Жанр произведения
- Сам автор указывает на жанр этого произведения - «восточное сказание». Что такое вообще сказание ?
- Сказание – это рассказ исторического или легендарного содержания.
- Докажите примерам из текста , что сказание действительно восточное?
- Реальное или фантастическое событие лежит в основе произведения? Докажите.
- В произведении есть фантастическое: символическое число «три», олицетворение (пальмы – живые существа), мотив волшебства. Также есть и реальное: детальное описание каравана и его привала, остановки.
Жанр произведения
БАЛЛАДА
Это лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета , основой которого являются необычный случай .
Черты баллады:
- напряженный , сложный сюжет;
- зачастую трагическая , печальная развязка ;
- сильный эмоциональный фон;
- часто используются повторы;
- одна из задач баллады - поучающая .
Композиция баллады
На какие композиционные части вы бы разделили балладу?
- Картина оазиса* и пальм (1 и 2 строфа)
- Роптание* пальм (3 строфа)
- Описание каравана (4-6 строфа)
- Приветствие каравана пальмами (7 строфа)
- Гибель пальм (8 строфа)
- Описание бесплодной пустыни (9 и 10 строфа).
- Посмотрите внимательно на структуру произведения . Как назвать такую композицию?
- Баллада имеет кольцевую композицию .
- Какой прием положен в основу произведения (когда предметы, события противопоставлены друг другу)?
- В основе баллады – антитеза – противопоставление.
Образ трех пальм
- Какой основной прием положен в основу изображения пальм. Докажите примерами из текста.
- Олицетворение лежит в основе образа пальм.
- Что собой символизируют пальмы?
- Образ пальм можно рассматривать как символ природы.
- Какие образы еще есть в балладе?
- Родник, караван
- Мы уже сказали об антитезе. Какой образ противопоставлен пальмам? Что олицетворяет собой этот образ.
- Образ каравана противопоставлен образу пальм. Образ каравана олицетворяет собой мир людей с их устройством и отношением к природе.
- Какая же тема возникает в произведении?
- ТЕМА 1: Тема красоты и гармонии человека с миром.
Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии.
Тема и идея №1
- Какая же тема возникает в произведении, если рассматривать противопоставление природы и человека ?
- ТЕМА 1: Тема красоты и гармонии человека с миром, природой.
- Определите идею в соответствии с этой темой в балладе:
- ИДЕЯ 2: Человек и природа связаны неразрывной нитью . Нельзя пользоваться природными богатствами , если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии.
Образ трех пальм
- Какие важные черты характера пальм вы бы отметили? Докажите примерами из текста.
- Гордыня – главное качество пальм: « гордые пальмы», «стали…на бога роптать ». Они смеют осуждать решение Бога: « Не прав твой, о небо, святой приговор » .
- Если бы пальмы были людьми, какими бы они были? Почему? *
- Почему пальмы стали роптать на Бога? Чего они хотели? Докажите примерами из текста.
- Пальмы были недовольны своей судьбой , они хотели для себя другого :
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор ?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!»
Образ трех пальм
- Почему же в итоге были погублены пальмы?
- Пальмы возроптали на Бога и были наказаны . Это – дорогая плата за гордыню и самоуверенность.
- Исполнилась их просьба? *
- По сути, просьба пальм была удовлетворена , ведь они просили о пользе людям.
- Задумались ли пальмы о том, к чему может привести их просьба о «пользе окружающим»? Почему?
- Нет, пальмы не думали, что их роптание обернется этим. Мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование .
Тема и идея №2
- Какая же еще одна тема возникает в произведении в связи с образом пальм?
- ТЕМА 1: Тема гордыни (самоуверенности).
- Определите идею в соответствии с этой темой в балладе:
- ИДЕЯ 2: Попытка отказаться от смирения и принятия того, что определено судьбой , может привести к фатальным (печальным) последствиям.
Народная мудрость
- Какие пословицы и поговорки вы можете вспомнить, связанные со второй (ОСНОВНОЙ) темой баллады?
Где родился, там и пригодился.
Покорись беде, и беда покорится.
Смиренье - богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье.
Гордым быть - глупым слыть. Спесь не ум.
Домашнее задание
Мы выделили образ Родника . Напишите дома небольшую творческую работу по этому образу . Примерные вопросы :
Когда мы впервые встречаем родник?
Какова судьба родника? Какие эмоции она вызывает у вас?
Справедливо ли страдает родник в конце?
Похож ли образ родника на образ пальм? В чем различие ? и т.д.
Не забудьте приводить в примеры цитаты из баллады
- Исследователи определяют жанр стихотворе-ния «Три пальмы» как балладу. Согласны ли вы с та-ким определением жанра? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете?
- Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?
- Обратите внимание на такую особенность произведения, как кольцевая композиция. В чем со-циально-философский смысл такого композицион-ного приема?
В стихотворении «Три пальмы», на-званном Лермонтовым в подзаголовке «Восточное сказание», проявляются чер-ты балладного жанра. Это суровая муже-ственность сюжета, его острая конфликт-ность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость ком-позиционных форм, ритмическая органи-зация стиха. Лермонтов в позднем своем творчестве создает балладу-аллегорию, позволяющую поставить значимые фило-софские и общественно-исторические про-блемы. Все эти признаки имеются в сти-хотворении «Три пальмы».
Для внутреннего мира Лермонтова ха-рактерно ощущение грядущей человече-ской катастрофы. В балладе «Три паль-
мы» мы находим ситуации, сходные с те-ми, что возникают в «Демоне», <<Мцыри» и «Герое нашего времени». Душа, откры-тая миру, встречает на своем пути озлоб-ление, обман, неблагодарность. Так и три пальмы, казалось бы, дождавшиеся осу-ществления своей мечты, гибнут жерт-вой человеческой жестокости. Основную мысль баллады можно определить так: пальмы — символ юных существ, полных жизненных сил и благих порывов, жаж-дущих послужить людям, принести поль-зу человечеству. Кажущееся осуществле-ние мечты делает конечный исход еще бо-лее трагичным — неожиданная гибель, смерть вместо благодарности за содеянное добро, за бескорыстную самоотдачу. Так в аллегорической форме выражено близкое поэту ощущение социально-нравственной катастрофы. Текстуальная близость этого стихотворения обнаруживается с «И скуч-но и грустно…».
Образ пустыни у Лермонтова возникает в стихотворениях «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», в поэме «Демон» и име-ет символический социально-философс-кий смысл. Материал с сайта
С помощью кольцевой композиции, в основе которой лежит прием антитезы, Лермонтов показывает трагизм человека в катастрофической ситуации. Радую-щий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (три гордые пальмы, родник с хо-лодной водой, зеленые листы — и эта роскошь в аравийской пустыне!), резко контрастирует с удручающей картиной опустошения. Резко на спад идет на-строение поэта, удрученное чувство оста-ется у читателя. Социально-философский смысл такого композиционного обрамле-ния — скорбь о том, что человек стал ви-новником катастрофы, которая опреде-ленно может погубить и его.
Три пальмы
Восточное сказание
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча пробивался водою холодной,
Хранимый под сенью зеленых листов
От знойных лучей и сыпучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем полимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?…
Не прав твой, о небо, святой приговор!”
И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой поднимали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоняя,
Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы поднимался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и визгом носясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку…
Задание к тексту:
1. Прослушайте текст.
Подумайте над поэтическим словом. В стихотворении “Три пальмы” Лермонтов называет пальмы “питомцами столетий”. Он говорит: “На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, колеблемы вихрем и зноем палимы…”.
2. Какое чувство вызвало у вас изображение “дали голубой”, какие мысли возникли при чтении отрывка стихотворения “Три пальмы”?
3. Прочитайте в словаре литературоведческих терминов определение антитезы (противопоставление).
4. Прослушайте фразы. Произнесите их правильно.
Антитеза (противопоставление)
Лермонтовские стихотворения часто бывают построены на антитезе – противопоставлении. Картина цветущего оазиса в начале стихотворения “Три пальмы” – и то же место, где стало “дико и пусто”; холодные и свободные тучи – и поэт, любящий свою родину, изгнанник; засохший дубовый листок – и полная сил красавица-чинара и т. д.
Противопоставлены друг другу отдельные картины, фразы и слова. Вот в стихотворении “Парус”: ищет – кинул, в стране далекой – в краю родном.
Благодаря антитезе предметы сопоставляются друг с другом, в них открываются новые свойства. Антитеза – одно из средств выражения мысли в поэзии и в прозе.
5. Выберите одну из пословиц, основанных на антитезе:
В какой из предложенных вам пословиц есть иносказательный смысл? Попробуйте составить небольшой рассказ, раскрыв в нем этот смысл. Это может быть рассказ о студенческой жизни или о жизни ваших знакомых, может быть сказка или фантастическая история. Одно условие – произведение должно быть построено на антитезе.
Не торопись отвечать – торопись слушать.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Делу время – потехе час.
6. Запишите рассказ на видеокассету.
«Три пальмы» — стихотворение М.Ю.Лермонтова, написанное в стиле восточного сказания. Главные герои стихотворения «Три пальмы» — пальмы, растущие среди пустыни. Среди корней пальм пробивается чистый ручей. Пальмы заботливо укрывают ручей от палящих лучей солнца и защищают его от песка, наносимого из пустыни знойным ветром.
Казалось бы, счастливый симбиоз здесь налицо – ручей питает деревья живительной влагой, а пальмы защищают ручей от зноя и песков. Но пальмам такой участи недостаточно. Они возмущаются и спрашивают небеса, когда же они смогут выполнить свое предназначение и приютить в своей тени усталых путников?
И небеса дают им такую возможность – на горизонте появляется большой караван, который направляется к пальмам. Пальмы с радостью принимают гостей, укрывая их своей тенью, а прохладный ручей щедро поит людей чистой и вкусной водой. Но вот наступает вечер, людям становится холодно и они, не задумываясь о последствиях, хладнокровно рубят пальмы на дрова. Всю ночь горят костры, а наутро караван уходит дальше в пустыню.
Лишившись защиты пальм, ручей постепенно засыхает под натиском горячих песков и знойного солнца. Проходит время и уже ничто не напоминает о том, что здесь находился оазис, благодатный уголок, дарящий путникам спасительную тень и живительную влагу чистого ручья.
Таково краткое содержание стихотворения.
Главная мысль стихотворения «Три пальмы» состоит в том, что человек должен бережно относиться к окружающей его природе, чтобы дарами, преподносимыми нам природой, могли воспользоваться и другие люди. Автор акцентирует внимание читателя на той бессмысленной жестокости, которая свойственна человеку, показывает ту недальновидность, что присуща многим людям.
В стихотворении мне понравилась ответственная позиция пальм, которые не удовольствовались благодатным существованием в оазисе, а высказали пожелание служить и помогать людям. Но тут напрашивается невысказанный автором философский вопрос: «А всегда ли является благом исполнение желания?» Если бы небеса не исполнили пожелание пальм, то райский уголок, возможно, до сих пор бы так и остался в пустыне. Порой и людям свойственно стремиться к желанной цели, но при этом люди редко задумываются о том, какие последствия им принесет достижение этой цели.
Стихотворение «Три пальмы» мне нравится своим философским уклоном. Оно заставляет задуматься о последствиях человеческих поступков. Всегда ли творимые людьми деяния идут во благо им самим и окружающему миру?
Какие пословицы подходят к стихотворению «Три пальмы»?
Береги природу любимую, как мать родимую.
Лучшее – враг хорошего.
Кто дерева не садил, тот в тени не лежит.
Погонишься за большим, потеряешь и малое.