Ведущие ориентиры новой стратегии развития образования. Об основных направлениях стратегии развития российского образования. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

И зарубежные, и отечественные ученые отмечают, что система образования не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса, суть которого состоит в обращенности системы образования в прошлое, ориентированности на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее. Современное развитие общества требует новой системы образования – «инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее.

Мировые тенденции образования

1. Интернационализация образования, которая включает компьютеризацию, использование глобальных компьютерных сетей, гуманизация и гуманитаризация образования (например, интернет, дистантное обучение).
2. Фундаментализация образования, т.е. получаемые знания должны быть фундаментом (базой) для любого вида деятельности; это развитие способности к структурированию материала, умению выделять главное, основные идеи.
3. Непрерывность образования означает то, что образование должно быть элементом повседневной жизни. Цель непрерывности образования – развитие личности на протяжении всей жизни (например, дополнительное образование для детей, взрослых).

Основные положения развития образования

Система образования должна работать на опережение, т.е. учить видеть тенденцию развития предмета и сферы профессиональной деятельности.
Система образования должна служить средством адаптации человека к жизни, т.е. формировать психологическую готовность сменить вид профессиональной деятельности (профессиональная переподготовка), уметь «приспособиться» в обществе, на производстве.
Система образования должна решать свои проблемы через региональзацию образования - представление интересов жителей региона с учетом мирового опыта и федерального компонента .
Неразрывность воспитания и обучения. Учебное заведение должно не только учить, но и воспитывать. Нельзя только учить; обучая, педагог воспитывает и наоборот.
Образование должно обеспечивать личностно-значимые знания, т.е. знания, которые позитивно влияют на поведение и мышление личности; перерабатываются и используются; вырабатывают умение добыть дополнительную информацию самостоятельно. Для этого необходимо учащихся учить не запоминать, а мыслить; давать «не рыбу, а удочку, чтобы ловить рыбу».
В образовании должна осуществляться политика гуманизации образования.

Гуманизация образования

В последние годы много говориться о гуманизации образования.
Гуманизм (с лат. «человеческий», «человечный») в философском смысле слова – система воззрений, признающая особую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его сил и способностей, считающая благо человека приоритетным в оценке деятельности социальных институтов .
Гуманизация образования это развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и учащихся, гармонизация их интересов, взаимоотношений и условий для развития и саморазвития .
Традиционная система образования может быть охарактеризована как знаниецентристская. Она ориентировала учащихся на овладение ЗУНами, т.е. внешне заданными нормативами. Качество знаний определялось по тому. Что ученик воспроизвел, сделал по образцу. Такое обучение плохо учитывает механизмы развития личности, познавательную активность, способность к творческой деятельности.
Современная педагогика выводит на первый план самого человека, его ценности, его личную свободу, умение прогнозировать и контролировать себя. «Нет детей – есть люди». Ребенок – такой же человек, а это значит, что к нему надо относиться как к полноценной личности» (Я.Корчак).
(Гуманистическая парадигма: главная цель педагогического процесса – способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации. Ученик может многого не знать, но важно, чтобы сформировался по-настоящему духовно развитый человек, способный к саморазвитию и самосовершенствованию; в центре образования – ученик, человек со всеми его слабостями и достоинствами. В основе идей гуманистической педагогики лежат идей гуманистической психологии (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и др.).
Самое сложное и длительное в процессе гуманизации образования – это гуманизация, раскрепощение самой личности педагога. Учитель как духовный радар, должен улавливать в ребенке лучшие качества. Его предназначение – будить в растущем человек стремление найти свой путь к истине через веру и любовь. Но этого нельзя сделать без смены образа жизни, без глубокого гуманитарного образования как образа жизни и поступков. Должна быть изменена позиция преподавателя – из положения, когда он «стоит над обучаемым», в положение «впереди обучаемого».
Гуманизация образования предполагает его дифференциацию и индивидуализацию на основе творческого саморазвития личности обучаемого. Гуманизация воспитания ориентирует на то, что дать учащемуся право быть тем, что он есть, право на высказывание своих мыслей, право на ошибку, право на самостоятельную организацию своей деятельности и жизни.
К содержанию образования относится такое направление его гуманизации, как гуманитаризация. Чаще всего под этим понимается увеличение удельного веса гуманитарных дисциплин в содержании образования.
Гуманитаризация образования – это формирование у обучающегося особой формы отношения к человеку, к окружающему миру и к себе, своей собственной деятельности в нем.

Вспомогательный материал 1.2.

Понятие конституционное право употребляется в 3 аспектах:

*отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих определённый круг общественных отношений

*область научного знания – совокупность знаний об отрасли конституционного права

*учебная дисциплина – совокупность знаний о действующих конституционно-правовых нормах.

Действие конституционно-правовых норм распространяется на самый широкий круг субъектов: человек, народ, государство, органы государства т.д. Главным субъектом конституционного права, согласно ст. 2 Конституции РФ, является человек: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Основные характеристики конституционного права:

а) Предметом правового регулирования является особый круг общественных отношений, которые регулируются нормами конституционного права – конституционно-правовые отношения . Признаки таких отношений:

Это базовые, основополагающие общественные отношения,

Они основаны на общих принципах политического, экономического и социального устройства, которые обеспечивают целостность общества,

Конституционно-правовые отношения связаны с правовым статусом человека и гражданина , устройством государства и власти.

б) Субъекты конституционно-правовых отношений: физические лица, государственные и негосударственные образования.

в) Источники конституционного права: общепризнанные принципы и нормы международного права, нормативно-правовые акты и договоры, постановления Конституционного Суда РФ и судов субъектов РФ.

Ст.43 Конституции РФ признает за каждым право на образование .

Под образованием в ФЗ-273 понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения , являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства , а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека , удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В Конституции РФ право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Оно существует прежде норм Конституции и других юридических норм, которые это право признают и защищают. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. Основное общее образование обязательно . Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Однако право на образование (в отличие, например, от права на жизнь, здоровье, свободу) может быть признано за человеком лишь на определенном этапе развития общества (накопление и систематизация достаточного массива знаний) и при наличии соответствующего потенциала государства, который позволял бы создавать систему образовательных организаций). При этом Конституция может безусловно гарантировать лишь то, что получение образования не является привилегией: каждый человек, независимо от пола, национальности, социального происхождения и даже способностей, вправе получать любое образование; но это не означает, что конкретный человек получит не только надлежащее образование, но и минимально необходимое для занятия определенной деятельностью – по причине отсутствия у него способностей или средств для получения такого образования.

Нормы ст. 43 Конституции отвечают нормам международного права, в частности ст. 13 и 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого ООН 16 декабря 1966 года: право каждого человека на образование; начальное образование должно быть бесплатным и обязательным для всех, стремиться к введению бесплатного среднего образования во всех его формах, включая профессионально-техническое образование; высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

Гарантии права на образования в РФ закреплены в ст. 5 ФЗ-273. Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения. В этих целях: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; 2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности (показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте); 3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством РФ, в период получения ими образования.

Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают. В систему образования любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: а) дошкольное воспитание; б) общее среднее образование; в) внешкольное обучение и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (сельскохозяйственные техникумы или колледжи); е) высшее образование; ж) подготовку научных и научно-педагогических кадров; з) последипломное образование; и) повышение квалификации и переподготовку кадров. На развитие системы образования влияет: Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ, обусловливающих все возрастающие требований общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей и к соответствующему развитию образовательно-воспитательных учреждений. В более развитых в техническом отношении странах быстрее расширяется сеть различных школ, раньше создаются новые типы учебных заведений. Государственная политика в области образования, влияющая на развитие различных типов образовательно-воспитательных учреждений и характер их работы. Именно иногда политикой определяется существование различных типов общеобразовательной школы, одни из которых предназначены для массового обучения, другие – для обслуживания элиты общества. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: – модернизация институтов образования как инструментов социального развития; – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях; – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта. Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться инновационные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании. А также, появилась возможность развития государственного и негосударственного образования, основанных на новых информационных технологиях, это требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института. К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России. Важнейшими направлениями информатизации образования являются: формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения; системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления; построение и развитие единого образовательного информационного пространства; постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации; создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами. Открытое образование ориентировано на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Развитие системы дистанционного обучения в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения на территории РФ растет с каждым годом.

В 2018 году одной из наиболее важных задач в области образования признана разработка документа, который бы охватывал и объединял единой идеей все уровни образования. Таким нормативным актом станет отраслевая стратегия развития образования . Работа над ее проектом уже ведется. Так, уже в марте состоится первое заседание межведомственной рабочей группы по разработке стратегии развития, а до конца года при Минобрнауки России будет создан Совет по стратегическому развитию образования.


По словам министра образования Ольги Васильевой, государственная программа "Развитие образование" (постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642) будет дополняться новыми приоритетными и ведомственными проектами. Что изменится в образовании в ближайши й и последующие годы? Каковы перспективы развития российского образования? Какие нововведения ждут дошкольных учреждения, будет ли отменен ЕГЭ в школах? Какие главные задачи ставятся для высшего образования и дополнительного обучения переквалификации? Смогут ли окончательно внедрить инклюзивное образование?

Основные проектные направления

Продолжится процесс воплощения в жизнь еще пяти основных проектов. Первый – это "Создание современной образовательной среды для школьников". Второй - "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации". Третий - "Доступное дополнительное образование для детей". Естественно, продолжится работа по проектам "Вузы как центры пространства создания инноваций" и "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий".

Дополнительно будет усовершенствована программа "Развитие образования" (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642). Ее дополнят новыми приоритетными и ведомственными проектами. Сейчас в рамках этой госпрограммы дополнительно реализуются три ведомственных проекта, которые не были предусмотрены в первоначальной редакции.

Цель первого проекта - обеспечение условий для занятий физкультурой и спортом в сельских школах. Он должен работать на популяризацию спорта как непосредственно на уроках физкультуры, так и во внеурочное время. Второй проект имеет целью развитие олимпиадного движения по общеобразовательным предметам. Третий проект должен способствовать созданию информационного портала для взаимодействия абитуриентов и вузов. Такой сервис назвали "Поступай правильно".

Дошкольное образование

В 2018 г. власти планируют обеспечить 100% детей в возрасте от трех до семи лет доступным и качественным образованием. Сегодня таким результатом могут похвастаться 72 региона страны. Еще 6 субъектов достигли уровня обеспеченности детскими дошкольными учреждениями в 95-99%. В 7 регионах этот показатель ниже 95%.

Наибольшие проблемы наблюдаются в плане доступности детских дошкольных учреждений для детей в возрасте детей от двух месяцев до трех лет. Среди таких ребят только 79,8% обеспечены местами в яслях и детских садах. Для решения проблемы разработан проект по содействию регионам в создании дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей младше трех лет. На его реализацию только в 2018 г. выделяется 24,5 млрд руб. По итогам воплощения в жизнь указанного проекта к 2021 году на каждого ребенка младше трех лет будет приходиться одно место в яслях.

Для чиновников не менее важно добиться того, чтобы обеспечить реализацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования в каждом дошкольном образовательном учреждении.

Обеспеченность местами в детских садах и школах

Сегодня проблема обеспечения современными условиями обучения в школах решается не только путем создания новых мест для обучающихся за счет строительства новых школ или выкупа с последующим перепрофилированием зданий, выполнением капитального ремонта и создания должных санитарно-гигиенических условий для обучения, но и ликвидацией практики обучения в несколько смен.

В ряде регионов школьники учатся не только в 2, но даже в 3 смены. Исправить сложившуюся ситуацию получится лишь к 2025 г., когда будут созданы новые 6,5 млн мест в школах. Конечно, для соблюдения указанных сроков придется ускорить темпы ввода в эксплуатацию дополнительных площадей. Например, в 2017 г. в России уже было создано 56 888 новых мест.

Концепции содержания общего образования

Не менее важной задачей считается систематическое обновление содержания общего образования. Предполагается, что это произойдет в результате модернизации ФГОС и изменения принципов формирования федерального перечня учебников, которые Минобрнауки рекомендует для изучения школьниками. В частности, планируется установить более серьезный контроль за содержанием увеличивающегося количества учебников.

Так президент Российской академии образования и председатель общественного совета при Минобрнауки России Людмила Вербицкая говорит о необходимости формирования концепции единого учебника русского языка. По этому принципу ранее создавался единый учебник истории. Об актуальности проблемы свидетельствует тот факт, что сегодня в перечне содержится 80 учебников по русскому языку и литературе.

В 2018 г. также будет продолжена работа по внедрению предметных концепций. Сейчас уже одобрены концепции развития математического образования, преподавания русского языка и литературы, отечественной истории. В ближайшем будущем утвердят концепции преподавания обществознания, географии и физической культуры. В течение года будут разработаны и утверждены предметные концепции по физике, химии, биологии, астрономии и ОБЖ.

Контроль качества общего образования

Под особым контролем останется оценка качества общего образования. В 2017 году была создана и внедрена единая система оценки качества знаний учащихся общеобразовательных учреждений. Она предполагает итоговую аттестацию в 9-х и 11-х классах (ОГЭ и ЕГЭ), всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные исследования качества образования, а также участие России в международных исследованиях.

В 2018 году ВПР будут писать уже большее число учащихся. В прошлом году такие работы писали свыше 3 млн учащихся 4, 5, 10 и 11-х классов. В этом году ВПР напишут еще и шестиклассники (Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2017 г. № 1025 "О проведении мониторинга качества образования").

Учащиеся 9-х классов в этом году впервые пройдут новое испытание. Начиная с 2018 г. они станут проходить устное собеседование по русскому языку. В апреле этого года во всех регионах страны пройдет апробация испытания. С 2019 г. такое собеседование станет обязательным. В ЕГЭ в 2017 году содержательных изменений не предполагается.

Начиная с 2019 г. все экзаменационные задания по информатике испытуемые будут выполнять на компьютере. Исключение – задания «на листочках». В перечне иностранных языков, которые можно сдавать в форме ЕГЭ по выбору, появится китайский язык. Сегодня будущие выпускники вправе сдавать английский, испанский, немецкий или французский язык.

Проверка знаний учителей

Минобрнауки вскоре станет проверять не только знания учеников, но и педагогов. В 2017 г. 4,5 тысячи учителей из 13 регионов участвовали в апробации модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики. Автором инициативы выступил Московский педагогический государственный университет. По итогам проверки каждый учитель получил свою оценку с персональными рекомендациями, какие вопросы и темы ему следует изучить более внимательно.

В 2019 г. такому тестированию подвергнут весь педсостав по всем предметам. Однако такая проверка (по крайней мере, официально) не является основанием для каких-либо административных решений.

Рособрнадзор в своей контрольной деятельности, начиная с прошлого года, практикует риск-ориентированный подход, что позволило уменьшить объем годовых проверок на 30%. В итоге, например, в текущем году в первую очередь станут проверять только те образовательные организации, которые не объективно проводили оценку результатов предметных олимпиад и награждали медалями своих выпускников.

Дополнительное образование

Планируется продолжить работу над расширением федеральной сети детских технопарков "Кванториум". Гарантированно построят еще 7 таких центров. Сейчас в 51 технопарке, что находятся в 39 регионах, приняли к обучению 45 тысяч детей, и более 400 тысяч ребят активно вовлечены в их деятельность.

Также есть идея по созданию 31 регионального модельного центра дополнительного образования. Целью таких учреждений станут организационное и методическое сопровождение системы дополнительного образования детей. Сегодня такие центры функционируют в 9 регионах. В этих же субъектах практикуется персонифицированное финансирование. В результате 124 тыс. детей предоставили сертификаты на освоение дополнительных образовательных программ.

Отдых и оздоровление детей – это уже самостоятельное направление дополнительного образования. Данную сферу отныне курирует Минобрнауки России. В его компетенцию входит координирование деятельности федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления и учреждений, организующих отдых и оздоровление детей, в сфере детского отдыха (Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. № 444).

За 2017 г. организованными формами отдыха смогли воспользоваться почти 6,6 млн детей. Однако большинство организованных мест отдыха, а это 38 970 единиц – это лагеря с дневным пребыванием. А они, согласно мнению экспертов, не обеспечивают полноценный отдых. Всего же по стране в 2017 г. функционировало 48 804 организаций отдыха и оздоровления детей. Среди них стационарными являются – 2 357, санаторно-оздоровительными – 609, а лагерями труда и отдыха – 4 718, палаточными лагерями – 2 150.

Учитывая вышесказанное, в Минобрнауки ратуют за создание новых детских лагерей. Особо подчеркивается необходимость основания стационарных организованных мест отдыха. Естественно, при условии, что они будут соответствовать всем нормативным требованиям.

Важно, что практически каждый регион составил реестр учреждений, организующих отдых и оздоровление детей. В таких базах есть информация об их инфраструктуре и реализуемых программах (образовательных, спортивных, творческих, оздоровительных и так далее).

Более того, уже начиная с этого лета, в лагерях с детьми начнут работать профессиональные вожатые. Сейчас в 11 вузах идет подготовка специалистов по образовательному модулю "Основы вожатской деятельности".

Среднее профессиональное образование

Одними из основных задач в сфере среднего профессионального образования являются разработка примерных основных образовательных программ, ориентированных на потребности потенциальных работодателей и международных требований, а также формирование сети образовательных организаций с необходимыми для реализации программ СПО согласно современным стандартам и передовым технологиям условиями (материально-технической и учебно-методической базой).

В рамках государственной итоговой аттестации учащиеся сузов в прошлом году в тестовом режиме сдали демонстрационный экзамен. В ходе данного испытания проверялись умения и навыки выпускников посредством моделирования реальных производственных условий. Те, кто успешно справился с заданиями, получили документ, удостоверяющий уровень профессиональной компетенции согласно стандартам Ворлдскиллс Россия (англ. WorldSkills Russia), – паспорт компетенций (англ. Skills Passport).

Каждый такой паспорт регистрируется в базе данных молодых профессионалов. Сервис, как ожидается, будет использован работодателями, признавшими формат демонстрационного экзамена, для подбора персонала. Кстати, представители таких предприятий уполномочены присутствовать во время проведения подобных экзаменов.

Эксперты, правда, отмечают, что для повсеместного распространения демонстрационного экзамена нужно закрепить положения о применении стандартов Ворлдскиллс в соответствующих нормативных актах.

Ожидается, что в текущем и последующих годах ссузы получат дополнительную финансовую поддержку для обновления материально технической базы. Современное оборудование и расходные материалы необходимы для подготовки специалистов в соответствии с упомянутыми стандартами.

Президент страны В.В. Путин анонсировал основание по всей России центров опережающей профессиональной подготовки. Здесь предполагается организовать обучение студентов и переподготовку преподавателей, а также обеспечить повышение квалификации действующих специалистов. Сегодня подготовка кадров по самым востребованным и перспективным профессиям, которые входят в так называемый ТОП-50, осуществляется на базе межрегиональных центров компетенций, функционирующих в 7 регионах.

Высшее образование

В сфере высшего образования основная задача – развитие данного направления в части повышения конкурентоспособности отечественных вузов на мировом рынке. Добиться успеха на этом поприще планируют за счет включения российских университетов в мировые рейтинги лучших вузов, а также формирования опорных университетов, центров инновационного, технологического и социального развития региона. Сегодня статус таких организаций получил 51 университет, расположенный в 39 регионах. В Минобрнауки полагают, что в ближайшее время такие центры будут созданы в каждом субъекте страны.

К настоящему моменту завершена массовая проверка вузов. По результатам четырехлетней работы Рособрнадзора сократилась численность аккредитованных вузов: с 2605 в 2013 году до 1100 в 2017 году. Уменьшилось и количество филиалов негосударственных вузов: с 523 до 56.

Отныне планируется изменить основания для аккредитации вузов. Теперь проверять станут не формальные результаты их работы, а реальный уровень знаний их студентов.

Есть мнение, что необходимо совершенствовать и сферу целевого обучения. Так Правительство уже подготовило проект закона согласно которому целевик будет обязан освоить образовательную программу, что прописана в договоре о целевом обучении, и впоследствии - по окончании обучения -трудоустроиться в организацию, выдавшую направление, в течение определенного срока. Документ может быть принят уже во время текущей весенней сессии.

Нужно учитывать и то, что вузы - основная платформа формирования современной цифровой образовательной среды. Например, в 2017 г. стартовал экспериментальный ресурс, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по так называемому принципу одного окна (online.edu.ru). Здесь можно получить доступ к 473 курсам, сформированным 15-ю образовательными платформами. Ожидается, что к 2025 г. онлайн-обучение пройдут 11 млн человек.

Обучение отдельных категорий граждан

Сейчас Минобрнауки работает над проектом "Равные возможности". Его цель - развитие системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Проект также предусматривает оказание помощи указанной категории обучающихся как во время учебы, так и при трудоустройстве.

Ведомство подчеркивает необходимость поэтапного внедрения ФГОС для учащихся с ОВЗ. Данные стандарты должны быть приняты на всех уровнях образования. Пока они реализуются только на уровне начального общего образования. Не менее важной задачей Минобрнауки считает увеличение числа детских садов, школ и вузов, которые могли бы принять на обучение граждан указанной категории. Важно, что уже в этом году начинается работа по адаптации заданий ОГЭ для лиц с ОВЗ.

Еще одно особое направление работы ведомства - иностранные граждане. Для увеличения данного контингента обучающихся в российских вузах, особенно по очной форме обучения, планируется оптимизировать условия их пребывания в стране. Это возможно, в том числе, в рамках межпрограммного приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования". В итоге уже в текущем году от экспорта российского образования планируется получение более 92 млрд руб., а к концу 2025 года – не менее 373 млрд руб.

Качество образования зависит не только от педагогов и уровня знаний обучаемых, но и от образовательной политики, вектор которой определяют региональные министерства. Поэтому, начиная с прошлого года, оценивается также эффективность управления образованием на региональном уровне. Однако какие последствия грядут за признанием работы регионального министерства образования неэффективной, еще не определено.


Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.
В систему образования любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: а) дошкольное воспитание; б) общее среднее образование; в) внешкольное обучение и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (сельскохозяйственные техникумы или колледжи); е) высшее образование; ж) подготовку научных и научно-педагогических кадров; з) последипломное образование; и) повышение квалификации и переподготовку кадров. На развитие системы образования влияет: Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ, обусловливающих все возрастающие требований общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей и к соответствующему развитию образовательно-воспитательных учреждений. В более развитых в техническом отношении странах быстрее расширяется сеть различных школ, раньше создаются новые типы учебных заведений. Государственная политика в области образования, влияющая на развитие различных типов образовательно-воспитательных учреждений и характер их работы. Именно иногда политикой определяется существование различных типов общеобразовательной школы, одни из которых предназначены для массового обучения, другие – для обслуживания элиты общества.
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: – модернизация институтов образования как инструментов социального развития; – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях; – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта. Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться инновационные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании. А также, появилась возможность развития государственного и негосударственного образования, основанных на новых информационных технологиях, это требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института.
К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России. Важнейшими направлениями информатизации образования являются:
формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения;
системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
построение и развитие единого образовательного информационного пространства;
постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации;
создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.
Открытое образование ориентировано на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Развитие системы дистанционного обучения в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения на территории РФ растет с каждым годом.