ХАЙДАР ДУЛАТИ (1499–1551 ГГ.)

Одним из выдающихся сынов казахского народа, забытых во времена тоталитарной системы, является Мухаммед Хайдар Дулати , живший и творивший в сложную эпоху. Полное имя Дулати звучало Мырза Мухаммед Хайдар бон Мухаммед Хусаин Дуглат Кореген.

Мухаммед Хайдар Дулати родился в 1499 г. в Ташкенте, умер в 1551 году в Кашмирском валаяте в Индустане. Знаменитый историк, литератор. В литературе известен как Хайдар мырза, Мырза Хайдар. Мухаммед Хайдар Дулат является автором дастана «Джахан-наме», вошедшего в исторический справочник по Могулистану и приграничных ему областей – «Тарихи Рашиди».

Предки Мухаммед Хайдара Дулати были видными политическими деятелями на территории юго-восточного Казахстана, Кыргызстана и Восточного Туркестана, входившей в государство Могулистан. Они занимали посты улусбеков, тарханов и управляли своим наследственным владением – Манглай-Субеном. Амир Полатшы (Пуладчи) дулат во времена развала Чагатайского государства в середине XV века назначил Тугылык Тимура ханом восточной части этого государства. Еще один предок Мухаммед Хайдара Дулати – Амир Худайдат – в свою бытность улусбеком сменил шесть ханов на Могольском троне.

Дедушка Мухаммед Хайдара Дулати – мырза Мухаммед Хайдар правил Кашгарией до 1480 года, его отец Мухаммед Хусаин был одним из сподвижников хана Султана Махмуда, правившего в конце XV – начале XVI века восточной частью Моголистана. Мать Мухаммеда Хайдара Дулати, ханша Хубнигар, была дочерью Жунис хана, который, в свою очередь, со стороны матери был двоюродным братом Султана Саида и основателем династии Великих Моголов Захар-ад-дина Мухаммеда Бабура, правившего Индией.

Детство Мухаммед Хайдара Дулати приходится на времена заката государства династии Тимура в Средней Азии, произошедшего под давлением узбекских кочевников Мухаммеда Шейбани, развала Могулистана и возвышения Казахского ханства. После смерти отца, во время войны между ханом Султан Махмудом и ханом Мухаммедом Шейбани родственники Мухаммед Хайдара Дулати отправили его в Кабул к Бабуру. Мухаммед Хайдар Дулати участвовал в устроенном Бабуром походе на Мавераннахр. С 1512 года Мухаммед Хайдар Дулати, находясь во дворце хана Султана Саида в Кашгарии, занимал видные военные и другие придворные должности. Он принимал участие в войне с Абу Бакром за Кашгар и Жаркент в 1514 году, а также в военных походах на Кыргызстан, юго-восточный Казахстан и Тибет. Мухаммед Хайдар Дулати воспитывал наследника ханского престола – Абу ар-Рашид султана.

По словам Бабура, Мухаммед Хайдар Дулати обладал энциклопедическими знаниями. Он был в курсе всех политических событий, знал политических деятелей. Мухаммед Хайдар Дулати был хорошим знатоком истории Казахстана и Средней Азии, Могулистана, особенно феодальной части племени дулат. В 1541–1546 годы в Кашмире он написал «Тарих-и Рашиди» («Историю Рашида»).

Данную работу Мухаммед Хайдар Дулати написал на персидском языке, опираясь на передававшиеся от поколения к поколению рассказы о прошлом дулатов, легенды могулов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах могулских ханов, свидетельства очевидцев и свои наблюдения. Автор также пользовался историческими произведениями таких известных ученых прошлого, как Жувейни, Жамал Караши, Рашид ад-Дин, Шараф ад-Дин Али Йазди, Абд ар-Разака Самаркани и других. Все это позволяет характеризовать данное произведение как исторический справочник, основанный на ясных архивных данных. Мухаммед Хайдар Дулати оставил очень ценные сведения, касающиеся средневековой истории казахов.

«Тарих-и Рашиди» содержит много сведений о формировании казахского ханства, о дальнейших событиях в Жетысу и Восточном Дешт-и-Кыпчаке, падении Могулистана, феодальных войнах, установлении дружеских союзов между казахами, кыргызами и узбеками в борьбе против внешнего врага. В работе также имеется много ценных данных о социально-экономическом положении Южного и Восточного Казахстана в XV-XVI веках, об исторической географии средневекового казахстанского Жетысу, городской и земледельческой культуре казахов.

«Тарих-и Рашиди» состоит из двух тетрадей. В первой подробно описывается история правителей Моголистана - ханов из династии Чагатая. Вторая тетрадь составлена в виде воспоминаний, в ней идет речь об исторических событиях вплоть до завоевания мирзой Мухаммедом Хайдаром (дедом Дулата) Кашгарии. Повествуется также о борьбе Султана Саид-хана за власть в Моголистане, о завоевании земель племени дулат и создании в 1541 году Моголистана, о стремлении династии Чагатая вернуть прежние владения Моголистана - Жетысу и Тянь-Шань, о взаимоотношениях могольских ханов с династией Чагатая и казахскими ханами. «Тарих-и Рашиди» также охватывает исторические события, происходившие в XV-XVI веках в Средней Азии, Восточном Туркестане, Афганистане, Индии. Сегодня переведенные на персидский и турецкий языки варианты «Тарих-и Рашиди» хранятся в Санкт-Петербурге, Ташкенте, Душанбе

Абу-ар-Рашид, вновь воссевший на трон в 1533 году, опасаясь своих соплеменников, стал их преследовать. Двоюродный брат Мухаммед Хайдара Дулати, Саид Мухаммед, убил Дулата, после чего Мухаммед Хайдар Дулати бежал в Индию. Там он возглавил воинов во дворце Великих Моголов.

Мухаммед Хайдар Дулати умер в 1551 году во время восстания местных жителей.

В Казахстане стали уделять большое внимание к Дулати после получения Республикой Казахстан независимости. Была проведена специальная конференция, посвященная его 500-летию под эгидой ЮНЕСКО. Жизнь Мухаммед Хайдара Дулати и его творчество заслуживает более углубленного изучения, а знание о нем – широкого распространения среди людей.

Почти через пять веков вернулся к нам великий ученый, писатель, поэт, государственный деятель и военачальник Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551 гг.). Наконец мы получили возможность черпать богатую информацию из его уникального исторического сочинения «Тарих-и-Рашиди», источника объективных сведений о Центральной Азии. Его перу принадлежит и тюркский стихотворный трактат по географии «Джахан-наме». Но образцом научного и художественного сочинения остается его труд «Тарих-и-Рашиди», где «рашиди» означает «следующий истинному вероучению», «пребывающий на верном пути».

Мухаммад Хайдар Дулати – выдающийся ученый, сфера интересов которого включала историю, географию, этнографию, военное дело. Кроме того он был талантливым полководцем, два раза он покорял Кашмир и неизменно отражал атаки своих врагов. В его знаменитый труд «Тарих-и Рашиди» вошли сведения об этапах становления Казахского ханства.

Нельзя забывать о том, что помимо вклада в науку и культуру, Мухаммад Хайдар Дулати проявил себя в качестве смелого воина и опытного руководителя. Лишь в мирное время он мог оставить военное ремесло и заняться написанием своих трудов.

Хайдар Дулати родился в 1499 году в эпоху завоевательных походов и постоянного смещения территориальных границ. Местом его рождения стало государство Моголистан, которое находилось на территории современного Восточного и Южного Казахстана. Мирза Хайдар происходил из аристократической семьи, его предки занимали престижный пост кусбеги. Они участвовали в политических интригах своей страны, влияя на претендентов моголистанского престола и уже выбранных правителей. В благодарность за их поддержку чингизиды в XIII веке подарили предкам Дулати земли нынешней Кашгарии.

Но дедушка Мирзы Хайдара был вынужден покинуть родной дом, когда развернулась борьба за власть среди членов его семьи. Семья Дулати оказалась на территории Центральной Азии. Здесь будущий отец Мирзы Хайдара – Мухаммад Хусайн в 1492(1493) году взял в жены принцессу Хуб Нигар, которая являлась дочерью правителя Моголистана Йунус-хана, а в 1499 году родился Мухаммад Хайдар Дулати.

Мальчик рано потерял родителей. Когда ему было около полутора лет, умерла его мать. Отец Дулати погиб во время нашествия узбек-шейбанидов в 1508 году.

Какое-то время Мирза Хайдар жил у своего двоюродного брата Мухаммад Захир аддин Бабура, который впоследствии стал знаменитым мыслителем, полководцем, основателем династии моголов в Индии.

Позднее Дулати стал жить в Андижане. Там внук Йунус-хана Абу Саид-хан женился на сестре Хайдара Дулати – Хабибе Ханиш, а свою сестру отдал замуж за него. Таким образом, Хайдар Дулати стал гурганом – зятем ханской династии.

В 1514 году Саид-хан захватил земли Абу Бакра Дулати Кашгара, на которых построил Кашгарское ханство. Столицей нового государства стал город Яркент. Здесь Хайдар Дулати провел около 18 лет, получил образование, работал на военном поприще. В 1524-1525 гг. он принимал участие в набеге на юг нынешнего Кыргызстана, в 1527-1528 гг. – на Кафиристан, в 1529-1530 гг. – на Бадахшан, в 1532-1533 гг. – На Балтистан, Балур и Кашмир.

Кашмир произвел большое впечатление на него. Несмотря на то, что там Мирза Хайдар выполнял военные стратегические задачи, он внимательно наблюдал за местностью, чтобы потом дать простор интеллектуальной работе. В «Тарих-и Рашиди» он систематизировал свои знания об истории края, природе, вероисповедовании местного населения, его обычаях, архитектуре.

В городе и его пригороде построено много прекрасных зданий из сосны и кипариса, большинство из них в пять этажей. На каждом этаже жилые комнаты, террасы, балконы и превосходные удивительные входы <…> Из фруктов, помимо груш, черного крупного тута, черешни, вишни, растет много других необыкновенных, особенно хороши яблоки. Фруктов там столько, что они могут удовлетворить все желания.

Летом 1533 года на пути из Тибетского похода умер Саид-хан. Престол перешел по наследству его сыну Абд ар-Рашиду, который подло казнил Сайида Мухаммада Хусайна и членов его семьи, устраняя своих потенциальных конкурентов. Когда вести о трагедии дошли до Хайдара Дулати, он решил, что не вернется в Яркент, ведь его могла ждать та же участь.

Какое-то время он жил в Тибете, Балтистане, Ладаке, оттуда направился в Бадахшан и позднее в Кабул. В 1536 году он отправился в Индию, чтобы разыскать детей Бабура – Камрана и Хумайуна.

В 1540 году Хайдар Дулати с Хумайуном направляется обратно в Кашмир. Они незаметно перешли Панчский перевал в горах Пир Панджал. Это было огромной неожиданностью для властителя Кашмира Каджи Чака.

Мирза Хайдар правил в Кашмире, подавлял мятежи, отражал атаки врагов, усиливал свое влияние. В 1549 году он снова отправился в военный поход. На этот раз завоевательными целями стали Большой и Малый Тибет, а также бунтущие районы южного Кашмира – ему удалось завоевать эти земли. Они вошли в состав Кашмира, а наместниками стали сподвижники Хайдара Дулати. В провинции Бхирбал, что на юге Кашмира стал править Кара Бахадур, который считается внуком Махмуда-мирзы. Махмуд Мирза, согласно Мирзе Хайдару, был сыном Саида Мухаммада, а тот братом Мухаммада Хусайна. Значит, Кара Бахадур приходился двоюродным племянником Хайдару Дулати.

Противники Мирзы Хайдара продолжали плести интриги против него. Они раздували слухи о том, что якобы в походах на Ладак и Балтистан, Пакли и Раджаури погибло и пострадало больше кашмирцев, чем моголов, а страной фактически правят только соотечественники завоевателя, оттесняя местных жителей – кашмирцев. Вспыхнула битва между моголами и кашмирцами, которая стала последней для Хайдара Дулати.

Существует несколько версий смерти Мухаммеда Хайдара Дулати. Одна из версий связана с его верным наместником Кара Бахадуром. В середине XVI века чаки подняли мятеж против Хайдара Дулати, они сумели ослабить его силы, рассредоточив его войска по разным провинциям: часть войск был отправлена для подавления восстания в Тибет, другая устремилась в Пакли, а третья – в Раджаури. Во главе бунтовщиков стал кашмирец Ходжа Хаджи, он был управителем дел у Мирзы Хайдара, но предал своего повелителя.

В местности Ханпура враги напали на Мирзу Хайдара и вынудили его пойти на компромисс. Он начал вести переговоры об освобождении Кара Бахадура, попавшего в плен к бунтовщикам. И во время переговоров Камал Дуби убил Мирзу Хайдара. Другие склоняются к тому, что в полководца предательски выстрелил из лука его же слуга.

Распространена теория о том, что Хайдар Дулати был убит случайно его кирасиром Шах-Назаром. Сражение против мятежников должно было развернуться в Ханпуре. Ночью Мирза Хайдар и его окружение притаилось возле огромной ивы, которая могла приютить под собой 22 всадника. Вокруг царила кромешная тьма, но Дулати и его отряд направились к укрытию Ходжи Хаджи. Шах-Назар думая, что стреляет во врага, пронзил своего господина. Говорят, будто по его словам, когда он выпустил стрелу, Мирза Хайдар воскликнул «Ты ошибся!»

Когда новость о смерти распространилась среди сражавшихся, моголы бежали в Индаркот, а кашмирцы устремились за ними вслед. Некоторое время они отражали атаки, но долго продержаться не могли. Тогда вдова Хайдара Дулати предложила заключить мир с кашмирцами.

Кашмирцы обещали не преследовать моголов, но как только распахнулись городские ворота, они ворвались в город и стали грабить сокровища Мирзы Хайдара. Разорив двор, кашмирские полководцы поделили страну между собой.

В 1551 году оборвалась жизнь Мухаммада Хайдара Дулати – славного воина и ученого, труды которого имеют большую ценность в наше время.

При подготовке статьи были использованы материалы книги «Ислам – религия мира и созидания» Шейха Абсаттар хаджи Дербисали

Мухаммед Хайдар Дулати годы жизни 1499 - 1551

Мухаммед Хайдар Дулати, мырза Мухаммед Хайдар бен Мухаммед Хусайн Курекандуглат (родился в 1499 г. в Ташкенте, - умер в 1551 году в Кашмирском валаяте в Индустане) - известный историк, литератор. В литературе известен как Хайдар мырза, Мырза Хайдар. Мухаммед Хайдар-дулат является автором дастана «Джаханнама», вошедшего в исторический справочник по Могулистану и приграничных ему областей - «Тарихи Рашиди».

Предки Мухаммед Хайдара Дулати были видными политическими деятелями на территории юго-восточного Казахстана, Кыргызстана и Восточного Туркестана, входившей в государство Могулистан. Они занимали посты улусбеков, тарханов и управляли своим наследственным владением - Манглай-Субеном. Амир Полатшы (Пуладчи) дулат во времена развала Чагатайского государства в середине XIV века назначил Тогалык Тимура ханом восточной части этого государства. Еще один предок Мухаммед Хайдара Дулати - Амир Худайдат – в свою бытность улусбеком сменил шесть ханов на Могулистанском троне.

Детство Мухаммед Хайдара Дулати приходится на времена заката государства династии Тимура в Средней Азии, произошедшего под давлением узбекских кочевников Мухаммеда Шейбани, развала Могулистана и возвышения Казахского ханства. После смерти отца, во время войны между ханом Султан Махмудом и ханом Мухаммедом Шейбани родственники Мухаммед Хайдара Дулати отправили его в Кабул к Бабуру. Мухаммед Хайдар Дулати участвовал в устроенном Бабуром походе на Мавераннахр. С 1512 года Мухаммед Хайдар Дулати, находясь во дворце хана Султана Саида в Кашгарии, занимал видные военные и другие должности при дворе. Он принимал участие в войне с Абу Бакром за Кашгар и Жаркент в 1514 году, а также в военных походах на Кыргызстан, юго-восточный Казахстан и Тибет. Мухаммед Хайдар Дулати воспитывал наследника ханского ІІрестола - Абу ар-Рашид султана. По словам Бабура, Мухаммед Хайдар Дулати обладал энциклопедическими знаниями. Он был в курсе всех политических событий, знал политических деятелей. Мухаммед Хайдар Дулати был хорошим знатоком истории Казахстана и Средней Азии, Могулистана, особенно феодальной прослойки племени дулат. В 1541-1546 годы в Кашмире он написал «Тарихи Рашиди».

Данную работу Мухаммед Хайдар Дулати написал на персидском языке, опираясь на передававшиеся от поколения к поколению рассказы о прошлом дулатов, легенды могулов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах могулских ханов, свидетельства очевидцев и свои наблюдения. Автор также пользовался историческими произведениями таких известных ученых прошлого, как Жувейни, Жамал Карши, Рашид ад-Дин Али Йазди, Абдуразак Самарканди. Все это позволяет характеризовать данное произведение как исторический справочник, основанный на ясных архивных данных. Мухаммед Хайдар Дулати оставил очень ценные сведения, касающиеся средневековой истории казахов. «Тарихи Рашиди » содержит много сведений о формировании Казахского ханства, последовавших событиях в Семиречъе и Восточном Дешт-и-Кыпчаке, падении Могулистана, феодальных войнах, установлении дружеских союзов между казахами, кыргызами и узбеками в борьбе против внешнего врага. В работе также имеется много ценных данных о социально-экономическом положении Южного и Восточного Казахстана в XV-XVI вв., городской и земледельческой культуре, исторической географии Семиречья, Средневековом Казахстане.

"Тарих-и Рашиди”. Мухаммед Хайдар Дулати из племени дулатов родился в 1499 г. в Ташкенте. Это племя находилось под властью Чагатайского ханства. Поскольку предки Хайдара Дулати верно служили хану, им подарили земли Мангылай Субе (икта), современного Кашмира. Однако в племени дулатов был затеян спор за земли, и в 1480 г. у предка Дулати, тоже по имени Мухаммед Хайдар, землю отбирает другой его предок по имени Абу Бакир Дулати. Таким образом, дед М.Х. Дулати вынужден был переехать в Среднюю Азию. Вот почему ученый родился в Ташкенте. Но в это время неспокойно было и в Средней Азии. Воспользовавшись распрями между потомками эмира Тимура и борьбой за власть, потомки Мухаммеда Шейбани пытались завоевать весь этот регион. В такой междоусобице в 1508 г. отец Хайдара - Мухаммед Хусейн погибает от рук людей Мухаммеда Шейбани. Так Хайдар остается без матери в два года и без отца в возрасте 9 лет. Они с сестрой остаются круглыми сиротами. Узнав об этом, его брат Бабур забирает их к себе в Кабул. Он очень тепло встречает мальчика. Хайдар в своем дневнике писал, как он переезжал из города в город, какие испытывал при этом унижения и трудности, как однажды вывихнул руку и целый месяц мучился, потому что не было возможности вправить вывих. Далее он пишет о приеме, оказанном ему таким знаменитым человеком, как Бабур, и о том, что все трудности и страдания, смерть родителей, унижения, встреченные в пути, - все было вмиг забыто после теплого приема. Матери Бабура и Хайдара были дочерьми могольского хана Жуниса. Мать М. Хайдара - Хуб Нигар ханум была младшей дочерью, а мать Бабура - Кутлык Нигар - средней дочерью хана. Бабур для Хайдара выделяет отдель­ную комнату, приглашает воспитательницу, учителей по разным предметам. Когда Бабур едет путешествовать, он берет с собой двою­родного брата. Однако Хайдар и в Кабуле долго не задерживается. Хан моголов Сейд любил Хайдара, с которым был знаком с детства. Поэтому Сейд хан несколько раз писал письма Бабуру с просьбой / отпустить Хайдара к нему. Хайдар и сам просил об этом брата. Бабур дает такое разрешение и отправляет Хайдара к Сейд хану.

Сейд хан воспитывает Хайдара вместе со своим сыном Абдрашитом. Учителя Хайдара постоянно твердят хану о его таланте. Сейд хан при выезде на конные прогулки или на охоту брал Хайдара с собой. Может быть, поэтому Хайдар стал выносливым всадником. Хан давал ему возможность принимать участие в государственных совещаниях и сажал его справа от себя. Участие в таких важных судьбоносных собра­ниях стали основательной школой для Хайдара. Он прислушивался к выступлениям великих людей, видел, как они принимают решения при спорных вопросах, брал пример с них, и все это помогало расширению кругозора будущего ученого.

Хан давал ему различные государственные поручения и слушал его отчеты среди знатных и знаменитых людей. Так хан поднял его авторитет до степени руководства страной. А когда ему исполнилось 30 лет, хан доверил ему командовать войском. Хан настолько был привязан к Хайдару, что выдал за него свою дочь и дал ему звание гургана (зятя).

М. Хайдар последние 10 лет жизни (1540-1551 гг.) правил Кашмирским уалиатом. Он поднял жизненный уровень своего народа, улучшил дороги, много сделал для повышения культурного уровня граждан. В 1551 г. он погибает от руки наемного убийцы.

М. Хайдар оставил после себя уникальный исторический труд "Тарих-и-Рашиди” ("Рашидова история”) и поэму "Джахан-Наме”. "Тарих-и-Рашиди” был написан в 1544-1546 гг., когда он правил Кашмиром. "Тарих-и-Рашиди” - единственная из дошедших до нашей дней книг Мухаммеда Хайдара - была широко известна на Востоке. Это классическое произведение посвящено главным образом истории Моголистана, в состав которого входила и значительная часть современного Казахстана. Особая ценность этой книги заключается в том, что это первая и почти единственная работа, где с исчерпывающей полнотой и исключительной точностью сообщается о происхождении казахов, об их первых шагах на исторической арене, их связях с соседни­ми народами, местожительстве и образе жизни.

На основании многочисленных документов и собственных наблюдений он подробнейшим образом излагает историю распада Золотой Орды и создания Чагатайского улуса. Мы находим у него уникальные сведения о Моголистане и его границах, о консолидации казахских племен в середине XV в. и их объединении в крупное государственное образование.

Прекрасный литературный язык и высокий стиль произведения, логичность в изложении материала и глубокое знание жизни - все это показывает, что Мухаммед Хайдар был выдающимся ученым своего времени.

Труды М.Х. Дулати, названного первым историком отечества, нашли достойное место в истории казахского народа.

"Сборник летописей”. Кадыргали би Косымулы Жалаири (1555- 1607 гг.) - знаменитый историк, получивший достойное признание в позднем средневековье. Он выходец из племени жалаиров. По данным письменных источников, родился в Отраро-Туркестанском регионе. Его предки со времен Караханидов были ноянами, визирями, биями, военачальниками; его дед Тепшик, отец Косымбек - батырами. А сам ученый был у хана советником, наставником, помощником.

Во время калмыцкого нашествия аул его был разгромлен, и брат Тауке хана Ондан султан погиб от рук захватчиков. 13-летний сын султана Ораз Мухаммед вместе со всем аулом был сослан в Сибирь под власть Кучум хана. Кадыргали и здесь избирается старшим бием. Осиротевшего Ораза Мухаммеда он берет к себе на воспитание.

В 1588 г. Кадыргали с Оразом Мухаммедом во время соколиной охоты на Волге попали в плен к царскому военному отряду под началом Д. Чулкова, который отправляет их вместе с семьями, родственниками в Москву как заложников. Так, Кадыргали Жалаири до 1599 г. живет в царском дворце. Царь Борис Годунов в 1600 г. назначает Ораза Мухаммеда ханом города Касымов. Кадыргали становится одним из четырех визирей хана. С этого времени он начинает заниматься наукой.

Кадыргали наряду с родным языком хорошо знал арабский и персидский. В своем "Сборнике летописей” он пишет о себе: "Япобывал в разных государствах мира и прочитал много книг, полных справедливых законов, умных, поучительных наставлений ”. Из этого можно предположить, что ученый глубоко знал классическую восточную литературу и культуру.

Ученый жил в сложное, противоречивое время. С востока делали постоянные набеги джунгары. Шла борьба за власть и в Сибирском ханстве между различными родами и племенами. Решая воспользоваться кризисом в ханстве, царская власть для завоевания Сибири специально пленила Ораза Мухаммеда. Это можно понять из письма царского правительства Тауке хану.

"Сборник летописей” по содержанию и структуре делится на три части:

-первая часть - обращение к царю Борису Годунову. Ученый восхваляет царя без меры. Он его сравнивает и с мыслью, и с горами, и с синим морем, и с белыми облаками на небе и делает вывод: "Человек, обласканный тобой, и в смерти не будет раскаиваться”;

-вторая часть написана в духе труда Рашид ад-Дина "История народа”. Здесь всесторонне и кратко описывается история древнетюрко-монгольских племен. Дальше перечисляются предки и потомки от Чингисхана до хана Газана, до 1300 г.;

-третья часть считается особенно важной, ибо посвящена истории Казахского ханства. Эта часть состоит из девяти дастанов. Из них восемь посвящены ханам, имеющим непосредственное отношение к Казахскому ханству: Урус хану, Тохтамьпну, Тоглук-Тимуру, сыну Урус хана - Кажы- Керею, Кажы Мухаммеду, Абулхайру, Жадигеру, Оразу Мухаммеду и др. А один дастан посвящен одной из крупнейших фигур в истории Золотой Орды - бию Едите.

В конце своего труда автор приводит такой афоризм: "Если число Алаша три, то общество катаган - два числа”. Здесь ученый число "три” расшифровывает как три составные части Казахского ханст­ва - Ташкентский вилайет, Каракалпакия и Киргизия. Здесь очень важно отметить, что Кадыргали слово "алаш” употребляет как общеказахское понятие. Труд ученого имеет огромное значение не только для истории казахского народа, он ценен для всех исследователей тюркоязычных народов.

"Чингис-наме”. У темпе Хаджи бек Маулан Мухаммед Дос (XVI в.). Мухаммед Дос находился при дворе хивинского хана Ильбарса (1512- 1525 гг.). Его предки в 80-х годах XV в. жили в нижнем течении Сырдарьи и были приближенными людьми шейбанида Жангир хана, под его руководством занимали государственные должности. Сам же Отемис кажы был писарем и секретарем во дворце хана Ильбарса.

После паломничества в Мекку Утемис Хаджи путешествовал по южной части Золотой Орды, побережью Каспийского моря, по Волге, где он стал свидетелем событий, описанных позднее в "Чингис-наме”.

Эта книга важна для истории Казахстана XIVb. в решении вопросов, связанных с этнополитикой, политикой, социально­культурными и хозяйственными проблемами. Книга проясняет некоторые факты о Чингисхане и его потомках.

Особенно ценны в книге факты о смерти Джучи хана, о которой рассказывали легенды. По книге, Джучи упрекает своего отца Чингисхана в жестокости, в бесцельно пролитой крови на захваченной земле, говорит о том, что ему понравились кыпчакские земли. Джучи предложил на охоте убить отца, чтобы положить конец захватническим войнам. Эти слова хана Джучи Чагатай передает отцу. Придя в ярость, Чингисхан отправляет Чагатая и Угэдея наказать Джучи хана. Однако они, не доехав до Джучи, узнают о его смерти. Видимо, Чингисхан еще до них отправил своих верных людей, чтобы убить своего сына. Ясно, что причиной смерти Джучи хана был конфликт между отцом и сыном. Судя по фактам "Чингис-наме”, в XIV в. потомки Чингисхана расправлялись друг с другом в борьбе за власть. Так, Тохта хан (1290- 1312 гг.) убил всех своих детей и всех потомков Сайна (Вату хана). А его любимый сын Ел-Басар, которого он берег как наследника, погиб при жизни самого хана. Не зная, что предпринять, обезумевший от горя хан обращается к жене брата Тогырула, убитого им, Келин- Байалин, на которой сам же и женился по закону аменгерства. Она рассказала ему, что в Черкесских горах Кавказа спрятан 14-летний мальчик - их сын Узбек. Услышав эту весть, Тохта хан от радости дает Келин-Байалин две тысячи туманов денег и выделяет 40-тысячное войско, чтобы привезти Узбека. Вот на что шли Чингисхан и его потомки ради власти.

В XIV в. из-за внутренней борьбы в самой Золотой Орде экономика и культура народа приходят в упадок. Происходят восстания против хана и его власти. И как следствие, после Бердыбек хана правое крыло Золотой Орды Мамай уводит в Крым, а левое крыло Тениз-Буга уводит в сторону Сырдарьи. Такое разделение было и при хане Урусе - основателе Казахского ханства и его потомках.

В "Чингис-наме” говорится о развитии скотоводства в Дешт-и- Кыпчаке, о зимовках, маршрутах кочевий, о жайляу, о том, насколько они полезны для повышения упитанности скота, увеличения их поголовья. В поэме повествуется также о том, как хорошо летом на жайляу, как радуются люди хорошему кумысу, надевают красивую одежду, как они довольны жизнью. Эти картины из жизни иллюстри­руют последний период становления казахского народа.

"Родословная тюрков” Абильгазы. Абильгазы родился в центре ханства в городе Ургенише. Отец Абильгазы Бахадур хана (1603- 1664 гг.) Араб Мухаммед - потомок Джучи хана был ханом Хорезма. Его мать, Махрибану, тоже была из рода Джучи хана, она - дочь казахского племени на Аральском побережье - Жангазы султана. Абильгазы в шесть лет лишился матери и воспитывался у мачехи. Он учился в медресе Арысхана, построенном отцом, у известных ученых Востока. Был смышленым, одаренным мальчиком и, учась в медресе, проявил способности к литературе, истории. Особенно много он читал книг по истории. К тому же Абильгазы хорошо усвоил военное искусство.

В предисловии к своему труду он пишет, что хорошо освоил три вида искусства: первое - военное искусство, военное руководство и вопросы военной дисциплины. Второе-поэтическое искусство и третье- искусство истории. Он хорошо знал царей, которые правили Арабста- ном, Ираном, Турином, Монголией, их биографии и государственную деятельность, значительные события, которые происходили у них. Ученый в 1661 г. написал книгу под названием "Шежире-и Тюрк” ("Родословная тюрков”), которая имеет большое значение для изучения истории тюрков и Казахстана.

Абильгазы после смерти отца становится свидетелем борьбы между братьями за власть. Был ранен и только благодаря бегству остался в живых. Он некоторое время находится среди мангистауских туркмен, затем около двух лет живет у казахских ханов Есима и Турсына, и когда Есим хан наказал Турсын хана, перебирается в Среднюю Азию. Затем вновь попадает в руки братьев и те отсылают его в Иран. Абиль­газы прожил около десяти лет в Исфахане и в 1638 г. совершил побег. Жил среди аральских казахов. Здешние казахи находились под властью его брата Аспандияра, хана Хивинского государства. Он возглавляет восстание против своего брата. В 1643 г. казахи Приаралья провозглашают его своим ханом. При поддержке казахов Абильгазы предпринимает несколько походов против Хивы и, наконец, в 1645 г. берет власть в свои руки. В 1663 г. он передает власть своему сыну Ануш-Мухаммеду и начинает писать свои труды. Однако "Родослов­ную тюрков” закончить ему не довелось. В 1664 г. он умирает. А "Родословную” в 1665 г. заканчивает его сын.

В трудах Абильгазы описываются далекие тюркские времена, династия Чингисхана, затем более поздняя эпоха. Он пишет о значительных событиях, которые произошли в Средней Азии, Казахстане, на Ближнем Востоке, дает краткую информацию о политике, которую проводили ханы. Затем рассказывает об истории казахского народа, о родах и племенах, которые вошли в его состав, об их жизни и культуре.

Вопросы и задания

1.Расскажите о жизни М.Х. Дулати.

2.О нем пишет ученый в труде "Тарих-и-Рашиди", из каких разделов состоит труд?

3.Расскажите о жизни бия Кадыргали.

4.Какое отношение "Сборник летописей” имеет к истории казахского народа?

5.Какое отношение имеет труд Утемиса Хаджи к истории казахского народа?

6.В чем историческая ценность произведений Утемиса Хаджи?

6689

Мы продолжаем цикл материалов о людях, в честь которых названы улицы в казахстанских городах. Наш очередной герой – Мухаммед Хайдар Дулати. Ученый, писатель, поэт, государственный деятель, военачальник. Он прошел свой жизненный путь в далеком XVI веке, но и сегодня такие его труды вызывают необычайный интерес. Вот обязательный минимум, который следует знать об этом человеке.

1. Полное имя ученого – Мырза Мухаммед Хайдар бон Мухаммед Хусаин Дуглат Кореген. Его дед правил Кашгарией, отец был приближенным Султана Махмуда и несколько лет правил Ташкентом, а мать была дочерью Жунис-хана.

2. В детстве Дулати питал особую страсть к рисованию. Но когда он признался родным в том, что мечтает стать художником, те объяснили ему, что рисование – не та стезя, в которой можно снискать почет и уважение. И вообще Коран запрещает изображение людей. Тем не менее отец не запретил Дулати любимое занятие и даже поставил в его комнате мольберт, а также постарался найти ему лучших учителей.

3. Помимо известных всем талантов типа писательства и управления военными делами, Мухаммед Хайдар Дулати за свою жизнь преуспел также в музыке, каллиграфии, эпистолярном жанре, рисовании, скульптуре, изготовлении оружия. Он был поистине уникальным, разносторонним и талантливым человеком.

4. Однажды, когда Дулати было без малого тринадцать лет и он обучался в военной школе, ему предложили обучать своих однокашников истории искусства боя. Этой чести будущий ученый был удостоен как самый способный и усердный ученик. Ему было ненамного больше лет, чем его слушателям, но справлялся он со своей ролью блестяще.

5. Спустя каких-то пару лет правитель государства Могулистан Султан Саид заметил у Дулати дар полководца и способности к государственному управлению. Так Мухаммед получил чиновничий сан и укрепил положение в обществе.

6. Дулати был предводителем многих военных походов: на Кыргызстан, юго-восточный Казахстан, Тибет, Кашмир. Он проявил себя как мастер военного дела и прекрасный руководитель.

7. Знаменитое произведение Дулати «Тарих-и-Рашиди» написано на персидском языке, которым ученый владел в совершенстве, и посвящено правителю Кашгара – султану Абдул Рашиду.

8. Главная ценность книги «Тарих-и-Рашиди» в том, что среди воспоминаний о царствовании Рашида, мемуаров и освещения исторических событий в ней описано становление Казахского ханства. Он рассказал о периоде, когда казахский народ отделился от Золотой орды и чагатайского улуса и объединился в самостоятельное ханство, о времени правления Касым-хана, о многих племенах и народах, а также географических объектах. По сути это произведение – один из главных письменных источников об истории казахов.

9. Последние годы своей жизни Мухаммед Хайдар Дулати провел в Индии. Он умер в 1551 году во время восстания местных жителей: был убит случайной стрелой своего воина.

10. Именем Дулати названы улицы в Алматы, Таразе, Шымкенте и Астане, а также университеты в Таразе и Костанае и школа-гимназия в Шымкенте.