Касьян с красивой мечи история создания. Иван тургенев - касьян с красивой мечи. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Касьян с Красивой Мечи, подобно Калинычу, любит природу и знает ее. Он чрезвычайно огорчен тем. что его. в числе прочих крестьян, переселили с его родины на новое место. Грусть и негодование вызывает в нас поступок барина, который по своей прихоти лишил Касьяна единственного наслаждения — любоваться природой. На новом месте Касьян совсем растерялся и не знает, к чему приложить свои руки. Он ловит соловьев, но не для продажи, а отдает людям на утешение и на веселье.

Ему хотелось бы уйти в те страны, где, по слухам, «солнце приветливее светит и Богу человек видней, где раздолье и Божия благодать, где живет всяк человек в довольствии и справедливости». Последние слова Касьяна указывают на причину отчуждения его от людей. Кроткий и справедливый Касьян не может жить с людьми, потому что между ними постоянно бывают несогласия и насилия. Но Касьян, живя в отчуждении от людей, не пренебрегает ими, а старается приносить им пользу: он собирает целебные травы и лечит людей. Любовь ко всему живому и отвращение ко всякому насилию вылились у Касьяна в какую-то мистическую боязнь крови.

Когда автор в присутствии его убил коростеля, Касьян закрыл глаза и испуганно прошептал: «Грех! Ах, это вот грех!» а затем завел такой разговор: «Ну, для чего ты пташку убил? Станешь ты ее есть! Ты ее для потехи своей убил … Коростель — птица вольная, лесная. И не он один: много ее, всякой лесной твари, и полевой, и речной … и грех ее убивать … Кровь, — продолжал он, помолчав, — святое дело кровь! Кровь солнышка Божия не видит, кровь от свету прячется … великий грех показывать святую кровь, великий грех и страх … ох, великий!».

Касьян — это человек «не от мира сего». К практической жизни среди людей, к жизненной борьбе, он совершенно не способен. «Ничем я не промышляю, — говорит он себе, — неразумен я больно, с мальства; работник-то я плохой … где мне! Здоровья нет, и руки глупы». Крестьяне смотрят на него, как на юродивого, и относятся к нему несколько презрительно; «чудной человек, несообразный», отзывается о нем один из них. Но Касьян нисколько не обижается таким отношением, как не жалуется он на свою судьбу, обидевшую его здоровьем и телесными силами.

Смирение, безропотная покорность составляют его отличительную черту: его вместе с другими мужиками переселили со старых, родных мест, где жилось хорошо и привольно, на места гораздо худшие, но Касьян и на это не жалуется: «Ну, опека, конечно, справедливо рассудила; видно уж так пришлось», — замечает он по этому поводу. Живя как бы вне человеческого общества, Касьян еще ближе, чем Калиныч, стоит к природе. Он знает свойство всякой травки, умеет ухаживать за пчелами, ловит соловьев, пение которых наполняет его душу «сладкой жалостью». Красота и величие Божьего мира глубоко волнуют и восхищают его. Чуждый практической деятельности, он проводит жизнь в поэтическом созерцании и в бесцельных странствиях по родному краю.

Кроткую и чуткую душу Касьяна смущают зло и страданье, царящие в человеческом обществе, он не может выносить их вида, уходит от людей, «от греха». И не он один наделен такой нравственной чуткостью: «много других крестьян, — говорит он, — в лаптях ходят, по миру бродят, правды ищут» … Но, живя в отчуждении от людей, Касьян все-таки думает о них, старается принести им пользу, чем может: он собирает целебные травы, лечит обращающихся к нему крестьян и слывет среди них знахарем. С трогательной нежностью относится он также и к своей дочке Аннушке. Вообще, все слабое, беззащитное вызывает его симпатию, и эта симпатия распространяется не только на людей, но и на животных. Его кроткая душа любовно объемлет все живущее вообще: всякое насилие и страдание его глубоко возмущают; поэтому, когда охотник убивает птичку, он обращается к нему с горьким упреком и негодованием: «великий грех по казать свету кровь, великий грех и страх … Ох, великий!»

Иван Сергеевич Тургенев

КАСЬЯН С КРАСИВОЙ МЕЧИ

Я возвращался с охоты в тряской тележке и, подавленный душным зноем летнего облачного дня (известно, что в такие дни жара бывает иногда еще несноснее, чем в ясные, особенно когда нет ветра), дремал и покачивался, с угрюмым терпением предавая всего себя на съедение мелкой белой пыли, беспрестанно поднимавшейся с выбитой дороги из-под рассохшихся и дребезжавших колес, - как вдруг внимание мое было возбуждено необыкновенным беспокойством и тревожными телодвижениями моего кучера, до этого мгновения еще крепче дремавшего, чем я. Он задергал вожжами, завозился на облучке и начал покрикивать на лошадей, то и дело поглядывая куда-то в сторону. Я осмотрелся. Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими, волнообразными раскатами сбегали в нее невысокие, тоже распаханные холмы; взор обнимал всего каких-нибудь пять верст пустынного пространства; вдали небольшие березовые рощи своими округленно-зубчатыми верхушками одни нарушали почти прямую черту небосклона. Узкие тропинки тянулись по полям, пропадали в лощинках, вились по пригоркам, и на одной из них, которой в пятистах шагах впереди от нас приходилось пересекать нашу дорогу, различил я какой-то поезд. На него-то поглядывал мой кучер.

Это были похороны. Впереди, в телеге, запряженной одной лошадкой, шагом ехал священник; дьячок сидел возле него и правил; за телегой четыре мужика, с обнаженными головами, несли гроб, покрытый белым полотном; две бабы шли за гробом. Тонкий, жалобный голосок одной из них вдруг долетел до моего слуха; я прислушался: она голосила. Уныло раздавался среди пустых полей этот переливчатый, однообразный, безнадежно-скорбный напев. Кучер погнал лошадей: он желал предупредить этот поезд. Встретить на дороге покойника - дурная примета. Ему действительно удалось проскакать по дороге прежде, чем покойник успел добраться до нее; но мы еще не отъехали и ста шагов, как вдруг нашу телегу сильно толкнуло, она накренилась, чуть не завалилась. Кучер остановил разбежавшихся лошадей, нагнулся с облучка, посмотрел, махнул рукой и плюнул.

Что там такое? - спросил я.

Кучер мой слез молча и не торопясь.

Да что такое?

Ось сломалась… перегорела, - мрачно отвечал он и с таким негодованием поправил вдруг шлею на пристяжной, что та совсем покачнулась было набок, однако устояла, фыркнула, встряхнулась и преспокойно начала чесать себе зубом ниже колена передней ноги.

Я слез и постоял некоторое время на дороге, смутно предаваясь чувству неприятного недоумения. Правое колесо почти совершенно подвернулось под телегу и, казалось, с немым отчаянием поднимало кверху свою ступицу.

Что теперь делать? - спросил я наконец.

Вон кто виноват! - сказал мой кучер, указывая кнутом на поезд, который успел уже свернуть на дорогу и приближался к нам, - уж я всегда это замечал, - продолжал он, - это примета верная - встретить покойника… Да.

И он опять обеспокоил пристяжную, которая, видя его нерасположение и суровость, решилась остаться неподвижною и только изредка и скромно помахивала хвостом. Я походил немного взад и вперед и опять остановился перед колесом.

Между тем покойник нагнал нас. Тихо свернув с дороги на траву, потянулось мимо нашей телеги печальное шествие. Мы с кучером сняли шапки, раскланялись с священником, переглянулись с носильщиками. Они выступали с трудом; высоко поднимались их широкие груди. Из двух баб, шедших за гробом, одна была очень стара и бледна; неподвижные ее черты, жестоко искаженные горестью, хранили выражение строгой, торжественной важности. Она шла молча, изредка поднося худую руку к тонким ввалившимся губам. У другой бабы, молодой женщины лет двадцати пяти, глаза были красны и влажны, и все лицо опухло от плача; поравнявшись с нами, она перестала голосить и закрылась рукавом… Но вот покойник миновал нас, выбрался опять на дорогу, и опять раздалось ее жалобное, надрывающее душу пение. Безмолвно проводив глазами мерно колыхавшийся гроб, кучер мой обратился ко мне.

Это Мартына-плотника хоронят, - заговорил он, - что с Рябой.

А ты почему знаешь?

Я по бабам узнал. Старая-то - его мать, а молодая - жена.

Он болен был, что ли?

Да… горячка… Третьего дня за дохтуром посылал управляющий, да дома дохтура не застали… А плотник был хороший; зашибал маненько, а хороший был плотник. Вишь, баба-то его как убивается… Ну, да ведь известно: у баб слезы-то некупленные. Бабьи слезы та же вода… Да.

И он нагнулся, пролез под поводом пристяжной и ухватился обеими руками за дугу.

Однако, - заметил я, - что ж нам делать?

Кучер мой сперва уперся коленом в плечо коренной, тряхнул раза два дугой, поправил седелку, потом опять пролез под поводом пристяжной и, толкнув ее мимоходом в морду, подошел к колесу - подошел и, не спуская с него взора, медленно достал из-под полы кафтана тавлинку, медленно вытащил за ремешок крышку, медленно всунул в тавлинку своих два толстых пальца (и два-то едва в ней уместились), помял-помял табак, перекосил заранее нос, понюхал с расстановкой, сопровождая каждый прием продолжительным кряхтением, и, болезненно щурясь и моргая прослезившимися глазами, погрузился в глубокое раздумье.

Ну, что? - проговорил я наконец.

Кучер мой бережно вложил тавлинку в карман, надвинул шляпу себе на брови, без помощи рук, одним движением головы, и задумчиво полез на облучок.

Куда же ты? - спросил я его не без изумления.

Извольте садиться, - спокойно отвечал он и подобрал вожжи.

Да как же мы поедем?

Уж поедем-с.

Да ось…

Извольте садиться.

Да ось сломалась…

Сломалась-то она сломалась; ну, а до выселок доберемся… шагом, то есть. Тут вот за рощей направо есть выселки, Юдиными прозываются.

И ты думаешь, мы доедем?

Кучер мой не удостоил меня ответом.

Я лучше пешком пойду, - сказал я.

Как угодно-с…

И он махнул кнутом. Лошади тронулись.

Мы действительно добрались до выселков, хотя правое переднее колесо едва держалось и необыкновенно странно вертелось. На одном пригорке оно чуть-чуть не слетело; но кучер мой закричал на него озлобленным голосом, и мы благополучно спустились.

Юдины выселки состояли из шести низеньких и маленьких избушек, уже успевших скривиться набок, хотя их, вероятно, поставили недавно: дворы не у всех были обнесены плетнем. Въезжая в эти выселки, мы не встретили ни одной живой души; даже куриц не было видно на улице, даже собак; только одна, черная, с куцым хвостом, торопливо выскочила при нас из совершенно высохшего корыта, куда ее, должно быть, загнала жажда, и тотчас, без лая, опрометью бросилась под ворота. Я зашел в первую избу, отворил дверь в сени, окликнул хозяев - никто не отвечал мне. Я кликнул еще раз: голодное мяуканье раздалось за другой дверью. Я толкнул ее ногой: худая кошка шмыгнула мимо меня, сверкнув во тьме зелеными глазами. Я всунул голову в комнату, посмотрел: темно, дымно и пусто. Я отправился на двор, и там никого не было… В загородке теленок промычал; хромой серый гусь отковылял немного в сторону. Я перешел во вторую избу - и во второй избе ни души. Я на двор…

Перед вами — краткое содержание рассказа Тургенева «Касьян с Красивой мечи. Данный рассказ входит в сборник рассказов «Записки охотника», печатавшихся в 1847-1851 годах в журнале «Современник» и выпущенных отдельным изданием в 1852 году.

Данное краткое содержание составлено очень удачно, сохранены все основные цитаты из текста, на которые следует обратить внимание, если вы хотите подготовиться к уроку русской литературы на «Отлично».

КАСЬЯН С КРАСИВОЙ МЕЧИ – краткое содержание

(из сборника рассказов «Записки охотника»)

Рассказчик возвращается с охоты. По дороге он встречает траурный поезд: несут гроб.

Кучер по­гнал лошадей: он желал предупредить этот поезд. Встретить на дороге покойника - дурная приме­та

Через некоторое время сломалась ось. Кучер был очень мрачным. Он сказал, что все из-за того, что они встретили покойника.

Тем временем траурная процессия догнала их. Автор и кучер сняли шапки. Кучер сказал, что хо­ронят Мартына-плотника, у него была горячка. Не­сколько дней назад управляющий посылал за док­тором, да не застал его дома.

Кучер кое-как исправил поломку, после чего они добрались до Юдиных выселок. Там было все­го шесть низеньких избушек. В двух домах автор никого не застал. Только во дворе он увидел спя­щего человека. Сначала охотник подумал, что на земле спит мальчик, подошел и стал его будить. Когда человек проснулся, наружность его пора­зила рассказчика:

Вообразите себе карлика лет пятидесяти с маленьким, смуглым и сморщенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глазками и курчавыми, густыми черными волоса­ми, которые, как шляпка на грибе, широко сидели на крошечной его головке. Все тело было чрезвычай­но тщедушно и худо, и решительно нельзя пере­дать словами, до чего был необыкновенен и стра­нен его взгляд.

Пташек небесных стреляете, небось?., зверей лесных?.. И не грех вам божьих пташек убивать, кровь проливать неповинную?

Карлик говорит, что оси у него нет. Потом он со­бирается отвести охотников туда, где можно най­ти ось. Карлик подходит к кучеру. Тот здоровает­ся, называя карлика Касьянушкой. Тот называет кучера Ерофеем.

Кучер говорит, что умер Мартын-плотник. Кась­ян, узнав об этом, вздрогнул. Кучер упрекает Касья­на в том, что тот не вылечил Мартына. Говорит: «Ведь ты, говорят, лечишь, ты лекарка ». Видно бы­ло, что кучер «потешался, глумился над стариком ».

Автор с интересом наблюдает за Касьяном. Он очень проворен, по дороге сохраняет молчание. На вопросы отвечает весьма неохотно. Через некото­рое время путники доехали до конторы, в которой было два молодых приказчика. Автор купил у них ось. Потом они поехали в лес.

Охотника очень заинтересовал карлик. Он раз­говаривает с птицами, собирает травки, постоян­но что-то бормочет себе под нос. Неоднократно Касьян упрекает охотника, что тот убивает пта­шек. Касьян называет убийство птиц грехом. Ав­тор спрашивает, не грех ли убивать рыб. Старик отвечает, что «рыба - тварь немая, у нее кровь холодная », что она «не чувствует », а кровь - «свя­тое дело ».

Автор интересуется у Касьяна, чем он живет. Тот отвечает, что живет, «как господь велит ». На­пример, соловьев ловит, но не убивает их, потому что «смерть и так свое возьмет ». Речь заходит о Мартыне-плотнике, который недавно умер. Ав­тор говорит:

«… мне послышалось, мой кучер у те­бя спрашивал, что, дескать, отчего ты не вылечил Мартына? Разве ты умеешь лечить?»

Касьян говорит, что «все от Бога ». Конечно, есть травы, цветы, которые помогают. Но помочь мож­но далеко не всегда. К тому же он поздно узнал о болезни Мартына.

Впрочем, старик считает, что «кому как на ро­ду написано ».

Нет, уж какому человеку не жить на земле, того и солнышко не греет, как другого, и хлебушек тому не впрок, - словно что его отзы­вает…

Сам Касьян много «ходил » - в Симбирск, и в Моск­ву, и на «Оку-кормилицу», и на «Волгу-матушку». Он видел много людей, побывал в разных местах. Касьян говорит: «Справедливости в человеке нет…» .

Внезапно автор и Касьян встречают девочку лет восьми. Старик относится к ней с вниманием и лаской. Автор спрашивает, уж не дочь ли это его. Старик называет девочку «сродственницей » и боль­ше ничего не отвечает.

После возвращения на выселки Касьян приз­нается, что это он всю дичь барину «отвел ». Автор этому не верит. Кучер починил ось. После этого рас­сказчик с ним собрался уезжать. Касьян провожа­ет их неприветливо. Кучер недоволен тем, что в де­ревне не удалось найти ни кваса, ни огурцов.

По дороге автор расспрашивает у кучера, что за человек Касьян, или «Блоха», как его называют в народе. Кучер говорит, что Касьян - «чудной челове к», он не работает, а «болтается, что овца беспредельная ».

Кучер дает Касьяну не самую лестную оценку, говорит, что он человек «несообразный и беспо­лезный », хотя и считает, что поет он хорошо. На вопрос о том, лечит ли Касьян, кучер отвечает, что если и лечит, то плохо. Впрочем, его самого старик вылечил от золотухи.

Вполне может быть, что Касьян - отец девочки, ведь она на него очень похожа. Кучер предполага­ет, что старик, может быть, вздумает Аннушку грамоте учить, поскольку такой уж он «неабнакнавенный» человек.

Надеюсь, вам понравилось это краткое содержание рассказа «Касьян с Красивой мечи»

Рассказ «Касьян с Красивой Мечи» – одно из произведений И.С. Тургенева, входящих в его знаменитый цикл «Записки охотника». Повествование ведется от лица автора. Он едет в телеге с охоты. На пути им встречается похоронная процессия. Автор видит священнослужителя и деревенских жителей, которые на своих плечах несут гроб. А у русских существует поверье: повстречать на своем пути похороны – плохой знак.

Спустя какое-то время возница тормозит лошадь и говорит, что у телеги повреждена ось. Попутно он замечает, что сегодня провожают в последний

Путь Мартына-плотника. Это он определил по женщинам, идущим за гробом. На сломанной телеге герои еле-еле доезжают до местечка с названием Юдины выселки. Это небольшая деревенька, состоящая всего-то из шести неказистых домишек. Здесь автор надеется раздобыть ось взамен так некстати сломавшейся. Но кажется, что деревня вымерла. В двух домах, куда заглянули герои, не обнаружилось ни души.

Во дворе следующей избушки они видят дремлющего на солнце человека. Им оказывается карлик, худой, со смуглым лицом и карими глазками. Автор интересуется, можно ли в этих местах получить новую ось. Незнакомец в свою очередь спрашивает,

Карлик ни в какую не хочет помочь путникам с ремонтом телеги. Даже обещание заплатить не помогает. Наконец, после долгих уговоров, он соглашается проводить автора на вырубки. Подходит возница. Он приветствует карлика и называет его Касьяном. Рассказывает о похоронах Мартына и пеняет, что Касьян не смог исцелить беднягу. Доведя спутников до обещанной вырубки, карлик интересуется, в какую сторону те направятся дальше. Выяснив, что на охоту, напрашивается вместе с ними.

Автор с удивлением и интересом наблюдает за странным попутчиком. Касьян идет быстро, подпрыгивает, как блоха, переговаривается с птицами и собирает какие-то травки. Долго они идут, а дичи все нет и нет. Но тут автор видит птицу и стреляет в нее. Выстрел попадает в цель, жертва падает на траву. Касьян ведет себя очень странно: застывает на месте, закрывает рукой глаза, бормочет о грехе. Далее повествование прерывается великолепной картиной среднерусской природы.

Касьян спрашивает, зачем автор погубил птицу. Охотник резонно замечает, что это добыча, предназначенная для еды. Но карлик справедливо возражает, что не из чувства голода автор нажал на курок, а забавы ради. И вообще, человеку природой предназначена другая пища: хлеб, ягоды, домашняя птица и рыба.

Автору любопытно, чем занимается попутчик, как он живет. Карлик говорит ловит соловьев и отдает в руки хорошим людям. Вспоминает в разговоре карлик и о плотнике, который умер и оставил после себя безутешную вдову да малых деток. Автор в недоумении: на что же все-таки существует его загадочный знакомый. Тот отвечает, что больше ничего не делает, так как из него работник никудышный. Узнав о том, что карлик умеет врачевать, автор интересуется, почему же тот не исцелил вовремя Мартына. Карлик поведал, что слишком поздно узнал о недуге, да и каждый человек умирает, когда ему суждено.

Затем Касьян рассказывает немного о себе. Вспоминает о тех городах, в которых он был, вспоминает о Красивой Мече, месте, где он родился и где не был уже четыре года. В своих странствиях по свету Касьян обходил Красивую Мечу стороной. Теперь он об этом сожалеет. Касьян напевает сочиненную им на ходу песенку, чем в очередной раз удивляет автора.

Герои встречают на своем пути маленькую девочку. На вид ребенку лет восемь. Касьян разговаривает с девочкой необыкновенно нежно. Но на вопрос автора, не дочь ли это его, карлик отмалчивается.

Охотники возвращаются в деревню, и карлик сознается, что он отвел дичь во время охоты. Автор не воспринимает эти слова всерьез. Касьян резко становится нелюдимым. Возница тем временем установил на телегу новую ось. Автор с облегчением уезжает. Он расспрашивает возницу о Касьяне. Возница ругает карлика, негодует, что тот не работает, а живет без дела. Отмечает, правда, что поет Касьян хорошо. С пренебрежением отзывается о лекарских умениях карлика. Рассказывает и о девочке, Аннушке. Это сирота, о матери ничего неизвестно. Возможно, Касьян и является ее отцом, так как ребенок очень на него похож. Возница высказывает предположение, что Касьян еще и грамоте вздумает учить Аннушку. Уж больно странный и непонятный человек этот карлик.

Душным летним днём я возвращался с охоты в тряской тележке. Вдруг кучер мой забеспокоился. Взглянув вперёд, я увидел, что путь нам пересекает похоронный обоз. Это была дурная примета, и кучер стал погонять лошадей, чтобы успеть проехать перед обозом. Мы не проехали и ста шагов, как у нашей тележки сломалась ось. Между тем покойник нагнал нас. Кучер Ерофей сообщил, что хоронят Мартына-плотника.

Шагом мы добрались до Юдиных выселок, чтобы купить там новую ось. В выселках не было ни души. Наконец я увидел человека, спящего посреди двора на самом солнцепёке, и разбудил его. Меня поразила его наружность. Это был карлик лет 50-ти со смуглым, сморщенным лицом, маленькими карими глазками и шапкой густых, курчавых, чёрных волос. Его тело было тщедушно, а взгляд необыкновенно странен. Голос его был удивительно молод и по-женски нежен. Кучер назвал его Касьяном

После долгих уговоров старик согласился проводить меня на ссечки. Ерофей запряг Касьянову лошадку, и мы тронулись в путь. В конторе я быстро купил ось и углубился в ссечки, надеясь поохотиться на тетеревов. Касьян увязался за мной. Недаром его прозвали Блохой: он ходил очень проворно, срывал какие-то травки и поглядывал на меня странным взглядом.

Не наткнувшись ни на один выводок, мы вошли в рощу. Я лёг на траву. Вдруг Касьян заговорил со мной. Он сказал, что домашняя тварь богом определена для человека, а лесную тварь грешно убивать. Речь старика звучала не по-мужичьи, это был язык торжественный и странный. Я спросил Касьяна, чем он промышляет. Он ответил, что работает плохо, а промышляет ловом соловьёв для удовольствия человеческого. Человек он был грамотный, семьи у него не было. Иногда Касьян лечил людей травами, и в округе его считали юродивым. Переселили их с Красивой Мечи года 4 назад, и Касьян скучал по родным местам. Пользуясь своим особым положением, Касьян обошёл пол-России.

Вдруг Касьян вздрогнул, пристально всматриваясь в чащу леса. Я оглянулся и увидел крестьянскую девочку в синем сарафанчике и с плетёным кузовком на руке. Старик ласково позвал её, называя Алёнушкой. Когда она подошла поближе, я увидел, что она старше, чем мне показалось, лет 13-ти или 14-ти. Она была маленькой и худенькой, стройной и ловкой. Хорошенькая девочка была поразительно похожа на Касьяна: те же острые черты, движения и лукавый взгляд. Я спросил, не его ли это дочь. С притворной небрежностью Касьян ответил, что она его родственница, при этом во всём его облике была видна страстная любовь и нежность.

Охота не удалась, и мы вернулись в выселки, где меня с осью ждал Ерофей. Подъезжая ко двору, Касьян сказал, что это он отвёл от меня дичь. Я так и не смог убедить его в невозможности этого. Через час я выехал, оставив Касьяну немного денег. По дороге я спросил у Ерофея, что за человек Касьян. Кучер рассказал, что сначала Касьян со своими дядьями ходил в извоз, а потом бросил, стал жить дома. Ерофей отрицал, что Касьян умеет лечить, хотя его самого он вылечи от золотухи. Алёнушка же была сиротой, жила у Касьяна. Он не чаял в ней души и собирался учить грамоте.

Мы несколько раз останавливались, чтобы смочить ось, которая нагревалась от трения. Уже совсем завечерело, когда мы вернулись домой.