Что такое суффикс и приставка. Словообразование. Как проверить безударный гласный в корне слова

Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов . Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.

1. Приставочный способ - образование новых слов с помощью приставок.

Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере - (пере-плы -ть ← плы -ть ).

    Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.

    Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.

    Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи -ть ← ходи -ть ; сверх -одарённ -ый ← одарённ -ый ; по -ныне ← ныне .

Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.

Ср.: за -пе -ть ← пе -ть ; до -пе-ть ← пе -ть ; с -пе -ть ← пе -ть ; пере -пе -ть ← пе -ть .

2. Суффиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.

Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и -ть ← смол -а ).

    Суффиксальный способ - один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез-няк □ ← берёз -а ; перепис-ыва -ть ← перепис/а -ть ; сер-оват -ый ← сер -ый ), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер-е -ть ← сер -ый ; сер-ость □ ← сер -ый ; сер-о ← сер -ый ).

3. Постфиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.

    В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:

    а) возвратный постфикс -ся ;
    б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь .

    Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.

    Например: учи -ть -ся ← учи -ть ; как -ой -то ← как -ой ; когда-либо ← когда .

Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.

4. Нулевая суффиксация - образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.

Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным .

Например: высь -Ø□ («высокое пространство») ← выс/ок -ий ; задир -Ø-а («тот, кто задирает») ← задира -ть .

    Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.

    Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:

    1. восхожд-ениj -е ← восход/и -ть ; надрез-к -а ← надрез/а -ть ; удаль-ств -о ← удал -ой ;

    2. восход -Ø□ ← восход/и -ть ; надрез -Ø□ ← надрез/а -ть ; удаль -Ø□ ← удал -ой .

    В первом случае (восхождение, надрезка, удальство ) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход -Ø, надрез -Ø, удаль -Ø) - нулевая суффиксация.

Обратите внимание!

В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации:

1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.

2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.

3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.

Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.

4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.

Задира ← задирать, рёва ← реветь.

5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.

Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.

6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.

Гуща ← густой, круча ← крутой.

7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.

Синь ← синий, глушь ← глухой.

    При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).

    Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и -ть ; рассказ -Ø□ ← рассказ/а -ть ; щебет -Ø□ ← щебет/а -ть .

5. Приставочно-суффиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.

    Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

    Например: под -стакан-ник □ ← стакан □ ; под -шеф-н -ый ← шеф □ ; обез -оруж-и -ть ← оружи-j -е ; по -сво-ему ← сво -й .

Обратите внимание!

1) Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу.

Ср.: под -окон-ник □ («под окном») ← окн -о ; под -стакан-ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун-иj -е («без луны») ← лун -а .

2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:

без-людь- [ j ] -е ← люд -и .

3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:

а) от прилагательных - с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :

по-взрослому ← взросл ый ; по-хорошему ← хорош ий ; по -товарищески ← товарищеск ий ; по -волчь- [ j ] -и ← волч ий ;

б) от порядковых числительных - с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :

во-перв-ых ← перв ый ; в-треть-их ← трет ий .

4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:

без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног -а ; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .

Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:

без -билет-н -ый («без билета») ← билет □ ; без -вред-н -ый («без вреда») ← вред □ .

6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:

    приставочно-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;

    Вы -плака -ть -ся ← плака -ть ; в -чита -ть -ся ← чита -ть .

    суффиксально-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;

    Роль морфем в русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.

    Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка.

    Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.

    Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.

    Цель моей научно-исследовательской работы заключается в том, чтобы раскрыть всю важность и значимость суффиксов и приставок в русском языке.

    Что такое суффикс?

    Суффикс – значимая часть слова, служащая для образования новых слов.1

    В грамматике суффикс - это морфема, находящаяся между корнем и окончанием. Суффикс бывает словообразовательным (например, чит-а-ю, стрел-к-а, гром-к-ий) и словоизменительный (формообразующий) (например, чита-л-а, чита-ющ-ий, скор-ее). 2

    Суффикс - (лат. suffixus - прикрепленный), разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (в русском языке "дом-ик") или основой (в русском языке "широт-н-ый") и предшествующая окончанию.

    Суффиксы в отличие от приставок могут вызывать чередования в корне слова:

    тер-е-ть, вы-тир-а-ть; блест-е-ть, блист-а-ть. Суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи. Суффиксы существительных -ик, -ечк-, -чик- и т.д. (крест-ик, мест-ечк-о, попутчик); прилагательных –лив-, -н- и др.(совест-лив-ый,длин-н-ый); наречий –о-, -а-.

    Суффиксы бывают простые и составные. Простые суффиксы выступают как морфемы, осознаваемые как неразложимые и целостные не только с точки зрения значения и выделения, но и внутреннего строения (-и- , -тель-, -н-, -ти и т.д.). Составные суффиксы, являясь целым, чувствуются все же как образования, возникшие путем объединения двух суффиксов.

    В качестве составных суффиксов можно назвать суффиксы –тельн- (упоит-ельн-ый), -овник (шип-овник), -тельств(о) (надруга-тельство).

    Употребляемые в русском языке суффиксы в своей подавляющей массе исконно русские, возникшие на базе существующего в нем материала или унаследованные им из более древнего источника. (-енств-, -знь. Например, блаж-енств-о, жи-знь)

    Однако наряду с исконно русскими суффиксами в именах существительных имеется определенное количество заимствованных суффиксов.(например, суффикс –ер (-ёр) пришедший к нам из французского языка: дириж-ер, дизайн-ер, дубл-ер)

    Суффиксы подразделяются на формообразующие, используемые для образования форм слова, и словообразующие, служащие для образования новых слов. Четкость и определенность значения суффикса зависят от того, является ли это значение свободным или оно выступает как связанное, является ли этот суффикс в данном слове или форме производящим элементом или же он достался им «по наследству» от образующей основы.

    1Алабугина Ю.В. толковый словарь русского языка для школьников, 2005 стр.378

    2 Ожегов С. И. Толковый словарь

    3 Большой Энциклопедический Словарь

    Формообразующие суффиксы

    Формообразующий суффикс – суффикс, служащий для образования форм слова. В отличии от окончаний формообразующий суффикс не выражает грамматических значений рода, числа, лица, падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степени сравнения. Формообразующий суффикс бывает нулевым.

    К формообразующим суффиксам относятся:

    Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –о, -е: -ее, -ей, -е, -ше, –же, -ейш-, -айш- : сильный – сильно – сильн-ее; дорогой – дорого – дороже; тонкий – тонк-о – тонь-ше; глубокий – глубок-о - глуб-же; покорный – покорн-ейш-ий – покорн-ейш-е; высокий – высочайший – высоч-айш-е.

    Суффиксы прошедшего времени глаголов изъявительного и сослагательного (условного) наклонения -л- и нулевой суффикс: дела-л – дела-л бы.

    Суффиксы неопределённой формы глагола -ть, -ти: лежала - лежать; пас-л-а - пасти.()

    Суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени -ущ-, -ющ, -ащ-, -ящ-, -вш-, -их-: нес- ущ-ий, игра-ющ-ий, крич-ащ-ий, свист-ящий, читавший, Рос-ш-ий;

    Суффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-: организу-ем-ый, любимый, вед-ом-ый, увиденный, раскро-енн-ый, стёртый;

    Суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида -а-, -я-, -учи-, -ючи-, в-, -вши-, -ши-: слыш-а, дава-я, будучи, игра-ючи, проигра-в, наду-вши-съ, запер-ши-съ.

    С помощью формообразующих суффиксов образуются формы слов, которые тоже не менее важны, чем слово, от которого они образованы.

    Словообразовательные (словообразующие) суффиксы.

    Словообразовательный суффикс – словообразовательная морфема, стоящая после корня, которая служит для образования новых слов.

    Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь они служат для образования однокоренных слов: писать – писа-тель; опыт – опыт-н-ый.

    Словообразовательные суффиксы – великие строители слов. Ведь с помощью словообразовательных суффиксов образовано большинство слов.

    Например, много словообразовательных суффиксов у существительных. Много суффиксов обозначающих деятеля или человека какой-то профессии: -арь, -тель, -ник, -ниц- и ер(суффикс – иностранец пришел к нам из французского вместе с заимствованными словами): аптек-арь, ток-арь, библиотек-арь, учи-тель, спаса-тель, преподава-тель, уче-ник, защит-ник, шут-ник, уче-ниц-а, учи-тель-ниц-а, грав-ер, дириж-ер, билет-ер, дизайн-ер.

    Суффиксы –арь, -тель. –ник, -ер могут обозначать и предметы, это второе значение этих суффиксов(фон-арь, учеб-ник, выключа-тель, тренаж-ер).

    Но есть и такие суффиксы, которые «создали» несколько слов и больше не «работают» - «ушли на пенсию», например, -ух и –юх: пет-ух, кон-юх.

    Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь именно с помощью них образованы все однокоренные слова русского языка.(например, Учить – ученица – учеба - учебник)

    Уменьшительные суффиксы

    Уменьшительность, особое языковое значение, прежде связанное прежде всего с указанием на уменьшение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный уменьшительный суффикс: заяц – зайч-ик, добрый – добр-еньк-ий, крест – крест-ик.

    Образовать уменьшительное слово возможно далеко не во всех случаях, например, если уменьшенного слова вообще не существует: микроб, небоскреб, ураган.

    Уменьшительные суффиксы бывают ласкательными и пренебрежительными. Из ласкательных суффиксов наиболее употребительны:

    К-: гора - горка, рука - ручка, голова - головка;

    Ик-: стол - столик, дом - домик;

    Чек-: стакан – стаканчик, чемодан – чемоданчик;

    Из пренебрежительных суффиксов наиболее употребительны

    Ишк- : город - городишко, платье - платьишко, хвастун - хвастунишка;

    Онк-/-ёнк-: лошадь - лошадёнка, корова - коровёнка, кляча - клячонка.

    Например, слово картинка – это картина меньших размеров. Если говорить о роли суффиксов, то можно рассмотреть на этом примере. Если человек скажет: «Какая красивая картина,» - то это будет не точно сказано, ведь картинка же маленькая в отличие от картины.

    В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь пишет:

    « Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие…. Другой род мужики составляли толстые…»

    В данном эпизоде Н.В. Гоголь использует слово «тоненькие»

    Владимир Владимирович Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

    Все мы немножко лошади,

    Каждый из нас по-своему лошадь.

    Хвостом помахивала,

    Рыжий ребенок.

    Пришла веселая,

    Стала в стойло.

    И все ей казалось-

    она жеребенок,

    И стоило жить,

    и работать стоило

    В этом стихотворении используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с помощью которых автор выражает свое отношение к тому, о чем говорит, то есть о лошади. Автор очень трепетно относится к лошади, он говорит эти слова с любовью.

    .
    Цели. 1. Ознакомить учащихся со словообразовательной ролью приставок и суффиксов.

    2. Развивать умения выделять в слове

    приставку и суффикс.

    3. Формировать умения образовывать новые слова при помощи приставок и

    суффиксов.

    4. Развивать умения разбирать слова по составу.

    5. Развивать орфографическую зоркость.

    6. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки.


    Оборудование: учебник русского языка 3 кл. Т.Г.Рамзаевой, таблица образования новых слов с помощью приставок и суффиксов

    « Чудо – дерево », таблица « Состав слова », карточки « приставки и суффиксы».


    ХОД УРОКА
    1.Организация класса.
    2. Проверка домашнего задания.
    - Начнем с проверки домашнего задания. Открываем учебник и тетрадь.

    Цель.- Я проверяю, правильно ли вы определили названия грибов по их признаку.

    Читаем первый признак. Какой это гриб?

    С какой орфограммой встретились? (парная согласная)

    Читаем второй признак. Какой гриб?

    Какая орфограмма встречается в этом слове?
    Третий и четвертый признак проверяются аналогично.
    - Какое еще было задание? (к словам рыжик и подберезовик подобрать однокоренные слова)

    Какие слова называются однокоренными?

    Какие однокоренные слова подобрали?

    А я подобрала слово подберезовики. Правильно ли я выполнила задание?


    ИТОГ: - Какие слова называются однокоренными?

    Как по-другому их можно назвать?

    С домашним заданием справились.
    3. Повторение изученного материала.
    - Какую большую тему мы начали изучать? (Состав слова).

    Цель: - Сегодня на уроке мы продолжим изучать состав слова и узнаем, из каких еще частей может состоять слово. На уроке у нас будет помощник. Кто это? (Ежик, у которого иголки- корень слова, носик- приставка, хвостик- суффикс)


    Начнем с работы в тетради.


    А) Минутка каллиграфии.

    Сегодня берем на контроль соединение еж

    Напишем это соединение один раз.

    Сравним с образцом. У вас также? Напишите соединение еще три раза.

    Открываем учебник с.58 упр. 146.

    Читаем задание. От какого слова будем образовывать новые слова? При помощи чего? Какой корень в этих словах ?

    Какие слова получились?

    Уходить, доходить, подходить, входить, отходить.

    - Запишем эти слова в тетрадь. Какие части слова будем выделять? (Корень, приставку).

    К какому еще слову нужно образовать одно

    коренные слова. (К слову летать)

    Какой корень будет в этих словах? (лет-)

    Образуйте к слову летать однокоренные слова с помощью тех же приставок. Запиши-

    те эти слова в тетрадь.

    Проверяем. Что выделяем?

    Что мы сейчас делали? (Образовывали слова с помощью приставок.)

    Сделайте ВЫВОД: что такое приставка?

    (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)


    В) Знакомство с суффиксом.

    Давайте вернемся в наш словесный сад. Посмотрите, не только перед корнем

    появляется новая часть, а где еще, (После корня)

    Для чего она понадобилась?

    На ежике снимаю табличку « суффикс»

    После корня он стоит

    Перед окончанием

    Его я, если заменю,

    Другое слово получу.

    Обозначу уголком.

    Это суффикс.

    Сделаем ВЫВОД: что такое суффикс?

    (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)
    Г) Первичное закрепление.
    - Сейчас мы потренируемся образовывать новые слова при помощи суффиксов. Упр. 147 с. 58 – читаем задание.

    Какие слова у нас получаются?

    Запишите в тетрадь только те слова, которые вы образовали с помощью суффикса . Выделите в словах корень и суффикс.

    Сравните слова без суффикса и с суффиксом. Какой оттенок внес суффикс в смысл слов? (Оттенок уменьшения)

    Городок – это маленький город, а как мы скажем об огромном городе? (городище)

    А о большом дубе? (дубище). О сильном ветре?

    Какой суффикс появляется в этих словах?


    - Какой оттенок внес этот суффикс в смысл слов? (увеличение)

    Мы уже говорили, что каждая морфема в слове имеет смысл. В этом мы еще раз убедились на примере суффиксов.

    ИТОГ: - С помощью чего могут образовываться новые слова?

    Посмотрите на доску. Что вы можете сказать об этих словах?

    ПОСАДКА

    ПЕРЕСАДКА

    (Они образованы с помощью приставки и суффикса)

    Сделаем полный вывод.
    5. Закрепление нового материала.

    Упр. 150 с. 59 – читаем задание.

    Цель: - Закрепим тему сегодняшнего урока. С помощью приставок и суффиксов

    образуем от данных слов новые слова. Запишите их самостоятельно.

    Проверяем.
    6. Итог урока.
    - Подведем итог нашего урока. Что мы делали сегодня на уроке? (Познакомились с

    новыми частями слова)

    Что это за части слова ? (приставка и суффикс)

    Какие это части слова? (словообразующие)

    Для чего они служат? (для образования новых слов)

    Всем спасибо. Урок окончен.


    7. Домашнее задание.

    Ответ:

    Корень – это главная часть слова, в которой заключено основное значение всех родственных однокоренных слов. (Например: гриб, гриб ок, гриб ной, гриб ник – корень гриб- ).

    Основа слова – это часть слова без окончания. В основу могут входить приставка, корень, суффикс. (грибн ой, основа грибн -)

    Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (у дома , к дому, за домом).

    Окончание не служит для образования новых слов!

    Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (при бежал, от бежал, за бежал)

    Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

    (дом, домик , домов ой, домищ е)

    Алгоритм разбора слов по составу:

    1. Прочитай слово. Измени форму слова. Выдели окончание.

    2. Выдели основу слова – всё слово без окончания.

    3. Подбери несколько родственных слов. Выдели общую часть – корень.

    4. Укажи приставку.

    5. Укажи суффикс.

    Билет№4.

    Правило «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

    -Как проверить безударный гласный в корне слова?

    - Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне слова?

    - Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

    Ответ:

    - Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

    о ря́ – мо́ ре, ре ка́ – ре́ чка и т.д) .

    Чтобы проверить две безударные гласные в корне слова, надо подобрать два проверочных слова (однокоренное или изменить слово) так, чтобы на эти гласные падало ударение. (зе ле не́ли – зе́ лень, зелё ный)

    Слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.(пе на́л, го ри зо́нт)



    Билет № 5

    Правописание согласных по глухости-звонкости в корне слова

    Ответ:

    Чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова надо подобрать родственное слово, так, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или звонкий согласные(л,р,м,н) . (мороз - морозы, морозн ый, уз ко – узе нький)

    Билет № 6

    Правописание непроизносимых согласных в корне слова

    Ответ:

    1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова): трост ник - трост очка, трост ь, вест ник - весто чка, вест ь.

    2. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить: чув ствовать.

    Билет № 7

    Правописание разделительных Ь и Ъ знаков

    Ответ:

    Разделительный ъ (твердый знак) пишется после приставок оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я . (подъ е зд, разъ я снил)

    Разделительный ь (мягкий знак) пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и (кресть я нин, вь ю га, соловь и )

    Билет № 8

    Правила переноса

    Ответ:

    1. Слова переносят с одной строки на другую по слогам: оси-на, осен-ний, чай-ник, маль-чик.

    2. При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя одну букву переносить на другую строку: я/ма, аро|мат .

    3. От предшествующих букв не отрывают буквы Й, Ь, Ъ: вой-на, рель-сы, подъ-ём.

    4. Если в слове двойные согласные (две одинаковые буквы), то одна переносится, а вторая остается на строке: ван-на, осен-ний, рас-сказ.

    Билет № 9

    Имя существительное. Начальная форма.

    Морфологические признаки.

    Ответ:

    Имя существительное кто? что? и обозначает предметы, людей, животных, явления природы и др.

    Начальная форма – И.п., ед.ч. (отв. на вопрос кто? или что?).

    Морфологические признаки:

    1) Постоянные:

    · собственное (обозначает ФИО людей, клички животных, названия

    литературных произведений, газет и журналов,

    географические названия)

    или нарицательное,

    · одушевлённое (обозначает только людей и животных, отв.на вопрос кто?)

    или неодушевлённое (отв.на вопрос что?)

    · род (м.р.- он, мой; ж.р.- она, моя; ср.р.- оно, моё),

    · склонение (1,2 или 3).

    2) Непостоянные:

    · число (ед.ч. или мн.ч.) (Есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч., например: молоко, сметана, рожь ,

    а также сущ., которые употребляются только в форме мн.ч.,

    например: каникулы, ворота, ножницы .

    У сущ., которые употребляются только в форме мн.ч., не определяется род и склонение.)

    Билет № 10

    Что такое склонение. Падежи имён существительных.

    Как определить падеж имени существительного.

    Ответ:

    Склонение – это изменение имён существительных по падежам с помощью вопросов.

    В русском языке 6 падежей:

    Чтобы определить падеж имени существительного, надо:

    1. Найти слово, от которого зависит это существительное.

    2. Задать от главного слова вопрос к имени существительному.

    3. По вопросу и предлогу определить падеж.

    Билет № 11

    Имя прилагательное. Начальная форма.

    Морфологические признаки

    Ответ:

    Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и обозначает признак предмета .

    Начальная форма – И.п., м.р., ед.ч. (отв. на вопрос какой? или чей?).

    Морфологические признаки:

    · род (только в единственном числе)

    Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, от которого оно зависит.

    Билет № 12

    Глагол. Начальная форма.

    Морфологические признаки.

    Ответ:

    Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие или состояние предмета .

    Глаголы в начальной (неопределённой) форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? У глаголов в неопределённой форме нельзя определить морфологические признаки.

    Морфологические признаки:

    1) Постоянные:

    · спряжение (1 спр. или 2 спр.) только в настоящем и будущем времени

    2) Непостоянные:

    · время (прошедшее, настоящее или будущее)

    · число (ед.ч. или мн.ч.)

    · лицо (1, 2 или 3) только в настоящем и будущем времени

    · род (м.р., ж.р. или ср.р.) только в прошедшем времени, единственном числе

    Билет № 13

    Местоимение. Начальная форма.

    Морфологические признаки.

    Ответ:

    Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет или лицо, но не называет его.

    Личные местоимения 1 и 2 лица отвечают на вопрос кто?, а местоимения 3 лица - на вопросы кто? или что?

    Личные местоимения употребляются вместо имён существительных.

    Начальная форма личного местоимения – это именительный падеж .

    Морфологические признаки:

    1) Постоянные:

    · лицо (1 лицо– я, мы; 2 лицо – ты, вы; 3 лицо – он, она, оно, они)

    · число (ед.ч. или мн.ч.)

    · род (м.р., ж.р. или ср.р.) только в 3 лице, единственном числе

    2) Непостоянные:

    При изменении личного местоимения по падежам меняется не только его окончание, но и само слово.

    Билет № 14

    Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Распространённые и нераспространенные предложения.

    Ответ:

    Предложение - это слово или несколько слов связанных между собой по смыслу, выражающих законченную мысль.

    Предложение по цели высказывания бывает:

    Повествовательным , в котором о чем- либо сообщают (повествуют);

    На улице идет дождь.

    вопросительным , в котором о чем то спрашивают;

    Ты рано вернешься домой?

    побудительным , в котором советуют что-либо сделать, приказывают, побуждают к действию.

    Принеси мне тетрадь.

    По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!) Какой сегодня чудесный день!

    В конце повествовательного и побудительного предложения чаще всего ставится точка, в конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

    По наличию второстепенных членов предложения делятся на

    Тип урока: комбинированный.

    Цели урока:

    1. Закреплять ранее изученный материал о приставках и суффиксах, упражняться в образовании новых слов с помощью приставок и суффиксов, повторять правило написания разделительного твердого знака после приставок;
    2. Развивать мышление, память, внимание; расширять словарный запас; развивать мелкую мускулатуру рук;
    3. Прививать усидчивость, целеустремленность, работать над дисциплиной на уроках, прививать интерес и любовь к русскому языку.

    Инвентарь:

    1. Карточки с приставками.
    2. Карточки с суффиксами.
    3. Изображения животных (кот, лиса, соловей, утка, поросенок, медведь, петух).
    4. Изображение паровоза.
    5. Карточки с надписью: “строить”, “ехать”.

    Все иллюстрации и карточки могут быть как на бумажном носителе, так и в виде слайдов.

    План работы:

    1. Организационный момент.

    2. Подготовка к работе над темой урока:

    1). Чистописание.
    2). Словарная работа.
    3). Сообщение темы урока.

    3. Работа по теме урока.

    1). Словообразование с помощью приставок (слово “ехать”).
    2). Разделительный твердый знак после приставок.
    3). Образование новых слов с помощью приставок (работа со словом “строить”)
    4). Повтор правила о приставках.

    5. Физическая минутка.

    6. Продолжение работы над темой урока.

    1). Словообразование с помощью суффиксов.
    2). Повтор правила о суффиксах.

    7. Обобщение.

    8. Выставление оценок.

    9. Домашнее задание.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Подготовка к работе над темой урока.

    1). Чистописание: путь.

    2). Словарная работа : вокзал, вагон, поезд, дорога, здравствуйте.

    Запись диктанта может проводится с помощью компьютера (показ слайдов).

    Один ученик пишет эти слова на доске. Затем проводится проверка и обо– значение орфограмм.

    Учитель по своему усмотрению ставит оценку за словарный диктант еще

    двоим ученикам.

    3). Сообщение темы урока.

    – Что общего у всех этих слов? – все они связаны с дорогой, с путешествием .

    – Мы с вами отправимся в путешествие в Страну Словообразования. Нам нужно помочь отвезти туда наших друзей:

    кота, лису, петуха, соловья, утку и медведя.

    На доске появляются изображения птиц и зверей.

    3. Работа над темой урока.

    1). Словообразование с помощью приставок (работа со словом “ехать”).

    – На вокзале нас ждет паровоз (с названием “ехать”). Но у него отцеплены вагоны. Нужно их прицепить к паровозу, но они не все подходят (на вагонах написаны приставки). Найдите нужные вагоны и соберите весь поезд.

    Дети собирают поезд:

    Рис. 3

    Убираются приставки из-, над-, без-.

    – Мы сейчас составили новые слова. С помощью чего мы это сделали? – с помощью приставок.

    – Какой вывод? – приставки помогают образовывать новые слова.

    – Давайте записывают составленные слова, выделяя приставки.

    2). Разделительный Ъ после приставок перед гласными е, ё, я.

    – Чтобы наш поезд завелся, надо разделить составленные слова на две группы. Кто догадался, как можно разделить слова? – так как слово ехать начинается с гласной Е, то перед ними пишется разделительный Ъ .

    – Вспомним правила, когда пишется разделительный Ъ.

    – Запишем слова в два столбика:

    Приехать

    Объехать

    Подъехать

    3). Словообразование с помощью приставок (работа со словом “строить”).

    – Пока наши гости едут, Поросенок Наф-Наф строит им дом из кирпичей. Но ему нужна наша помощь. Дело в том, что кирпичи нужны особенные. Догадались, какие?

    Поросенок с именем “строить” собирает кирпичи с приставками, которые помогают нам образовать новые слова.

    Получаются слова:

    выстроить, построить, пристроить, устроить, застроить.

    Рис. 4

    5. Физическая минутка.

    Ребята (под музыку) помогают поросенку строить дом, выполняя особые движения: взять кирпич, положить наверх, прибить гвоздь, подать кирпичи поросенку и т.д.

    6. Продолжение работы над темой урока.

    1). Словообразование с помощью суффиксов.

    – Мы построили красивый дом. А вот и наши гости прибыли. Они могут заселяться в свои квартиры. Но вот незадача. Им надо изменить свое имя, чтобы попасть в квартиру. Наши друзья не учились в школе, они не знают, как это сделать. Давайте поможем. Догадайтесь, как нужно изменить героев и в какой квартире им жить.

    На доске домик с шестью квартирами:

    Ик, -ок, -онок, -ёнок, -оньк, -ушк.

    Рис. 5

    Ребята изменяют животных:

    Одновременно ребята помещают героев в “квартиры”.

    2). Повтор правила о суффиксах.

    – Запишем получившиеся слова, выделим в них корень и суффикс.

    7. Обобщение.

    – Вот и помогли мы нашим друзьям добраться до нового места и поселиться в теплых квартирах. Молодцы, ребята.

    – Что мы делали на уроке? – образовывали новые слова с помощью приставок и суффиксов.