Любовная лирика Пушкина (кратко). Тема любви в лирике Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин: стихи о любви Тема любви в поэме

Творчество А.С.Пушкина привлекательно своей новизной. Поэт был новатором во многом, в том числе и в национальной любовной лирике. В своем творчестве он обращался к темам, которые волновали его больше всего. В их числе – тема любви.

Наслаждаться прекрасным в полной мере – этот принцип разделял и Пушкин. Его поэтической душе открыто было всё лучшее как от природы, так и жизни человеческой. С каким гениальным чутьём он находил прекрасное в самой простой действительности! Он первым открыл нам неведомую доселе область художественных наслаждений и первым стремился облагородить нашу природу, направив её к возвышенным мыслям и чувствам.

В области личных чувств права индивида не исчерпываются лишь одной способностью наслаждаться прекрасным. Есть права более высокие и более существенные в жизни человеческой. Таковым является право на любовь.

Первая любовная страница поэта – Екатерина Павловна Бакунина, сестра Александра Бакунина, товарища Пушкина по Царскосельскому лицею. В летний период Екатерина Павловна пребывала в Царском Селе. В царскосельских рощах влюбленный поэт с благоговением искал следы, оставленные «ногой ее прекрасной».

«…И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал ее следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал».
(из романа «Евгений Онегин» , глава VIII (из ранних редакций)

Красоты возлюбленной Пушкин описал в стихотворении «К живописцу».

«Красу невинности небесной,
Надежды робкие черты,
Улыбку душеньки прелестной
И взоры самой красоты».

Екатерина Павловна была девушкой строгих правил. Она была старше своего воздыхателя. Любовь поэта осталась без ответа.

Летом 1817 года у Пушкина — новая любовь: поэт увлекся княгиней Евдокией Ивановной Голицыной. Голицына — не юная красавица, а статная, изящная дама. Она на 20 лет старше поэта. Любовная страсть прошла быстро и уже в декабре 1818 года А.И.Тургенев замечал: «Жаль, что Пушкин уже не влюблен в нее…» С этой любовной историей связаны два стихотворения Пушкина: «Краев чужих неопытный любитель» и «Кн. Голицыной. Посылая ей оду „Вольность“» («Простой воспитанник природы…»).

Находясь в ссылке, в Екатеринославе, поэт знакомится с очаровательной Марией Раевской. Море, солнце, горячий песок, ласковые волны. Игра с волнами, изумительная грация, неподдельные эмоции юной красавицы Марии – всё это не могло оставить поэта равнодушным.

«…Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!»
«Евгений Онегин», глава I, строфа XXXIII

Именно Мария Раевская впоследствии сказала: «Как поэт, он считал долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою Музу и поэтизировал всё, что видел».

Для того, чтобы лучше понять всё то, что происходило с поэтом на «любовном фронте», нужно обратиться к личности самого автора. Он отдавался жизни со всего размаху, со всей своей непосредственностью. Пушкин – поэт. И этим всё сказано. Он певец любви, красоты, страсти. Лирик, вдохновитель. Новые впечатления, новый литературный шедевр, новая любовь.

Поэт нравился женщинам. С ними он становился необыкновенно оживлённым, удивительно красноречивым, он являлся Поэтом - и гораздо более проницательным, чем во всех своих сочинениях.

Любовная история с Амалией Ризнич – одна из самых ярких страниц в жизни Александра Сергеевича. Амалия слыла необыкновенной красавицей. Она была высока, грациозна, воздушна. Особенно примечательны были её глаза. Вернее, блеск этих глаз.

Когда влюбленным пришлось расстаться, Пушкин долго был в смятении. Прелестнице Амалии он посвятил следующие строки:

«Мои хладеющие руки
Тебя старались удержать;
Томленья страшного разлуки
Мой стон молил не прерывать».
(из стихотворения «Для берегов отчизны дальней…»)

В понятие «любовь» Пушкин вкладывал нечто своё, особенное. Любовь, подобно солнечному удару, настигала его, давала мощный толчок эмоциям и вдохновенью, рождала проникновенные строки. Но удар постепенно сходил на нет, чувства остывали, а на горизонте появлялась новая красавица.

«Гением чистой красоты» для Пушкина стала Анна Петровна Керн. Впервые он увидел её в 1819 году на балу в Петербурге. Спустя шесть лет поэт встретился с ней вновь. В то время Анна Керн приехала погостить к своей тётке П.А.Осиповой, жившей по соседству с Пушкиным в Тригорском.

Стихотворение, которое многие поколения людей считают образцом любовной лирики, посвящено А.П.Керн.

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты».

Ещё один эталон любовной лирики поэта – стихотворение «Я вас любил». Оно посвящено Анне Алексеевне Олениной. Пушкин её очень любил и хотел, чтобы она стала его женой. Он не получил отказ. Но обстоятельства сложились так, что в конечном итоге Анна Алексеевна осталась без жениха.

В 1830 году Александр Пушкин сватается к Наталии Николаевне Гончаровой, молодой московской барышне. Он – первый поэт, она – первая красавица. 18 февраля 1831 года происходит венчание. Наталья Николаевна – человек, которому Александр Сергеевич доверял безгранично, она была его богом и музой.

«Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец».
(из стихотворения «Мадонна»)

С первых шагов нашей литературы и доныне не было писателя, который равнялся бы Пушкину в гениальном даровании. То, как он писал о любви, было серьёзно, светло и проникновенно. Победить его трудно. Любовь для нашего гениального поэта – это предмет высокой поэзии. Она вне суеты сует. Возможно, только музыка может соперничать с ней.

Любовная лирика в пушкинском наследии занимает значительное место. Первое из дошедших до читателей стихотворений было адресовано одной из крепостных актрис графа В.В. Толстого, чей театр находился в Царском Селе, где Пушкин учился в лицее. В нем «юный болтун» признается в том, что ему случилось узнать, «Что за птица Купидон» (от лат. «пламенная страсть», в римской мифологии божество любви, его другое имя — Амур), так как он попался в сети миловидной танцовщицы.

Легкий, фривольный (от лат. «глупый, пустой», легкомысленный) тон в юношеских стихах Пушкина сменяется элегическими признаниями в печали, «унынии любви» («Уныние», «Элегия», 1816), мучениях («Желание», 1816), но сквозь слезы лирическому герою хочется улыбнуться («Друзьям», 1816). Он понимает, что «жизни видел лишь начало» («Не угрожай ленивцу молодому...», 1817).

В период увлечения романтизмом в любовной лирике Пушкина появляется углубленность, позволяющая оценивать остроту переживаний, их значение в жизни сердца («Дориде», «Погасло дневное светило...» — 1820). Искреннее выражение чувств может стать «опасным откровением» («Мой друг, забыты мной следы минувших лет...», 1821), выявляя тайные мечты и желания, напоминая о том, что уже изменило. Но мрачные размышления не подавляют тяги к новым волнениям, так как в них лирический герой видит истинную жизнь, полную и «неги неизвестной», и грусти, побуждающих ощущать себя «одушевленным», слыша «близкий глас/Давно затерянного счастья» («Таврида», 1822). Любовь в его лирике — это «образ милый», каждую черту которого ему хочется унести в «пучины бесконечны». Они «таятся и пылают» в его душе, требуя творческого преображения («Надеждой сладостной младенчески дыша...», 1823).

«Безумное» волнение любви («Простишь ли мне ревнивые мечты...», 1823) в стихах последующих лет теряет романтическую окраску. Однако многообразие реальных проявлений чувства оказывается богаче «сна воображенья» («Фонтану Бахчисарайского дворца», 1824). Стихотворения воспроизводят ощущения лирического героя в каждое из «чудных мгновений», даруемых человеку любовью.

А.С.Пушкин был поистине новатором в русской любовной лирике. Его строки – грациозные, нежные, величественные – до сих пор бередят умы и сердца многих людей во всем мире.

Отношение поэта к любви с каждым периодом его творчества постепенно менялось и трансформировалось. Юность поэта была насквозь пронизана влюбленностью и интересом Пушкина к любовным переживаниям. Но здесь еще чувствуется игривость, несерьезность молодого дарования ("Красавице, которая нюхала табак", "Монах", "К Наташе"), что характерно для жанра «легкой поэзии». Недаром Пушкина считают последователем греческого поэта Анакреона, который писал легкие эротические стихотворения.

В более поздних стихотворениях поэт поддерживает волну романтизма, раскрывая и показывая все радости любви. А со временем мы увидим, что любовь для Пушкина сродни вдохновению и уже тогда поэт увидит в возлюбленной спутницу, друга, без которого жить становится невмоготу.

Любовная лирика Пушкина иногда оценивалась неоднозначно. Критики давно и безоговорочно говорят только о тех произведениях любовной лирики, которые признаны шедеврами. Произведения же более откровенные в расчет не берутся («Наслажденье», «Желание», «Блаженство» и др.). И зачастую мы о них даже не слышим и нигде не читаем.

Лирический герой и поэт – это два разных человека. Лирический герой только передает те уроки, те ощущения и чувства, которые испытал сам поэт. Сам же Пушкин не отвергает земные радости – блаженство, желание, а наоборот призывает наслаждаться ними:

«Миг блаженства век лови…Пока живется нам, живи».

Да и сама жизнь, с ее радостями всегда приятнее, чем искусство, утверждал поэт. Для А.С.Пушкина любовь знаменовала собой явление чистого сознания , незамутненного. Это чувство всегда предшествовало любви как таковой и служило своего рода знаком перед ее появлением:

«Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты...» («Я помню чудное мгновенье...»)

Только пробужденная душа способна любить, способна чувствовать и видеть красоту. А душа утомленная, уставшая, к сожалению, стирает память о прекрасных встречах.

Любовная лирика поэта , как отмечают многие критики и читатели, пронизана музыкальностью . Многие произведения звучат как романсы, как симфонии, напоминающие бетховенские произведения с активным ярким торжественным финалом. Сегодня часть из них положена на музыку: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне» и многие другие.

А.С.Пушкин – поэт грустно-меланхоличный, но при этом его грусть не депрессивная, она чистая и светлая . Его сердце, даже разбитое безответной любовью, полно любви к избраннице:


«И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может».

Общее состояние лирической поэзии Пушкина – это состояние тихой светлой печали, в любом случае воспевающей красоту человеческой души. При этом возлюбленная для Пушкина – почти божество, это чудо, ниспосланное богом:

«Исполнились мои желания.Творец тебя мне ниспослал, Тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец». ("Мадонна", 1830 г).

Равнять женщину с Богородицей, с Мадонной, может лишь человек, понявший ту роль, которую женщина исполняет в его жизни, полюбивший всем сердцем и поверивший в любовь.

Любовь у Пушкина – это источник вдохновения, это жизнеутверждающая сила. У Пушкина было много влюбленностей (Керн, Собаньская, Ризнич, Воронцова). Но при этом вечной потребностью поэта была только потребность любить.

Интересно, что многие понятия, которые Пушкин рассматривает в своей поэзии, он рассматривает через женщину. Муза – это женщина, судьба – женщина, толпа - это «крылатой новизны любовница слепая», надежда – «хорошенькая женщина».

Интересным есть тот факт, что любовная лирика поэта практически не пользуется метафорами и эпитетами. Талант гения Пушкина в том, что он мастерски и непринужденно складывает слова в строки и тем самым умудряется создать мелодию стихотворения, полного образов и волнительной трогательности.

«Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим»

Гоголь называл любовную лирику Пушкина «чистой поэзией». А чистой поэзии не нужна мишура и блеск. Она проста и лаконична. Каждое слово само по себе содержит силу и смысл. Гоголь сравнивает его с «бездной пространства», в которой смысл слова может быть необъятен.

А.С.Пушкин верил в любовь как в огромную силу, движущую жизнью и оставил в наследство целую россыпь поэтических бриллиантов – произведений, которые неоднократно, из поколения в поколения перечитываются все новыми и новыми читателями.

Само понятие лирика, лирическая поэзия произошло от греческого lyrikos – лирный, лирический, «исполняемый под звуки лиры». Эта поэзия, по выражению известного немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, - «изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания. Это личная мысль, которая заключается в том, что она имеет в себе наиболее интимного и реального, выраженного поэтом, как его собственное настроение; это живая и вдохновенная продукция его духа» .

Творчество А.С. Пушкина проникнуто этой чувственностью, личными переживаниями поэта, его отношением к людям, окружающей природе и жизни в целом. Талант Пушкина, его великолепное владение пером, позволили отразить всю эту эмоциональность в стихотворениях поэта.


Любовная лирика Пушкина

Романтическая лирика Пушкина – искренняя, тонкая, временами страстная. Для Пушкина влюбленность – это естественное, необходимое для жизни и творческого вдохновения состояние.

Красота выражения чувств и переживаний поэта отражена в таких шедеврах, как «Желание» , «Я помню чудное мгновенье…» , «Я вас любил…» , «На холмах Грузии лежит ночная мгла» и других стихотворениях о любви


Природа в лирике Пушкина

В своем творчестве Пушкин часто обращается к красочным описаниям природы. Стихотворения о природе передают сказочное волшебство и величие русской природы. Особенно поэт предпочитал осень: «из годовых времен, я рад лишь ей одной». Он очень живописно раскрашивает осенний пейзаж: «прекрасное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса».

Отчасти, природа для Пушкина - это возможность уйти от бренной суеты жизни, скрыться от надоевших проблем и насладиться истинной красотой. Яркие и живые описания природы содержатся в стихотворениях «Деревня» , «Осень» , «Кавказ» , «Зимнее утро» , «Зимний вечер» , «Зимняя дорога»


Свободолюбивая лирика Пушкина

В своей лирике Пушкин часто раскрывает свои философские, политические и социальные убеждения и помыслы. Поэт являлся великим вольнодумцем и проповедником свободы во всех ее проявлениях. В творчестве Пушкина отражены проблемы современного ему общества, отношения между властью и народом, между людьми разных сословий.

Введение

Впервые с Пушкиным я познакомилась в раннем детстве. Когда я ещё не умела читать и писать, мама перед сном читала мне его сказки. Дальнейшее знакомство продолжалось уже в начальных классах, в школе. С начало мы читали сказки, стихи о природе, а потом стали изучать более объёмные произведения: поэму «Полтава»; повести «Дубровский» и «Капитанская дочка». И вот уже в этом году мы познакомились с замечательным романом в стихах «Евгений Онегин».

Значительное место в творчестве Пушкина занимает тема любви. Именно она оказала особенное воздействие на мою душу. Уверена, что именно в лирике она раскрывается наиболее полно. Обычно любовную лирику определяют как род поэтического творчества, в котором с той или иной полнотой раскрывается душевная жизнь поэта. В лирике чаще всего присутствуют личные местоимения, поэт говорит от первого лица. Но в этом заключается удивительная особенность лирики: она воздействует на тех, кто читает стихи и воспринимает их от своего лица. Также произошло и со мной, поэтому мне так дорога и близка лирика А.С. Пушкина, а особенно стихи о любви.

Для написания реферата я изучила много книг. О первом увлечении Пушкина я узнала из книги Л.И. Соболевой «А.С. Пушкина. Избранные сочинения». О его отношениях с Керн я прочитала из книги Б. Томашевского «Пушкин». О его лучшем романе «Евгений Онегин» я узнала ещё в школе, но о том, как создавался этот роман, я нашла материал в книгах С. Бонди «О Пушкине» и С.М. Петров «А.С. Пушкин».

Основная часть

Любовь – это самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство; именно оно наполняет нашу жизнь смыслом, делает её яркой, красочной. Любовь Пушкина была разнообразной и богатой. Его отношение к ней менялось на протяжении всей жизни. Стихи Пушкина ярко выражают отношение поэта к любви. И это чувство не покидало Александра Сергеевича всю сознательную жизнь. Начиная с первого, дошедшего до нас стихотворения «К Наталье», в котором четырнадцатилетний Пушкин обращается с первым, ещё робким чувством восхищения к крепостной актрисе домашнего театра графа В.В. Толстого в царском селе:

В первый раз ещё, стыжусь, В женски прелести влюблен Целый день как ни верчуся, Лишь тобою занят я…

(«К Наталье»; 1813 год)

И от этого первого увлечения ранней юности крепостной актрисой до прекрасной любви к тезке, великолепнейшей красавице Натальи Гончаровой. Любовь заняла основное место в творчестве Пушкина. Он на протяжении двадцати трех лет не устает свято и нежно воспевать это великое чувство:

Если в жизни поднебесной Существует дух прелестной, То тебе подобен он,…

Это писал Александр Сергеевич в альбом Анны Петровны Керн, той самой, которая и вызвала в жизни «Чудное мгновение». Свое стихотворение о любви «Я помню чудное мгновение» он посвятил именно ей. Анна Петровна Керн – живая, красивая и обаятельная женщина. Она очень понравилась Пушкину. Он говорил: «Она была слишком блестяща». Первая встреча поэта с Анной Петровной произошла в доме Олениных в 1819 г, когда Пушкин был в ссылке в Михайловском. Стихотворение, посвященное ей, автобиографично. Пушкин начинает его с пересмотра своего жизненного пути. Он вспоминает о первой встрече с Керн и мысленно переносится в петербургскую обстановку 1817 – 1820 г.г, годов, проведенных

В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты…

События оборвали эту пору жизни поэта:

Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты…

Позже, когда возлюбленная покидает поэта, жизнь его теряет смысл, из нее исчезают все запахи, краски, звуки. Она становится унылой:

В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви

И лишь только любимая появляется вновь, к Пушкину возвращается полнота жизни:

И сердце бьется в упоенье И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь

(«Я помню чудное мгновенье…» 1825 год)

Не моментальной встречей был вызван этот прилив жизненных сил. Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, вдохновенье, а вместе с тем – упоение жизнью и любовь, венчающую эту полноту жизнеощущений. Пробужденная душа раскрылась и для творчества, и для слез, и для любви. Позднее поэт встретился с Анной Петровной в Петербурге, питал к ней искреннюю дружбу и принимал живое участие в ее судьбе. Редкое стихотворение Пушкина обладает такой популярностью, как это.

В дальнейшем любовь становится очень дорога Александру Сергеевичу, даже любовь безответная. Любовь у Пушкина – это животворящая сила:

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.

(«Я вас любил…»1829 год)

Поэт проповедует самоотречением от любви ради счастья любимого человека. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Он желает ей всего, чего желал бы себе в ее положении. Стихотворение «Я вас любил…» отражает эти убеждения Пушкина. Подобных стихов не писал никто. Впервые в русской литературе возлюбленный выступает как альтруист, готовый отказаться от всего счастья ради спокойствия возлюбленной:

Любовь для поэта – это прежде всего любовь к своей избраннице, а не к самому себе и к своему чувству. Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она когда-нибудь встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как он. Любовь диктует Александру Сергеевичу доброе признание возлюбленной.

Строки стихотворения «Я вас любил…» свидетельствуют об отношении Пушкина к любви, которое выражается также в стихотворении «На холмах Грузии», написанном в 1829 году. Автор говорит о том, что жизнь без любви не может быть полноценной даже в том случае, если это чувство подвергает человека в уныние, сердце продолжает «гореть и любить», потому что «не любить оно не может». Пушкин намеренно включает в лирическое повествование элементы пейзажа. Кавказ становится полноправным участником происходящего. Река Арагва – символ реки жизни, течение которой столь же стихийно и стремительно:

На холмах Грузии лежит ночная мгла. Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может.

(«На холмах Грузии лежит ночная мгла…» 1829 год)

Другие стихотворения, относящиеся к любовной лирике – «Талисман», «Храни меня, мой талисман», «Сожженное письмо» - посвящены Елизаветте Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки в 1823 году и страстно ей увлекся. Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и умом, прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но она была замужем за генерал-губернатором Новороссийского края М.С.Воронцовым, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кобалистических знаков, точно такой же перстень она оставила у себя. Именно этому перстню Пушкин и посвятил стихотворения «Талисман» и «Храни меня, мой талисман ». В «Талисмане», написанном в 1827 году, поэт говорит о том, что получил в подарок талисман, который должен будет спасать его от несчастной любви. Нельзя не отметить, что Пушкин с некоторой иронией говорит об этом талисмане:

В бурю, в грозный ураган, Головы твоей, мой милый, Не спасет мой талисман

В стихотворении «Храни меня, мой талисман», написанном в 1825 году, Пушкин показывает более серьезное отношение к Талисману:

Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в дни печали мне был дан.

Ведь талисман Александру Сергеевичу был подарен любимым человеком. Позже Пушкин в Михайловском получал письма, запечатанные таким же перстнем, как у него. Одно из этих писем Елизаветта Ксаверьевна попросила поэта сжечь. Поэт долго не может решиться сделать этого, так как письмо возлюбленной – это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцовой все-таки была исполнена. Это событие поэт описал в стихотворении «Сожженное письмо», написанное в 1825 г:

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела

Как долго медлил я! Как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!... Но полно, час настал. Гори письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!... вспыхнули! пылают – легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе унылой, Останься век со мной на горестной груди…

Так же замечательно и стихотворение «Ночь» - удивительное по силе и эмоциональности выражение страстной любви. «Ласково и томно» звучат в ночном молчании стихи возлюбленной поэта; он видит перед собой в темноте блестящие глаза своей возлюбленной, ее улыбку, слышит ее голос, говорящий нежные слова. Романтическая туманность, неясность, неточность смысла, «музыка прежде всего», доведены здесь до крайности. Не сразу можно понять даже, говорится ли в этом стихотворении о ночном свидании или поэт в одиночку мечтает о своей возлюбленной, читает вслух стихи, написанные для нее, и только в воображении видит ее перед собой:

Мой голос для тебя и ласковый, и томный Тревожит поздное молчание ночи темной Близ ложа моего печальная свеча Горит; мои стихи, текут, сливаясь и журча. Текут, ручьи любви, полны тобою Во тьме твои глаза блистают предо мною Мне улыбаются, и звуки слышу я: Мой друг, мой нежный друг … люблю… твоя… твоя…

(«Ночь» 1823 год)«Только одно слово в стихотворении, один этикет – «печальная свеча» - указывает на то, что поэт сейчас один, и только сила влюбленной мечты создает перед ним и облик милой и ее любовные слова… Вот типичный образ лирического стиля настоящего романтика». Пушкин писал не только стихи о любви, но и романы о любви, и, как он сам говорил, любимым его романом был «Евгений Онегин». К его созданию Пушкин приступил еще весной 1823 года, находясь в Южной ссылке. Первые строфы возникли у Александра Сергеевича еще в Кишиневе, а продолжались в Михайловском. Поначалу Пушкин намеревался придать своему роману сатирический характер, но позднее замысел поэта изменился. Главной его целью ставится изображение в «Евгении Онегине» широкой картины русской жизни, образов русских людей, современной ему действительности. Уже поначалу Пушкин чувствовал, этот роман – лучшее его произведение. Многое в «Евгении Онегине» было подготовлено и ранней лирикой Пушкина. Роман в стихах вобрал в себя богатый поэтический опыт поэта, его поэтические находки и достижения. Роман создавался так свободно, как ни одно произведение Александра Сергеевича. «Евгений Онегин» писался дольше, чем любое другое произведение Пушкина – более семи лет. За эти годы многое менялось и в России, и в самом поэте, и все эти перемены не могли не найти своего отражения в романе. Он как бы тек параллельно потоку русской жизни, и своеобразной ее поэтической историей. При всем этом «Евгений Онегин» представляет собой удивительно цельное произведение. Автор неотступно присутствует при всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Роман Пушкина основан на событийном сюжете. Этот событийный узел романа необычайно прост: юная героиня встречает героя, которого она давно ждала в своих мечтах, влюбляется в него, но тот остается, холоден и не отвечает на ее чувства. Позднее, спустя годы, герой и героиня снова встречаются. На этот раз влюбляется герой, но героиня, хотя и продолжает его любить, отказывается следовать голосу чувства и изменить тем обетам верности, которые она дала мужу и самой себе. Все это, казалось бы, просто, но в самой этой простоте заключено «зерно вечного». Социальным типом исторического значения является центральный герой романа – Онегин. Через него читатель узнает и начинает лучше понимать нечто характерное, общее, что встречается ему в жизни, среди людей. Евгений – это «мужское» начало русской жизни, ее динамика, ее энергия, ее неприкосновенность и неуспокоенность, ее скитальчество. Татьяна же – ее «женское» начало, ее сила, верная, устойчивая и консервативная. Белинский писал: «Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и в лице Ленского, показал ее главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину». Татьяна полюбила Онегина. Какая сила, и какая точность выбора. И какая смелость! Онегин при первой встрече не узнал Татьяну, не оценил ее. И она же и тогда любила Онегина, и потом продолжала любить, ощущая его настоящее начало, обращаясь прямо к сердцу, в котором «есть и гордость и прямая честь». К сердцу человеку несчастного, неудовлетворенного, разочарованного, страдающего, ищущего. Татьяна должна была полюбить и полюбила человека ищущего.