Биография витуса беринга. Беринг витус. путешественник витус беринг – датчанин, сложивший голову ради российского покорения аляски Смерть беринга

Витус Ионассен Беринг родился в 1681 году в поселке Хорсенс, Дания в семье крестьянина. Поступил в кадетский корпус в Амстердаме, который окончил в 1703 году.

Начал свою доблестную службу с участия в Ост-Индийской компании, которая открыла ему путь на русский флот. Будучи в чине унтер-офицера в 1707 году был назначен командиром шхуны «Мункер » на Азовском море. В процессе службы участвовал в морских боях с Турцией и вскоре получил звание капитан-лейтенанта. В 1712 году был переведен на Балтийский флот, где был назначен командиром фрегата «Перл» и получил следующие воинское звание капитан 3 ранга.

Витус Беринг любил море и поэтому верно проходил морскую службу на Русском флоте. Всю свою последующую деятельность посвятил поискам пролива, который соединял Азию и Серверную Америку.

Великий Петр I приветствовал дела, которые приносили мировую известность государству Российскому, и поэтому легко согласился на организацию экспедиции, предложенную голландскими учеными. Экспедицию, которая состояла из 100 человек, возглавил капитан 1 ранга Витус Беринг . Группе надлежало прибыть в район Камчатки, соорудить судно под названием «Святой Гавриил », достигнуть берегов Северной Америки и оставить о своем пребывании там память.

судно «Святой Гавриил»

Началась она в январе 1725 года, а спустя два года 30 июля 1727 года экспедиция добралась через всю Сибирь до поселка Охотск, где и началась постройка судна . Через два месяца группа людей, взяв необходимый провиант, отправилась на Камчатку. Добравшись до нужного места и пополнив провиант 13 июля 1728 года, путешественники вышли из устья реки Камчатка в открытое море и взяли курс на север. Через месяц Витус Беринг с соратниками, наконец, достигли незнакомой широты, а убедившись, что берег не простирался к западу, сочли свою миссию выполненной и вернулись назад. В 1728 года Витус Беринг с полуострова Камчатка отправился в Петербург с докладом о проделанном путешествии. Адмиралтейская коллегия с уважением отнеслась к открытиям Витуса Беринга, но из-за трудностей сложившиеся на пути путешественников постановила 28 декабря 1732 года о назначении второй камчатской экспедиции. Ее целью было исследование Северного Ледовитого океана в районе пролива между материками, а также берегов Северной Америки.

пакетбот «Святой Павел»

пакетбот «Святой Петр»

С весны 1735 по июнь 1740 года в том же поселке Охотск были построены два судна - пакетботы «Святой Петр » и «Святой Павел ». Беринг находился на флагманском корабле «Святой Петр». Другим судном командовал его соратник и мореплаватель Алексей Чириков . Обогнув Камчатку, экспедиция в октябре 1740 года достигла Авачинской губы и остановилась на зимовку в бухте, которую Витус Беринг назвал Петропавловской в честь двух кораблей . 4 июня 1741 года направились на юго-восток искать берега Американского материка. Попав в густой туман, мореплаватели потеряли друг друга и дальнейшее плавание совершали самостоятельно.

Пытаясь найти «Землю Гаммы» (так в те времена называли Америку), Витус Беринг проследовал на юг и вскоре достиг берегов земли. Через пять дней он открыл остров, получивший имя Святого Ильи. 26 июля с корабля был замечен остров Кадьяк, а 2 августа был обнаружен Туманный остров (сегодняшнее его название Чириков). В последующие дни участниками экспедиции были открыты Евдокеевские острова и обнаружены берега Камчатки. Суровые условия плавания, скудность и однообразие в пище, недостаток воды вызвали на судне заболевание цингой. Поэтому Витус Беринг решил укрыться от разбушевавшихся штормов и пополнить запасы воды.

пакетбот «Святой Павел»

Продолжая плавание, Беринг открыл еще несколько островов: Святого Иоанна (Ахта), Святого Маркиана (Кыска), Святого Стефана (Булдырь). Запасы воды и продовольствия подходили к концу, смертельные болезни забирали одного моряка за другого. Заметив, остров Витус Беринг направил пакетбот к нему. Вследствие бедственного положения судно выбросило на песчаную отмель, и экипаж сошел на берег.

Берингово море

Проведя тяжелую зиму на острове, на котором в муках умер Витус Беринг , 8 декабря 1741 года оставшиеся в живых члены экипажа соорудили из останков пакетбота, небольшое судно 27 августа 1742 года вернулись на Камчатку. Остров, на котором был похоронен великий , путешественники назвали Беринговым .

Они же поведали всему миру о своем трудном путешествии. Материалы экспедиции были полностью учтены в 1746 году при составлении «Карты Российской Империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому океану и найденных западных американских берегов». За этот срок экспедиции впервые в мире была произведено нанесение на карту западное побережье моря, которое впоследствии было названо именем Беринга . Он также совершил открытие северо-восточное побережье Азии, а картой составленной им, позднее пользовались некоторые западноевропейские картографы. Дело великого мореплавателя было продолжено и по его следам устремились к открытым землям российские ремесленники и купцы.

В 1991 году инициативная группа москвичей, связанных с поисковыми работами в лице А.В. Шумилова, А.К. Станюковича и В.Н. Звягина вышли на руководство Института Археологии АН СССР с хитроумным, надуманным, ничем не обоснованным предложением – дескать экспонируемый в Центральном Военно - Морском музее портрет капитан - командора Витуса Йонассена Беринга вовсе не портрет Великого мореплавателя, а дяди его матери поэта и историка Витуса Педерсена Беринга. А вот мы сформируем экспедицию, найдем финансирование, в бухте Командор острова Беринга найдем могилу капитан - командора, по его черепу большой специалист из НИИ судебной медицины профессор В.Н. Звягин вылепит подлинное лицо капитан - командора Витуса Йонассена Беринга. Лиц, решающих выдать Открытый лист, идея заворожила, и Станюкович его получил…
Мне это напоминает сцену, когда Остап Бендер в шахматном клубе сельца Васюки расписывал, какими станут Нью - Васюки, если послушают Остапа Бендера…
Экспедиция на дальние берега России, на остров Беринга сложилась благодаря организационному содружеству Международного общества «Подводный мир (Президент - очаровательная Наталья Шатунова), Института Археологии АН СССР, клубу «Приключение» при БММТ «Спутник», Санкт - Петербургского Добровольного общества «Память Балтики», московского предприятия «Форт». Экспедиция «Беринг -91» состояла их двух самостоятельных отрядов: археологического (начальник кандидат исторических наук, член Арктической Шпицбергенской экспедиции Института Археологии АН СССР Павел Юрьевич Черносвитов, ныне доктор культурологических наук) и подводно - археологического экспедиции общества «Память Балтики» (начальник, научный руководитель и руководитель водолазных работ кандидат исторических наук Константин Антонович Шопотов); с прибытием датских археологов мы стали именоваться «Советско - датская комплексная историко - культурная экспедиция «Беринг – 91» (начальник кандидат географических наук Александр Васильевич Шумилов).
Задача экспедиции: комплексное изучение и сохранение историко - культурного наследия Командорских островов, поиск могилы Беринга. Подводно – археологический отряд имел задачу обследования бухты Командор, поиск якорей пакетбота «Св. Петр», обследования озера Саранное, где погиб американский самолет «Каталина» и озера Гладковское на острове Медный, где Командорский зверозавод вел экспериментальное выращивание мидий. От Академии наук СССР работу экспедиции «Беринг -91» курировал доктор исторических наук Борис Петрович Полевой, виднейший знаток истории освоения Камчатки и северной части Тихого океана.
Сам А.К. Станюкович не историк, не археолог, не имеющий отношение к флоту человек, он умел пользоваться металлоискателем. Ровно 10 лет назад в роли умельца вести поиск крупных масс железа, а нужно было найти сложенные в одну кучку 14 пушек пакетбота «Св. Петр», выброшенного штормом 28 ноября 1741 года на песчаную лайду бухты Командор острова Беринга. В тот год он, действительно, помог экспедиции В. Ленькова выявить место пушек, но заодно и присмотрел кое – что себе на будущее… Главная задача Андрея Кирилловича была одна - подготовить, обосновать точно – конкретное место - где могила капитан - командора В.Й. Беринга и предъявить это место приглашенным датским археологам.
Мы все участники экспедиции «Беринг – 91» с удивлением смотрели, как изумительно просто велся поиск «могилы командора» обыкновенным прощупыванием щупом только в одном, четко очерченном участочке земли 3 Х 2 метра у берега речки Командор, «где нашли старые колья, следы прежней разметки. Есть и пробные шурфы. Кто – то тут уже был - пишет участник экспедиции журналист из Днепропетровска Юрий Гаев в статье «Визит к командору» в журнале «Вокруг света», август 1992 года - своего рода конкретный, родной «загончик Станюковича». И, когда Шумилов привез, действительно, археологов из Дании во главе с Олле Шёрринг, директором Музея из Хорсенса, родины Витуса Йонассена Беринга, то буквально на следующее утро, после их приезда, менее, чем через час с закладки шурфа в этой «загородочке Станюковича» обнаружили часть ноги, которую Виктор Николаевич Звягин тут же определил, что ей 65 лет, ну почти год в год с Витусом Йонассном Берингом. Далее Гаев пишет: «Спросил Станюковича, как удалось ему с такой точностью и с первого попадания выйти на захоронение?
- Интуиция, - ответил Андрей. – Поверишь ли, чистая интуиция».
Один из участников экспедиции наткнулся на кузницу. Раскопали. Гаев пишет: «Меня смутило наличие кирпичей, откуда они? Ответ мгновенно подсказал Станюкович: « Из корабельных каминов» . Как говорится: «В карман за ответом не лезет». Никаких, естественно, каминов на этом деревянном, в общем- то небольшом суденышке, пакетботе в 200 тонн водоизмещения, однопалубном, на 76 человек, была одна кирпичная печь с плитой, которая топилась дровами, и на ней все и варили свой скромный, если не сказать скудный обед: матросы организовывались в товарищеские артели и на артель варили в своей посуде, каждому офицеру варил его слуга, в своей посуде. У Беринга было два слуги, слуга был даже у матроса Овцына: Дмитрий Леонтьевич хоть и шел в плавание разжалованным матросом, но как дворянин имел собственного слугу. Камин – это только у князя Меньшикова, во дворце! Кстати, кирпич был качественный, собственной замеси, так же музейная ценность!
Через несколько дней в «загородочке Станюковича» докопались до полиэтилена, которым кто - то заботливо, и не так давно, прикрыл «застолбленное место захоронения». Затем появилось аж три скелета, похороненных совершенно раздетыми, так как ни единой тряпочки или пуговицы не обнаружили. Затем главное: один скелет оказался в деревянном сооружении, который датские ученые рассмотрели, нарисовали и определили, что эта коробка - обрешетник для перевозки кур на судне, чтобы иметь немного свежего мяса, а Беринг, согласно документов, был похоронен «привязанным к доске », но Станюковича и Звягина это не смутило. Они вырыли неизвестно чьи и неизвестно когда захороненные останки, бездоказательно объявили одни из них принадлежащими Витусу Йонассену Берингу, не имея авторитетных заключений Академии Наук СССР, Военно-медицинской Академии, Центрального Военно-Морского музея, науки и общественности города Петропавловска-Камчатского, пишут статьи, книги, что это останки великого мореплавателя. В. Н. Звягин создал бюст, тиражирует и рассылает его всюду. В 1952 году было устроено повторное захоронение этих останков в бухте Командор, при этом даже воинское звание Витуса Йонассена Беринга написали неправильно: на кресте надпись «Капитан бригадирского ранга». Неправильно. Воинское звание Витуса Беринга – капитан-командор . Воинского звания в период службы Беринга «Капитан бригадирского ранга» не существовало.
Уровень команды Станюковича, при всех громких званиях, научность и гражданская ответственность хорошо видны в газетных откровениях Андрея Белковского «Череп Командора»: «17 августа 1991 года я затолкал под шконку одной из кают сторожевого корабля «70 лет ВЧК – ОГПУ – КГБ» картонную коробку с полуистлевшим черепом человека, который, вероятнее всего, и был капитан – командором»… Я моряк, корабельный офицер, но не знаю, что такое «шконка», куда воровски прятал А. Белковский им лично открученный от неизвестного скелета череп, который затем и разыгрывался как череп Витуса Йонассена Беринга. Я свидетельствую, что ни от каких официальных лиц, ни от какой организации разрешения на откручивание черепа и вообще всей этой юридически и человечески и научной незаконности разрешения никто не давал.

8 – 12 ноября 1996 года в городе Галле, в Германии, состоялась Международная научная конференция, посвященная участнику плавания на пакетботе «Св. Петр» к берегам С.-З. Америки ученого – естествоиспытателя Г.В. Стеллера. На ней был д.и.н. Борис Петрович Полевой, который от имени Академии наук курировал экспедицию «Беринг - 91» и давно пришел к выводу о том, что ее научный результат оспорим! Присутствовал В.Н. Звягин. На конференции выступил Олле Шёрринг и заявил, что портрет поэта Витуса Педерсена Беринга датскими учеными найден. Б. П. Полевой рекомендовал, подошедшему к нему В.Н. Звягину, заявить, что их «научная посылка о портрете капитан - командора ошибка», но, ни Станюкович, ни Звягин этого не сделали.
В результате, так как историки и общественность не знакомы с заявлением Олле Шёрринга, Борис Петрович Полевой ушел из жизни, П. Ю. Черносвитов, заявивший мне лично, что да, в науке бывают ошибки, и А. В. Шумилов отошли, открестились от Станюковича, то по страницам СМИ, историческим книгам идет сплошной поток разнообразнейших вариантов лица Великого мореплавателя, число которых доходит до полутора сотен, по подсчетам Краевой научной библиотеки им. С.П. Крашенинникова города Петропавловска - Камчатского.
По закону, это размыв подвига русских мореплавателей, свершивших Великое Географическое открытие Северо - Западной Америки, начальника экспедиции капитан - командора Витуса Йонассена Беринга, отдавшего жизнь свою служению Российскому Императорскому флоту, славе России!

Берингов крест

Фактически в нравственно - непонятном для человека, в одном и том же месте бухты Командор острова Беринга, в небольшом расстоянии друг от друга, на всеобщем обозрении находятся две могилы знаменитого офицера Российского Императорского Флота, начальника Второй Камчатской экспедиции, командира пакетбота «Св. Петр» капитан-командора Витуса Йонассена Беринга, свершившего вместе с экипажем Великое географическое открытие Северо - Западной Америки. Измученные тяжелым плаванием они были выброшенные 5 ноября 1741 года на необитаемый остров и на нем 8 декабря 1741 года капитан - командор В. Й. Беринг умер… Первая могила Великого мореплавателя была означена деревянным крестом, который поставили оставшиеся в живых 46 членов экипажа пакетбота «Св. Петр» перед отплытием 13 августа 1742 года к Камчатке, начав от установленного креста счисление пути гукора «Св. Петр» и дав на прощание острову имя Беринга.
В 1874 году Российско - Американская компания после всестороннего изучения поставила на избранном месте погребения капитан - командора В. Й. Беринга простой деревянный крест с надписью "Памяти Беринга. 1741 г." 25 августа 1944 года по заданию Военного Совета Тихоокеанского флота экспедиция установила на могиле Великого мореплавателя железный крест с надписью: «Могила Витуса Беринга, умершего в декабре 1741 года».
11 июля 1966 года по инициативе Географического общества СССР в связи с 225 - летием открытия Командорских островов и смерти капитан – командора Витуса Йонассена Беринга в бухте Командор открыт памятник на могиле Великого мореплавателя. Он представляет собой два положенных друг на друга каменных прямоугольника. Сверху располагается чугунная плита с текстом.

1681 – 1741
великому
мореплавателю
капитану –
командору
ВИТУСУ
БЕРИНГУ
от жителей
камчатки
июнь 1966

Железный крест высотой 3,5 метра венчает надгробие. Памятник величествен, строг и прост. Авторская группа - архитектор Г. Васильев, художник Л. Бибиков, скульптор А. Соловьев. Вторая могила Великого мореплавателя – невдалеке, там, где без документальных доказательств установлен в 1992 году, на захороненных останках человека, чьи они так научно и не доказали члены экспедиции «Беринг – 91» А.К. Станюкович и В.Н. Звягин со странной надписью:

БЕРИНГ
Витус
капитан бригадирского ранга
8. XII . 1741

В период службы В. Й. Беринга такого звания не существовало. Витусу Йонассену Берингу 14 августа 1730 года присвоено воинское звание капитан-командор. В честь капитан - командора и названы: Командорские острова, бухта Командор, мыс Командор, речка Командор! Считаю, что это унижение и издевательство над офицером Флота Российского, Великим русским мореплавателем, капитан - командором Витусом Йонассеном Беринг, оскорбление нашей истории, оскорбление всего офицерского корпуса Российского флота.
А бухта Командор острова Беринга, где в единственной в мире сохранились следы экспедиции, свершившей Великое Географическое открытие - святыня Российского Флота.

Старший научный сотрудник Музея истории подводных сил России им. А. И. Маринеско, Президент Санкт - Петербургской общественной организации «Память Балтики», начальник, научный руководитель и руководитель водолазных работ подводно–археологической экспедиции «Память Балтики», международный инструктор CMAS по подводной археологии, член координационного совета Конфедерации подводной деятельности России, эксперт Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по социально-экономическому развитию Камчатского края, член Русского Географического общества, лауреат национальной премии России «За многолетний вклад в подводную деятельность», Почетного знака «За заслуги перед Выборгским районом» и лауреат Национальной литературной премии «Золотое Перо Руси», член Союза писателей России, кандидат исторических наук, академик Академии военно – исторических наук контр – адмирал К.А. Шопотов-

Споры о пользе и вреде приглашения иностранцев для работы в России начались не сегодня. Ведутся они практически столько же, сколько существует сама Россия.

В разные эпохи находились люди, которые утверждали, что чужеземцы едут к нам исключительно во имя наживы и не приносят никакой пользы.

Что греха таить, тех, кого интересовали лишь деньги, в России побывало немало. Но вместе с тем, тысячи иностранцев служили нашей стране верой и правдой. Ради страны, которая становилась для них второй родиной, они не щадили порой собственной жизни.

12 августа 1681 года в датском городе Хорсенс родился Витус Ионассен Беринг , человек, которому суждено было стать одним из величайших русских исследователей и первооткрывателей.

Сын таможенного служащего, Витус после окончания школы поступил в Морской кадетский корпус. Вместе с друзьями юноша грезил о дальних походах и славе. Реализовать свои мечты в маленькой Дании было сложно, и будущие моряки думали о том, куда поступить на службу.

Образцовый «Иван Иванович»

Россия, где на трон взошел энергичный царь Петр I , широко раскрывала объятья иностранцам, суля большие возможности и щедрое жалование.

В 1701-1703 году Беринг совершил свой первый большой поход к берегам Индии, по возвращении из которого встретился с вице-адмиралом русского флота Корнелиусом Крюйсом .

Крюйс, норвежец по происхождению, выполнял в Европе специальную миссию по поручению русского царя. Устраивая русских юношей на учебу, он одновременно вербовал молодых выпускников европейских морских училищ для службы на русском флоте. Среди тех, кто попался в сети Корнелия Ивановича, как звали вице-адмирала на русский лад, оказался и Витус Беринг.

В 1703 году Беринг начал службу в России в чине унтер-лейтенанта. Новоявленный Иван Иванович (русское имя Беринга) зарекомендовал себя с лучшей стороны. Он служил на Азове и Балтике, и вскоре оказался в числе тех офицеров, на которых внимание обратил сам царь.

Почтовая марка выпущенная Почтой СССР в 1981 году в честь 300-летия со дня рождения Витуса Беринга. Фото: Commons.wikimedia.org

Беринг вошел в число командиров судов, которым было доверено вести первые корабли под русским флагом вокруг Европы из портов Азовского моря на Балтику. Затем Беринг был назначен командиром крупнейшего в России боевого судна — 90-пушечного линкора «Лесной».

Иван Иванович обзавелся семьей и с головой ушел в русскую жизнь. Побывав в Дании в 1715 году, он более не возвращался туда. Его более интересовало изучение необъятных просторов России.

Особое предписание императора

К России была присоединена Камчатка, и по указу Петра I было налажено морское сообщение на ладьях между Охотском и западным побережьем Камчатки.

Офицер флота Витус Беринг мечтал заняться исследовательской работой, в частности, разрешением вопроса о том, есть ли перешеек между Азией и Америкой.

Русский император, здоровье которого было серьезно подорвано, тем не менее, уделял большое внимание вопросам изучения отдаленных русских земель и территорий, которые с ними граничат.

Незадолго до смерти Петра Витус Беринг, получивший чин капитан-командора, назначается руководителем экспедиции на Дальний Восток. Предписание императора гласило — построить на Камчатке судна и на них «искать, где Азия сошлась с Америкой». Одновременно участникам экспедиции предстояло обследовать малоизученные территории Дальнего Востока.

Путешествие из европейской части России на Дальний Восток в те времена было непростой задачей и без всяких исследовательских целей.

До Охотска участники Первой Камчатской экспедиции добирались два года, добравшись до стартовой точки маршрута лишь в январе 1727 года. После зимовки экспедиция переправила снаряжение на лодках и собачьих упряжках к устью реки Камчатка на восточном побережье полуострова, где к лету 1728 года было закончено строительство бота «Святой Гавриил».

В июле 1728 года «Святой Гавриил» взял курс на север, а затем на северо-восток, двигаясь вдоль побережья.

Витус Беринг. Фото: Кадр youtube.com

Пролив обнаружен

До экспедиции Беринга эти места не изучал никто. Им были открыты Карагинский залив с островом, залив Креста, бухта Провидения, Анадырский залив и остров Святого Лаврентия.

Остров Святого Лаврентия, расположенный в 80 км от полуострова Чукотка, находится в проливе, разделяющем Азию и Америку. Сам Беринг, однако, сразу этого не понял, поскольку так и не смог обнаружить побережье Америки.

«Святой Гавриил» продолжил плавание и вышел в Чукотское море. Достигнув широты 67° 18′, Беринг приказал лечь на обратный курс. Капитан-командор посчитал, что он прошел на север достаточно для того, чтобы объявить — перешейка между двумя материками нет, а есть пролив.

Впоследствии этот пролив был назван в честь Витуса Беринга, и сегодня известен нам Берингов пролив.

В 1729 году экспедиция Беринга обогнула Камчатку с юга, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу, после чего исследователи благополучно вернулись в Охотск.

В марте 1730 года Витус Беринг прибыл в Петербург, привезя с собой обширные отчеты об исследования и подробную карту изученных земель, которой затем пользовались не только российские, но и все европейские картографы.

В своем отчете Беринг уверенно говорил о том, что побережье Америки расположено относительно недалеко от Камчатки, и есть все возможности для установления торговых связей с жителями Америки. Капитан-командор призывал заняться более активным изучением Сибири, богатой полезными ископаемыми, а также перспективной с точки зрения сельского хозяйства. Также Беринг писал о том, что необходимо продолжить исследование Дальнего Востока, послав туда более многочисленные экспедиции.

Капитан-командор против русской бюрократии

За то время, что Беринг путешествовал по Дальнему Востоку, Россия вступила в так называемую «эпоху дворцовых переворотов» и, казалось, до его исследований никому нет дела.

Однако Иван Иванович сумел и в этих условиях добиться своего. В 1733 году он назначается руководителем Второй Камчатской экспедиции. В ее состав вошли сразу несколько отрядов, которым предстояло решать свою часть исследовательских задач.

Сам Беринг, помимо общего руководства, должен был вместе со своим помощником Алексеем Чириковым пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья.

Несмотря на то, что экспедиция имела поддержку на самом высоком уровне, Беринг испытывал трудности с самого начала. Через Тобольск он добрался до Якутска, где вынужден был остаться на целых три года. Все это время он решал организационные вопросы, занимался заготовкой продовольствия и снаряжения. Местные власти на усилия капитан-командора смотрели равнодушно, не оказывая ему никакой помощи. В 1737 году Беринг добрался до Охотска, но здесь ситуация была ничуть не лучше — казалось, что Вторая Камчатская экспедиция была не вопросом государственного значения, а личной причудой ее руководителя.

Только осенью 1740 года, потратив шесть лет на подготовку, отряд Беринга на кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел» двинулся к восточному побережью Камчатки.

В районе Авачинской губы корабли встали на зимовку. Бухту, приютившую суда, назвали Петропавловской, в честь сразу двух кораблей. Экспедицией Беринга было заложено поселение Петропавловский острог, ныне ставшее городом Петропавловск-Камчатский.

Открытие Америки: русская версия

После зимовки экспедиция, наконец, смогла приступить к решению главной задачи — поисков пути к берегам Америки. 4 июня 1741 года «Святой Петр и „Святой Павел“ вышли из Авачинской губы. 16 дней спустя, 20 июня, после сильнейшего шторма корабли потеряли друг друга. Поиски в течение нескольких дней не дали результата. Таким образом, „Святой Петр“ под командой Беринг и Святой Павел» под командой Чирикова стали действовать самостоятельно.

Экспедиция Витуса Беринга попала в шторм у Алеутских островов в 1741 году. Фото: Commons.wikimedia.org

16 июля 1741 года «Святой Петр» достиг побережья Аляски в районе хребта, позже получившего название в честь Святого Ильи.

Это было настоящим триумфом исследователя, но на берег он не высадился — Беринг плохо себя чувствовал, и состояние его ухудшалось.

Несмотря на это, экспедиция продолжалась. В районе острова Каяк команда ступила на американскую землю, пополнила запасы пресной воды, и судно стало продвигаться на юго-запад, время от времени отмечая к северу отдельные острова и группы островов.

Члены экспедиции заболевали цингой один за одним. В конце августа была зарегистрирована первая смерть от этой болезни — скончался моряк Никита Шумагин . Его похоронили на одном из открытых островов, который Беринг назвал в честь погибшего. Там же члены экспедиции впервые встретились с алеутами.

Корабль «Святой Петр» участник международной экспедиции «Русская Америка-250». Он является точной копией корабля «Святой Петр» Витуса Беринга. 1991 год. Фото: РИА Новости / Анатолий Ештокин

Смерть во время зимовки

Пробыв на острове неделю, «Святой Петр» направился дальше, 6 сентября взяв курс на запад, к берегам Камчатки. Впрочем, курс был весьма условным, поскольку Беринг был тяжело болен, и фактически не управлял кораблем. Пережив серию штормов, измученная команда 4 ноября 1741 года увидела перед собой землю. Но это была не желанная Камчатка, а острова, которые потом назовут Командорскими.

«Святой Петр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным.

Экипажу предстояла зимовка. Провизию и снаряжение перевезли на берег, на который сошли и сами.

Здесь была чистая пресная вода, но в остальном условия были очень тяжелыми. Зимовали в землянках, накрытых брезентом.

Капитан-командору Берингу исполнилось 60 лет, его здоровье было подорвано и шансов пережить зимовку практически не было. Он умер через месяц, в декабре 1741 года.

К весне 1742 года из 75 человек, входивших в отряд Беринга, в живых остались 46. Под командованием штурмана Свена Ваксселя на перестроенном судне в августе 1742 года они сумели достичь Авачинской губы.

Заслуги Беринга признал капитан Кук

Алексей Чириков на «Святом Павле» также достиг берегов Америки, перенес немало лишений, гибель части экипажа, но сумел вернуться на Камчатку осенью 1741 года. Весной 1742 года он отправлялся на поиски отряда Беринга, но результата не достиг. Уцелевшие соратники Беринга вернулись на Камчатку самостоятельно.

Заслуги Витуса Беринга были признаны значительно позднее, в том числе, благодаря иностранным исследователям. Высоко оценивал деятельность капитан-командора легендарный Джеймс Кук , который и предложил именовать пролив между Азией и Америкой Беринговым.

Кроме того, в его честь названы Берингово море, Мыс Беринга и остров, на котором расположена могила первооткрывателя.

Из 60 лет своей жизни Витус Беринг 38 состоял на российской службе. Из этих 38 лет полтора десятилетия пришлись на Камчатские экспедиции.

Беринг. Краткая биография. Камчатские экспедиции.

Витус Ионассен Беринг - выдающийся русский офицер, мореплаватель и землепроходец первой половины XVIII столетия. Исследователь побережья Камчатки, Чукотки и северной части Тихого океана. В 22 года от роду он завербовался на русскую службу и до конца дней верой и правдой служил России. В честь его названы Командорские острова, Берингово море и пролив между Азией и Америкой. Основатель нынешней столицы Камчатки города Петропавловск-Камчатский.

Vitus Jonassen Bering

Родился

Родители

В. Беринг носил фамилию матери Анны Беринг, принадлежавшей к знаменитому датскому роду. Отец мореплавателя был церковным старостой.

Детство и юность

О детстве Беринга ничего достоверно неизвестно. Известно лишь, что юношей он участвовал в плавании к берегам Ост-Индии (то есть просто Индии), откуда возвратился в Амстердам в 1703 году.

На русскую службу

В то время по всей Европе «агенты» царя Петра I занимались поиском и вербовкой на русскую службу толковых иностранцев - военных, моряков и других специалистов. В Амстердаме подбором моряков «с опытом работы» занимался адмирал Корнелий Ивановичем Крюйс. Судьбе было угодно свести Крюйса и Беринга. И молодой датский моряк решил попытать счастья на чужбине.

В Петербурге Беринга сперва поставили командиром небольшого судна. Оно доставлял лес с берегов Невы на остров Котлин, где по приказу Петра I строилась военно-морская цитадель русского флота - Кронштадт. Очевидно, Беринг проявил достаточное рвение к службе, за что его в 1707 году произвели в поручики (лейтенанты).

Он действительно ревностно относился к любому поручению. Его прилежание оценили и поручали различные ответственные задания, о чем красноречиво говорит послужной список Беринга. Вся его биография, по сути, и есть послужной список на службе новому отечеству.

Послужной список Витуса Беринга

1703 – Амстердам. Датчанин Беринг поступает на русскую службу.

1707 – произведен в России в поручики (лейтенанты).

1710 – переведен на Азовскую флотилию. Произведен в капитан-лейтенанты. Командовал шнявой «Мункер».

1710 - 1712 в составе Азовской флотилии участвовал в войне с Турцией.

1712 - переведён на Балтийский флот.

1713 - в Выборге женился на Анне Кристине, дочери одного из местных бюргеров.

1715 - произведён в капитаны 4 ранга. В этом же году Витус Беринг в последний раз побывал на родине и больше туда не возвращался.

1716 - капитан 4 ранга Беринг командовал кораблём «Пёрл».

1717 - произведён в капитаны 3 ранга.

1719 - году командовал кораблём «Селафаил».

1720 году произведён в капитаны 2 ранга, командовал кораблём «Мальбург» и другими.

В 1723 году, прослужив 20 лет на русском флоте, Витус Беринг вдруг подает прошение об отставке. (Якобы Беринг претендовал на чин капитана I ранга, но не получив его, решил уйти со службы.) Так это или нет – доподлинно неизвестно.

Петр I - инициатор Камчатской экспедиции

Зато точно известно, что 23 декабря 1724 года Петр I издает указ об организации экспедиции на Камчатку и поручает Адмиралтейств-коллегии подобрать для ее руководства достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга В. И. «поскольку он в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I согласился с предложенной кандидатурой.

Беринга вновь принимают на морскую службу, присваивают ему звание капитана I ранга. Задачи экспедиции Берингу собственноручно расписал сам Петр:

1. Надлежит на Камчатке или в другом месте сделать один или два бота с палубами.

2. На оных ботах [идти] возле земли, которая идет на Норд и по чаянию, понеже оной конца не знают, кажется, что та земля часть Америки.

3. И для того искать, где оная сошлась с Америкою и чтоб доехать до какого города Европейских владений... И самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды.

Беринг решительно берётся за дело и уже через 2 недели первые офицеры и матросы отправляются из Петербурга на восток. Благодаря личной энергии Беринга экспедиции не помешали ни внезапная кончина Петра I , ни последующая политическая грызня за престол в высших российских кругах.

Беринг и его товарищи блестяще справились с поставленной задачей – исследовали и нанесли на карту большую часть побережья Камчатки и Чукотки. И главное – доказали, что Азия и Америка не соединяются между собой. Не найдя Американского берега, экспедиция вернулась в Охотск, впервые обогнув Камчатку с юга, нанеся на карту ее истинные границы и доказав, что Камчатка не соединяется с Японией, как полагали некоторые.

Вернувшись в Петербург, Беринг предоставил подробный отчет в Адмиралтейство. К его отчетам, однако, там отнеслись с настороженностью и недоверием. Несмотря на все сомнения, труды Беринга со товарищи были оценены, он получил чин капитан-командора и 1000 рублей деньгами.

Как оказалось, незадолго до Беринга из Якутска вернулся некий казачий полковник Шестаков, который в свое время "выбил средства" у правительства на обследование северных территорий и обещание "покорить всех чукчей". Карты, привезенные Берингом, не стыковались с "продукцией" Шестакова, потому, что были гораздо более точными и грамотными.

Карты, составленные командой Беринга, были для того времени на удивление точными. Их качество высоко оценил сам Джеймс Кук, который плавал в этих же местах в то же время с похожими целями. (Кстати, задача Д. Кука была найти "северный морской путь" с востока на запад американского континента.)

Беринг не только составил подробный отчет о результатах своего первого путешествия на Камчатку, но и вышел с инициативой организации второй камчатской экспедиции, с целью дальнейших исследований северо-восточных земель и нахождения восточного морского пути в Америку.