Правление медичи во флоренции. Современные потомки династии медичи. Сливки из левого горшка

МЕДИЧИ (Medici) , флорентийский род, игравший важную роль в средневековой Италии. В конце 12 в. Медичи переселились во Флоренцию из тосканского городка Муджело, разбогатели, занимаясь торговлей и ростовщичеством. Основали торгово-банковскую компанию, одну из крупнейших в 15 в. в Европе; в 1434-1737 (с перерывами в 1494-1512, 1527-30) правили Флоренцией. Главные представители: Козимо Старший Медичи, правил с 1434; Лоренцо Великолепный Медичи, правил с 1469.

Медичи правили великим герцогством Тосканским с 1569 по1737. К роду Медичи принадлежали папы Римские Лев X и Климент VII, французские королевы Екатерина Медичи и Мария Медичи, несколько кардиналов.

МЕДИЧИ (Medici) Козимо Старший (Старый) (27 сентября 1389, Флоренция - 1 августа 1464, Кареджи, округ Флоренции), купец и банкир, владелец крупнейшего в Европе состояния. Положил начало могуществу семьи Медичи, превратившей Флорентийское государство из республики в синьорию.

Активно участвовал в городских делах, снискал народное доверие и расположение большими пожертвованиями на общественные нужды и культуру, дарами и займами гражданам и государству, раздачей хлеба в голодные годы. В 1433 Козимо, стоявший во главе народной партии в оппозиции к правящей олигархии, был арестован, а затем изгнан из Флоренции. Но уже в ноябре 1434 он с триумфом возвратился во Флоренцию. С этого момента и до конца своих дней он был фактическим правителем государства, оставаясь простым гражданином, не принимая никакого титула и не меняя республиканских форм. При нем сохранялась синьория (правительство) из восьми человек, все советы коммуны, судебные инстанции, коллегии добрых мужей и гонфалоньеров компаний, однако он контролировал выборы в них, в борьбе с противниками использовал налоговую политику.

Козимо был рачительным хозяином, сам вел торговые и банковские дела своего дома, наблюдал за обработкой принадлежавших ему земельных угодий. Как государственный деятель он проявлял заботу о развитии земледелия в округе Флоренции, поощрял шелкопрядильное производство, торговлю, судоходство. Основой политического могущества Козимо было его личное состояние, позволявшее ему выступать кредитором короля Англии, герцога Бургундского, герцога Сфорца, папы и других государей Италии и Европы. Он расширил владения Флоренции, присоединив несколько соседних территорий. В период его фактического правления Флоренция не знала сколько-нибудь значительных государственных и социальных потрясений, став одним из важнейших центров международной политики.

Характерной чертой власти Козимо (и наследовавших ему Медичи) являлось широкое покровительство гуманистам и людям искусства, принесшее ему всеевропейскую славу мецената. Он собирал художественные произведения и книги, оказывал содействие Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Леону Баттиста Альберти, Кристофоро Ландино, Иоанну Аргиропулу, Марсилио Фичино и складывавшемуся вокруг него кружку гуманистов (Платоновская академия), обеспечивал заказы художнику Филиппо Липпи, архитектору Микелоцци. Посмертно был удостоен согражданами почетного титула "отец отечества".

О. Ф. Кудрявцев

МЕДИЧИ (Medici) Лоренцо Великолепный (1 января 1449, Флоренция - 8 апреля 1492, Кареджи, округа Флоренции), внук Козимо Медичи-старшего, после смерти своего отца Пьеро Подагрика в 1469 стал фактическим правителем Флорентийского государства. С именем Лоренцо Великолепного связан период наивысшего расцвета ренессансной культуры Флоренции.

В детстве воспитанием Лоренцо занималась его мать Лукреция Торнабуони, затем его наставниками были прославленные гуманисты Иоанн Аргиропул, Кристофоро Ландино, Марсилио Фичино, обучавшие его классическим языкам, философским наукам, поэзии. С ранней юности он выполнял ответственные дипломатические миссии, участвовал в государственных делах. В июле 1469 женился на Клариче Орсини, представительнице знатной римской фамилии.

Как и его дед, Лоренцо оставался частным человеком, не занимал никаких ключевых официальных должностей. Республиканский фасад Флорентийской государственности при нем мало изменился. Само прозвище Лоренцо "Великолепный" свидетельствует, что власть его покоилась в значительной мере на популярности, которую он приобрел широкими тратами из собственного и общественного карманов на роскошные постройки, произведения искусства, блестящие празднества. В его правление происходили бесконечные карнавалы, маскарады, рыцарские турниры, театральные и прочие представления. Не чуждый занятиям словесностью, автор прославивших его поэтических произведений и ученых трактатов, Лоренцо проявил себя как щедрый меценат, подобно деду, поддерживал Фичино, главу Платоновской академии, участником которой являлся и сам, поэтов Анджело Полициано и Луиджи Пульчи, принимал у себя Ландино, Аргиропула, Франческо Филельфо, Бернардо Бембо, Эрмолао Барбаро, Джованни Пико делла Мирандола, Иоганна Рейхлина и других знаменитых гуманистов. Его покровительством пользовались люди искусства - Сандро Боттичелли, Филиппино Липпи, Андреа Вероккьо, Поллайуоло, Гирландайо, Джулиано да Сан Галло, юный Микеланджело. По семейной традиции, Лоренцо пополнял библиотеку (позже названную его именем - Laurentiana), приобретая для нее книги по всей Европе, собирал древние и новые скульптуры, камеи, монеты, картины.

Сохранение своей власти он обеспечивал разными путями, в частности разветвленной системой личных связей во Флоренции и за ее пределами, отработанными приемами отсеивания политических противников при выборах в органы государственного управления. В 1478 противники Медичи из влиятельных флорентийских родов Пацци и Сальвиати напали на Лоренцо и его брата Джулиано в церкви во время обедни, но убить смогли только Джулиано: народ не поддержал заговорщиков и жестоко с ними расправился.

Лоренцо обнаружил незаурядный дипломатический талант, стал одним из создателей итальянского равновесия, умело играя на противоречиях между Венецией, Миланом, Неаполитанским королевством и папой. В 1479, совершив смелый визит к своему заклятому врагу Фердинанду Неаполитанскому, он добился на выгодных условиях прекращения войны с ним и папой, что резко повысило его авторитет во Флоренции. Расширил флорентийские владения за счет присоединения крепостей Пьетросанта, Сарцана и Пьянкальдони.

Коммерческая деятельность Лоренцо была неудачной. С целью покрыть растущие расходы коммуны, в том числе на народные празднества и увеселения, он учреждал новые налоги, проводил принудительные государственные займы, прибегал к порче монеты. Народное недовольство, вызванное усилением финансового гнета, отразилось на сыне и преемнике Лоренцо - Пьеро, изгнанного флорентийцами в ноябре 1494.

О. Ф. Кудрявцев

ЕКАТЕРИНА Медичи (Catherine de Medicis) (13 апреля 1519, Флоренция - 5 января 1589, Блуа), французская королева, жена Генриха II Валуа, мать французских королей Франциска II (1559-1560), Карла IX (1560-1574), Генриха III (1574-1589) и королевы Марго (с 1589). Происходит из рода флорентийских герцогов Медичи.

В 1533 году Екатерина Медичи стала супругой французского принца Генриха Валуа, а в 1547 году супруги взошли на французский престол. С 1559 года, в период правления своих сыновей Екатерина Медичи в значительной мере определяла государственную политику, стремилась не допускать вельмож к государственному управлению. В начальный период Гугенотских войн королева-мать стремилась лавировать между враждующими сторонами. В 1570 году она настояла на заключении Сен-Жерменского мирного договора с гугенотами. Но в 1572 году, опасаясь укрепления позиций вождя гугенотов Гаспара Колиньи при королевском дворе и его влияния на Карла IX, стала одним из главных организаторов Варфоломеевской ночи.

МАРИЯ МЕДИЧИ (Marie de Medicis) (1573-1642), королева Франции, жена Генриха IV, мать Людовика XIII, в 1610-14 была регентшей. По достижении Людовиком совершеннолетия продолжала править от его имени вместе со своим фаворитом, маршалом д"Анкром. В 1617 д"Анкр был убит, Мария бежала. Она дважды пробовала поднять восстание против кардинала Ришелье, организовывала заговоры и в конце концов навсегда была вынуждена оставить Францию.

Для нее в Париже был построен Люксембургский дворец, для галерей которого Рубенсом было написано 21 полотно "Триумф Марии Медичи".

Возрождение, Флоренция, Медичи - три слова, неразрывно связанные между собой. Возрождение - время блистательного расцвета культуры, наступившее в Европе после долгих кровавых смут раннего средневековья. Флоренция - город-республика, ставшая одним из центров Возрождения. Семья Медичи - знаменитая флорентийская семья, многие члены которой были типичными людьми нового времени - талантливыми, предприимчивыми, жестокими, воодушевлёнными, как и все истинные флорентийцы, идеями свободы и преданности родине.

В XV в. Флоренция - один из самых богатых, многолюдных и прекрасных городов не только Италии, но и Европы. Её жители Барди и Перуцци стоят во главе крупнейших банков того времени, финансирующих не только купечество и разного рода предпринимателей, но и целые государства, например правительства английских королей Эдуарда II и Эдуарда III.

Шерстяными тканями, изготовленными на флорентийских фабриках, торгуют во многих городах Европы, Азии и Африки. Предприимчивое городское купечество основывает торговые центры по всему миру. Недаром Папа Бонифаций VIII с иронией говорил, что флорентийцы, как и земля, вода, воздух и огонь, являют собой основу мироздания.

В далёком прошлом остались бои горожан с ненавистными феодалами, когда мужчины клана Медичи вдохновляли сограждан криками "Palle!", "Palle!" ("Шары!", "Шары!"), забрасывая неприятелей шарами-отвесами от ткацких станков. Медичи вместе с остальными флорентийцами добились полной победы над рыцарями-дворянами, закреплённой в специальном документе, называвшемся "Установленные справедливости". Подписанный гражданами Флоренции в 1293 г., он лишил рыцарей всяких политических прав, а звание дворянина теперь присваивалось в виде наказания преступникам.

Отцы города избрали одного из Медичи, Джованни, на высшую должность в государстве - гонфалоньера справедливости. Он должен был почти единолично руководить политической и экономической жизнью города-республики. Все остальные полностью полагались на его решения и могли спокойно заниматься своими делами.

Джованни Медичи к тому времени уже был одним из самых богатых граждан, и его не очень привлекала возложенная на него должность. Его главные интересы заключались в приобретении ещё больших богатств и укреплении финансового могущества своей семьи. В 1409 г. он становится банкиром папского двора, при поддержке которого основывает филиалы своего банка в Брюгге и Лондоне.

Золото Джованни Медичи открыло путь его сыну Козимо к неограниченной политической власти во Флоренции, которую он не выпускал из рук до самой смерти и передал своим детям. Козимо был человеком образованным, тонким ценителем наук и искусств. В 1438 г. он познакомился с приехавшим во Флоренцию Гемистием Плетоном. Грек-философ был убеждённым приверженцем учения Платона, мечтал, опираясь на античную философию, создать общую для всего человечества религию. Плетон сумел приобщить к своему учению и Козимо Медичи. С тех пор с его уст не сходило имя великого мудреца древности. Он свято верил в то, что без знания учения Платона никто не может быть ни хорошим гражданином, ни хорошим христианином, и убеждал в этом всех окружающих. Почитание Платона среди образованных флорентийцев становится почти религиозным культом, соперничавшим с поклонением самому Христу. Во многих домах перед бюстом философа ставили зажжённые лампады.

Старый Козимо любил проводить тёплые весенние дни на своей вилле Кареджи. Собственноручно подстригая виноградные лозы, он слушал, как его любимец, юный Марсилио Фичино, читал ему отрывки из произведений Платона и декламировал античные оды, аккомпанируя себе на лире. Во время одного из таких чтений этот некоронованный владыка Флоренции и умер. Благодарные сограждане написали на его надгробии: "Здесь лежит Козимо Медичи, по решению государства - "отец отечества"".

Наследником Козимо стал его внук Лоренцо. И опять на вилле Кареджи, среди окружавших её дубрав, звучали стихи, музыка, велись философские беседы, в которых принимали участие внуки Козимо, Лоренцо и Джулиано, их друзья - поэты, живописцы, архитекторы, светские и духовные лица. Они называли себя "Платоновской семьёй", или участниками Платоновской Академии - вольного общества людей разных званий и имущественного положения, любивших античную культуру.

Единодушно избранный главой Академии любимец покойного Козимо Медичи, повзрослевший Марсилио Фичино называл себя "платоническим философом, богословом и медиком". Не торопясь, он перевёл на латинский язык все известные произведения Платона и других античных философов и историков.

Лоренцо, прозванному Великолепным, и его друзьям стремились подражать не только в их занятиях изящными искусствами, философией и литературой, но и перенимали у них манеру одеваться, разговаривать, вести себя в обществе. В трактате Бальдассаре Кастильоне "Придворный" перечислялись все качества образованного человека: умение хорошо драться на шпагах, изящно ездить верхом, изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо изъясняться, красноречиво ораторствовать, свободно владеть любым музыкальным инструментом, всегда вести себя просто и естественно, быть до мозга костей светским и в глубине души верующим.

Лоренцо Медичи внимательно прислушивался к словам Фичино, когда разговор заходил о Боге и человеке. Фичино стал к тому времени настоятелем кафедрального собора во Флоренции, и на его проповеди собирались все люди, считающие себя благовоспитанными. Он говорил слушателям, что человек стоит на вершине творения не потому, что может постичь законы божественного созидания, но благодаря тому, что сам способен к творческому созиданию. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется в труде самого человека, который с точностью подражает Богу и соединяется в этом с ним. Человека можно назвать божественным художником.

Фичино утверждал, что человеческое могущество почти подобно божественному; то, что Бог создал в мире своей мыслью, человеческий ум замышляет в себе посредством интеллектуального акта, выражает посредством языка, изображает, созидая здания и произведения искусства.

Современник Фичино Николай Кузанский утверждал, что Бог - творчество, а человек создан по образу и подобию Божию; следовательно, и человек есть тоже творец.

Участник "Платоновской семьи" Пико делла Мирандола идёт ещё дальше. Он утверждает, что если Бог есть создатель самого себя, а человек создан по образу и подобию Божию, то и человек тоже должен создать самого себя.

Лоренцо Медичи слушал друзей, приглашал во Флоренцию выдающихся людей своего времени, поручал лучшим художникам возводить дворцы, храмы, общественные здания и украшать их фресками и картинами, по-царски одаривая творцов. Он соглашался с другом Фичино, утверждавшим, что наступил золотой век, породивший золотые умы и таланты, возродивший почти погибшие в прошлом свободные искусства - грамматику, поэзию, риторику, живопись, архитектуру и древнее пение лиры Орфея. И всё это свершилось во Флоренции.

Казалось, эти люди, рассуждавшие о божественной всеобщей любви и творчестве, не видели, что происходило вокруг них. Им хотелось, чтобы жизнь была постоянным праздником, чередой сменявших друг друга карнавалов, театральных представлений, военных смотров, на которых граждане демонстрировали свои манеры, красавиц-жён и возлюбленных, богатство, нажитое отцами и дедами.

Для одного из карнавалов Лоренцо сочинил песенку, полюбившуюся жителям Флоренции. В ней были такие слова:

О, как молодость прекрасна,
Но мгновенно. Пой же, смейся!
Счастлив будь, кто счастья хочет,
И на завтра не надейся.

Печальное "завтра" наступило в 1478 г. Часть влиятельных флорентийцев, во главе которых встали представители враждебного Медичи дома Пацци, не желавшие примириться с возвышением и безграничной властью соперников, задумали свергнуть Медичи и захватить власть во Флоренции. 26 апреля во время торжественного богослужения в городском соборе заговорщики окружили ничего не подозревавших братьев Медичи. Джулиано упал, сражённый кинжалом убийцы. Лоренцо, раненный, укрылся в ризнице собора.

Заговорщики надеялись, что их поддержат остальные граждане Флоренции. Но этого не произошло. И тогда Медичи стали мстить: почти все заговорщики были схвачены и повешены на улицах города. Удалось бежать лишь убийце Джулиано, Бернардо Бандини - беспутному и бессовестному человеку. Через год он объявился в Константинополе, надеясь, что избежал мести Лоренцо. Тот же, узнав об этом, обратился к самому турецкому султану с просьбой о выдаче убийцы. Бандини был привезён во Флоренцию, закован в цепи и незамедлительно повешен там, где год назад висели тела его соумышленников. Отцы города приняли постановление, согласно которому каждое покушение на жизнь и благополучие Лоренцо отныне рассматривалось как "оскорбление величества" и должно было караться жесточайшим образом.

Оказалось, что проповедовать всеобщую любовь легче, чем следовать этой проповеди. Во Флоренции разгорелась беспощадная политическая борьба. Казни, убийства, изгнания, погромы, пытки, поджоги и грабежи следовали друг за другом. Когда умирал какой-либо известный человек, по городу расползались слухи о его отравлении. Семейство Лоренцо не избежало подозрений в убийствах и других преступлениях, в которых обвиняли и его наследников. Например, современни-ки утверждали, что Козимо I Медичи (1519- 1574 гг.) в припадке гнева убил своего сына Гарциа, а Пьетро, сын Козимо, ударом кинжала поразил насмерть свою жену Элеонору.

Вседозволенность и безнаказанность власть имущих приводили к падению нравов остальных горо-жан. Чтобы навредить врагам, флорентийцы составляли магические зелья, вызывали демонов. Многие верили в привидения, дурной глаз, порчу и чёрных всадников, намеревавшихся погубить Флоренцию. Вместо святой воды, как положено христианам, употребляли микстуры, составленные из толчёных волос, костей и одежды умерших. Сам Марсилио Фичино, например, занимался алхимией и астрологией, составляя гороскопы для детей Лоренцо Великолепного. Кому было осуждать жителей Флоренции, если подобным образом вели себя даже высшие духовные лица - Папы?

И вот в городе появился человек, который во всеуслышание стал обличать порок. Его звали Джироламо Савонарола. Он родился в Ферраре, в семье известных врачей. Родители желали, чтобы он унаследовал семейную профессию. Но юноша захотел стать священником. В своих проповедях он утверждал, что без нравственных добродетелей как отдельный человек, так и целое общество неминуемо окажутся на краю гибели.

В 1491 г. Савонаролу избирают настоятелем кафедрального собора во Флоренции. Вот тогда о нём и услышал Лоренцо Медичи. Ему было странно видеть человека, пусть и духовного звания, посмев-шего упрекать его в деспотизме, ограблении сограждан, различных злоумышлениях. Лоренцо пы-тался приручить смелого проповедника. Он часто заходил в собор, делал богатые вклады, приглашал Савонаролу к себе во дворец. Всё было напрасно. Савонарола открыто объявлял, что нужно ожидать великих перемен, т. к. время жизни, отпущенное Лоренцо Богом, истекает и его ждут Страшный суд и геенна огненная.

К тому времени Лоренцо был на самом деле тяжело болен, и его душа жаждала покоя, отпущения грехов. Он не верил своим духовникам, зная их трусость и продажность. Лоренцо желал исповедаться перед человеком, которого стал уважать за смелость и неподкупность. Савонарола пришёл к умирающему Лоренцо, но согласился исповедовать его при определённых условиях: он должен уповать на бесконечную милость Божию, исправить последствия совершённых преступлений или завещать это сыновьям и, последнее, но главное, - возвратить флорентийскому народу свободу. Последнее условие привело Лоренцо в ярость, и Савонарола ушёл, не дав ему отпущения грехов. 8 апреля 1492 г. Лоренцо Великолепный скончался.

Его наследник Пьеро - красивый и легкомысленный человек - за короткое время своей глупостью и высокомерием добился всеобщей ненависти к себе и увеличения числа единомышленников Савонаролы. Пока Пьеро проматывал богатства дома Медичи, Савонарола упорно строил свой дом - монашескую общину. В монастыре он ввёл строгий обет нищеты, запрещавший всяческие излишества и роскошь. Монахи должны были заниматься полезным трудом. Савонарола организовал школы, где изучались изящные искусства, философия, мораль, право, Святое писание, языки - греческий, еврейский и др.

Не без его влияния 19 ноября 1494 г. Пьеро Медичи был низложен жителями Флоренции и бежал сначала в Венецию, а потом в Рим, где начал плести интриги против Савонаролы.

После бегства Медичи Савонарола предложил отцам города свою программу действий. В городе учреждается Большой совет, в котором могли принимать участие все жители по достижении 29 лет. Совет обладал всей полнотой власти, а исполнительной властью наделялся Малый совет, куда выбирали самых достойных.

Савонарола предложил провести реформу судопроизводства и всеобщую амнистию. Все эти ме-роприятия настоятель кафедрального собора проводил без принуждения и насилия, пользуясь лишь своим авторитетом и умением убеждать.

Проповедуя покаяние и моральное возрождение, он не был гонителем искусства и науки. Когда стало известно о распродаже огромной, собиравшейся не одним поколением, библиотеки дома Медичи, Савонарола сделал всё возможное для её сохранения. Он распорядился продать часть монастырских земель, сделал от своего имени крупный заём, выкупил библиотеку и открыл её для всеобщего пользования.

У Савонаролы были сильные враги, и они не бездействовали. Обвинения в ереси и различные про-вокации следовали друг за другом. По инициативе Папы Александра VI он был арестован, подвергнут пыткам, но палачи не вырвали у него отказа от прежних взглядов и дел.

23 мая 1498 г. Савонарола был повешен, а затем тело его сожжено и прах развеян. Ему было всего 45 лет. Пьеро Медичи мог торжествовать: его враг был повержен. Но Медичи не возвращались во Флоренцию до 1512 г. Слишком злую память оставили они о себе. А когда вернулись, оказалось, что ис-тория их ничему не научила. Опять они непременные участники переворотов, казней, насилия. В 1527 г. семейству Медичи снова пришлось бежать из Флоренции от возмездия сограждан. После это-го, вернувшись вновь, они стали осторожнее, старались избегать обострения отношений с флорентийцами, ещё помнившими вкус свободы.

В 1569 г. Медичи получили от Папы титул великих герцогов Тосканских. Власть их была абсо-лютной, опиравшейся на собственную, хотя и небольшую, армию.

История семьи Медичи ещё ждёт своего исследователя. Среди её членов были герои и преступники; люди, способные на высокие, благородные поступки и низкое предательство; свободные зем-лепашцы, ремесленники-горожане, купцы, финансисты, коронованные и некоронованные властите-ли, но все они были людьми своего необыкновенного времени. И каждый из них мог сказать о себе словами поэта Возрождения Франсуа Вийона:

Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю Смерть, что рыщет, всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя!


Могущественный род Медичи был одним из богатейших в Европе и правил на протяжении трех веков. Его представители были не только правителями Флоренции, а и меценатами самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения. А еще этот род дал миру четверых Римских пап и две королевы Франции. Но самым блистательным из всей семьи Медичи был Лоренцо Великолепный.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/medichi-0007.jpg" alt="Лоренцо Великолепный.

Близорукий, безголосый, без обоняния, с носом в виде "уточки" , свернутым на бок, с чрезмерно выдвинутой вперед нижней челюстью и непропорционально большой губой, Лоренцо выглядел очень неказистым.«С виду был слаб и имел уродливый нос – писал Вазари, – и вовсе не различал запахи. Из-за узости носа голос его всегда казался еле слышен».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/medichi-0002.jpg" alt="Пьеро Подагрик- отец Лоренцо." title="Пьеро Подагрик- отец Лоренцо." border="0" vspace="5">


Потомок знатной семьи был достойным продолжателем дел своего деда - Козимо, с которого началась вся политическая карьера семейства Медичи. Достигнув вершин экономического и политического могущества, он пользовался огромным доверием горожан и был удостоен титула «Отец народа». Мудрый, хитрый и жесткий банкир Козимо долго и упорно воевал со своими конкурентами, завистниками и должниками, в итоге чего поднялся на самую высоту власти.


Его внук Лоренцо - покровитель искусств, поэт и государственный деятель, получивший прозвище «Великолепный», был любим и уважаем флорентийцами за веселый нрав и простоту. Его часто можно было увидеть, ходящего по улицам и общающегося с горожанами, без свиты. Двери дома Лоренцо Медичи всегда были открыты для художников, писателей и ученых всего мира. В период его правления Флоренция превратилась в город, равных которому не было во всей Европе. Великолепный Медичи спонсирует школы искусств, находит молодые таланты и покровительствует им.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/medichi-0022.jpg" alt="Андреа дель Верроккьо, Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонарроти. " title="Андреа дель Верроккьо, Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонарроти. " border="0" vspace="5">


Великолепный Медичи получил в наследство не только ум, внешнюю непривлекательность, могущество но и тяжкий недуг - подагру. Болезнь довела его до того, что Лоренцо перестал передвигаться.

К сожалению, умер в 43-летнем возрасте. Римский папа, узнав о смерти Лоренцо, воскликнул: "Мир погиб!" А король Неаполя сказал: "Он прожил достаточно долго для себя самого, но слишком мало для спасения Италии".


На посту правителя Флоренции Лоренцо сменил старший его наследник Пьеро Невезучий, который прославился надменностью, жестокостью и предательством своего народа.


Второй же сын знатного правителя Джованни был избран папой после смерти Юлия II и носил он имя Лев Х.




Аньоло Бронзино. Портрет Козимо I Медичи в доспехах. 1545. Уффици, Флоренция.

Напомню, мы остановились на том, что с гибелью предшественника Козимо I - Алессандро - прервалась ветвь Медичи, идущая по мужской линии от Козимо Старшего. Однако здравствовала Мария Сальвиати, дочь дочери Лоренцо Великолепного. Она и была матерью Козимо I, то есть он был правнуком Лоренцо Великолепного по матери и бабушке. Правда, Медичи он считался не по матери, а по отцу)).

Отец Козимо, Джованни де Медичи, известный как Джованни делле Банде Нери, был правнуком младшего брата Козимо Старшего - Лоренцо Старшего, то есть представлял вполне законную младшую ветвь семьи, отделившуюся от основного ствола столетием раньше. Джованни был заметной фигурой, снискал репутацию способного военачальника и уважение Никколо Макиавелли, но, к сожалению, погиб от раны в 28 лет. По распоряжению сына на площади Сан-Лоренцо ему установлен памятник работы Баччо Бандинелли.

Чтобы не запутаться окончательно с генеалогией Медичи, приведу-ка я, пожалуй, их дерево.

Итак, Козимо I. Для нас он интересен прежде всего тем, что на его имя натыкаешься на каждом углу при нем во Флоренции был создан обширный пласт произведений эпохи маньеризма, который стал фактически последним значимым культурным слоем города. При его правлении многие объекты в сердце города приобрели свой нынешний вид.

Козимо унаследовал титул Герцога Флоренции при поддержке влиятельных семей герцогства, имевших надежду использовать его в своих интересах. Однако, получив официальное подтверждение своих прав, он быстро проявил авторитаризм, разгромил и казнил недовольных, и в дальнейшем проводил твердую политику утверждения абсолютной власти. Козимо укрепляет существующие и строит новые форты и крепости на территории Тосканы, усиливает армию, присоединяет к своим владениям Сиену, развивает сеть дорог и портов. Он пытается повысить статус Флорентийского герцогства на внешнеполитической арене до королевства, и в 1569 году ему удается папской буллой проапгрейдить))) свое государство до Великого герцогства Тосканского и получить корону в Риме из рук папы.

В соответствующем идеологическом ключе Козимо I формулирует заказ для придворных художников, которые всячески прославляют герцогскую власть и его лично, а заодно стирают воспоминания о вольных временах республики. В 1563 году герцог основывает «Академию изящных искусств», и при его дворе находят покровительство и работу Джорджио Вазари, Бенвенуто Челлини, Аньоло Бронзино, Бартоломео Амманнати.

В начале своего правления Козимо переезжает из фамильной резиденции Палаццо Медичи-Риккарди в Палаццо Веккио , превращая символ городского самоуправления в личную резиденцию герцогов. Для него там проводится масштабная реконструкция, которая касается в особенности республиканского Зала пятисот, о чем я расскажу в следующем посте. Тогда же в дополнение к Давиду Микеланджело наполняются скульптурами площадь Синьории и Лоджия Ланци. Там появляются фонтан «Нептун» Амманнати, «Геркулес и Какус» Бандинелли, «Давид» Челлини.

В 1550 году супруга герцога Элеонора Толедская дабы иметь возможность выбираться из загруженного центра на свежий воздух))) приобретает на другом берегу реки Палаццо Питти, которое восемь лет спустя начинает перестраивать для семьи Бартоломео Амманнати. Этот дворец впоследствии станет основной резиденцией Герцогов Тосканских. Там же окончательно формируются и заполняются скульптурами Сады Боболи. Для комфортного путешествия через реку над старым мостом Понте Веккио Джорджо Вазари достраивает коридор имени себя))), а чуть дальше Амманнати модернизирует и украшает мост Санта-Тринита . В 1560 году опять же Вазари начинает строительство галереи Уффици. Упоминая Вазари, необходимо отметить, что, несмотря на творческую плодовитость и прочное положение при герцоге, этот художник и архитектор более чем своими работами прославился созданием «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» - первой энциклопедии искусства, включающей биографии и описания произведений 178 художников эпохи Возрождения. Это собрание считается основополагающим трудом в истории искусств и подчас единственным источником бесценной информации о творцах Ренессанса.

Козимо I Медичи скончался в 1574 году в возрасте всего 54 лет. Но он заложил прочную основу для династии Великих герцогов Тосканских, его ветвь рода правила Флоренцией 200 лет. В браке с Элеонорой родилось 11 детей, двое из которых впоследствии носили герцогскую корону.

Старший сын Козимо I Франческо I наследует трон отца и правит до своей смерти в 1587 году.


Алессандро Аллори. Портрет Франческо I Медичи, Великого герцога Тосканского. 1560. Институт искусств, Чикаго.

Герцог интересуется естественными науками и устраивает себе в Палаццо Веккио химическую лабораторию и кунсткамеру - Студиоло Франческо Первого. Также он продолжает дело отца и в 1575 году помещает произведения искусства из личной коллекции Медичи в галерею Уффици, и так основывает один из лучших мировых музеев. Франческо безвременно уходит из-за своей непростой личной жизни. Будучи женатым на дочери австрийского императора Иоанне, он любит совсем другую женщину, Бьянку Капелло. Правда, эта любовь не мешает ему родить в браке через не могу восемь детей, одним из которых стала будущая королева Франции Мария Медичи. Однако, несчастная Иоанна умирает в 31 год и Франческо спустя три месяца женится на Бьянке. Бьянку ненавидят и обвиняют в отравлении Иоанны. Франческо и Бьянка умирают в один день, в загородном доме во время обеда с Фердинандо, родным братом Франческо, как показали современные исследования - от отравления мышьяком. Так как единственный сын Франческо к этому моменту уже умер, то именно брат - Фердинандо - и становится выгодоприобретателем от этого убийства, и наследует корону. Его, впрочем, в убийстве и обвиняли. Такие милые люди.

Фердинандо I интересен нам в основном тем, что заказывает Джамболоньи монументальный памятник отцу , который находит свое место на площади Синьории. А также он покровительствует еще одному великому флорентийицу - Галилео Галилею. Последний даже называет в честь сыновей Фердинандо открытые им спутники Сатурна «Звездами Медичи». Чести поддерживать ученого удостаиваются и два следующих герцога - Козимо II и Фердинандо II, который даже был его учеником.

В XVII веке центрами мировой культуры становятся уже другие города и страны. Флоренция, а точнее Великое герцогство Тосканское, благополучно существует под эгидой рода Медичи до 1737 года, когда умирает последний Медичи с французским именем Джан Гастоне (или Жан Гастон). На смену династии Медичи приходит династия Габсбургов-Лотарингских, первым из которых становится супруг знаменитой австрийской императрицы Марии-Терезии Франц I Стефан, а герцогство фактически растворяется в империи. В 1801 году на арене появляется Наполеон и переименовывает герцогство Тосканское в Королевство Этрурию (красивое название…) и сажает было туда Бурбонов, потом передумывает и присоединяет Этрурию к Франции. В 1814 году Наполеон с арены исчезает и Габсбурги-Лотарингские возвращаются на свой законный престол.

В 1861 году объединяется Италия. В короткий период с 1865 по 1871 год Флоренция снова играет ключевую роль, так как становится столицей объединенного королевства. Этот период увековечивается закладкой странной и чужеродной площади Республики , которая, правда достраивается позже, когда Рим и Папская область уже присоединятся к Италии и столица уедет туда.

А Флоренция - несмотря на пролетевшие над ней века, она так и осталась колыбелью прекрасного Ренессанса, непревзойденным памятником этой восхитительной и великой эпохи. За что мы ее и любим.

Знаменитая династия Медичи чаще всего ассоциируется с итальянской эпохой Возрождения. Выходцы из этой богатой семьи долгое время правили Флоренцией и сделали из нее культурный и научный

Происхождение династии

Существует несколько версий происхождения этого рода. Распространенная городская легенда приписывала родство Медичи врачу Карла Великого - основателя Франкской империи. В самой семье придерживались точки зрения, что их корни восходят к одному из рыцарей, который служил при дворе этого императора.

В XII столетии династия Медичи переехала во Флоренцию. занялись ростовщичеством и стали быстро богатеть. Богатые банкиры скоро проникли в управленческий аппарат города и стали занимать выборные должности Флоренции. Были у семьи и взлеты и падения. В XII веке банкиры старались принимать участие в политической жизни города, поддерживая одну из местных партий. Основной конфликт интересов во Флоренции тогда пролегал между богатой знатью и бедняками. Сальвестро Медичи поддержал босяков, которые организовали бунт против аристократов. Когда они потерпели поражение, финансиста выслали из города.

В изгнании династия Медичи пробыла недолго, но даже за это время добилась заметных успехов в ростовщичестве. Были открыты первые филиалы банков в Венеции и Риме.

Возвышение

Первый главой Флорентийской республики в семье Медичи стал Козимо Старый. Он занимал эту должность с 1434 по 1464 год. Ему удалось прийти к власти, воспользовавшись своими деньгами, влиянием и недовольством народа прошлым правительством, которое вводило непосильные налоги и устраивало бесполезные войны. Именно Козимо стал основоположником традиции покровительствовать искусству и другим направлениям Возрождения.

Династия Медичи удачно вкладывала деньги. Дело в том, что в XV веке Италия стала центром культуры и искусства в Европе. Сюда бежало множество греков, которые остались без родины после захвата Константинополя турками в Многие из них привезли в Италию (в том числе и Флоренцию) уникальные книги и устраивали лекции, неведомые европейцам. Это подхлестнуло интерес к истории античности. Из него возникла целая школа гуманизма. Все эти явления финансировала и стимулировала династия Медичи. История осталась ей благодарна, даже несмотря на множество политических интриг, которые были нормой в то время.

Лоренцо Великолепный

Даже после смерти Козимо во Флоренции продолжала править династия Медичи. Лоренцо Великолепный (его внук) стал самым знаменитым членом семьи. Он родился в 1448 году, а главой республики стал в 1469-м.

В это время во Флоренции сложился заговор, в результате которого должна была пасть династия Медичи. чуть было не оборвалось, однако Лоренцо раскрыл план врагов. Его даже поддержал папа римский Сикст IV. Но даже это не спасло брата Лоренцо Джулиано, который погиб от руки заговорщиков.

Тогда Флоренции объявили войну несколько сопредельных княжеств, которые были поддержаны римским престолом. Лоренцо удалось успешно сопротивляться этой коалиции. Кроме того, он нашел союзника в лице французского короля. Это испугало Рим, в котором не хотели воевать с Парижем, и конфликт утих.

Флоренция - центр Возрождения

Династия Медичи и их влияние на развитие итальянской культуры в это время достигают расцвета. Лоренцо финансировал многочисленные образовательные учреждения. Одним из них была знаменитая Академия Кареджи, которая стала общеевропейским центром новой школы неоплатонизма. Флорентийский двор нанял таких гениев искусства, как Сандро Боттичелли и Микеланджело. Также Лоренцо был знатоком и ценителем книг. Он собрал и обогатил собственную библиотеку, которая стала городской достопримечательностью. Глава республики скончался в 1492 году. Его яркая жизнь обострила слухи вокруг семьи Медичи. Тайны династии будоражили сплетников и любителей конспирологических теорий.

Отношение Лоренцо к Возрождению скоро распространилось на соседние города. Точно такими же темпами стали обустраиваться Венеция, Рим, Неаполь и Милан. Ренессанс напоминал расцвет эпохи Античности, благодаря чему и получил свое название.

Папы римские и герцоги Тосканские

Самые знаменитые представители династии Медичи становились не только правителями Флоренции, но и папами римскими. В 1513 году им оказался Пьеро Медичи, который принял имя Льва X и оставался на престоле до 1521 года. Хотя первосвященники не должны были заниматься мирскими делами, он поддерживал интересы своей семьи во Флоренции.

Сходным образом прошло правление Климента VII (1523-1534). В миру его звали Джулио Медичи. При нем семью в очередной раз изгнали из Флоренции. Это привело к тому, что папа римский заключил союз с императором Священной Римской Империи Карлом V Габсбургом, «в чьих владениях никогда не заходило солнце». Коалиция разбила неприятелей, и Медичи вернулись во Флоренцию. Кроме того, они получили титул герцогов Тосканских.

Правители Флоренции этого периода продолжали покровительствовать искусству. При Козимо I (1537-1574) была построена знаменитая галерея Уффици. Сегодня она привлекает во Флоренцию миллионы туристов. В ней хранятся многочисленные шедевры живописи, например, работы легендарного Леонардо да Винчи («Благовещение» и «Поклонение волхвов»).

Королевы Франции

Влиятельные правители Флоренции уделяли внимание династическим бракам. Так, две женщины из этого рода становились супругами французских королей. Это была жена Генриха II Екатерина (1547-1559) и жена Генриха IV Мария (1600-1610). Первая из них была даже регентом и вообще имела большое политическое влияние. Екатерина известна миллионам поклонникам таланта Александра Дюмы, в чьих романах она была главной героиней. Она также вошла в историю после кровавой и расправы над множеством гугенотов.

Французская династия от Екатерины Медичи пресеклась на двух ее детях - Карле IX и Генрихе III. По отцу они принадлежали к Валуа. После них к власти в 1589 году пришли Бурбоны. Тем не менее, сложно недооценить то влияние, которое на всю Европу оказывала семья Медичи. Династия стала олицетворением эпохи Возрождения со всеми ее яркими и противоречивыми событиями.

Упадок Флоренции

Несмотря на влияние на другие страны, основной сферой интересов Медичи всегда была Флоренция - их основный домен и настоящая родина. Упадок Тосканского герцогства начался при Козимо II (1609-1621). Он тратил много денег на войны и конфликты с соседями. Герцог отличался безумными планами по подчинению своих врагов, в том числе испанской короны. В то же время он был известен своей поддержкой Галилея, что продолжало славные традиции Лоренцо Великолепного.

При его сыне Фердинанде II (1621-1670) произошла общеевропейская между католиками и протестантами. В это время продолжался упадок Флоренции, который уже не зависел от Медичи. Открытие Америки и других перспективных рынков сделало Италию провинциальной страной, а не экономическим центром Европы. Финансовые потоки шли на рынки Испании, Англии и других колониальных держав.

Конец династии

В то же время пресеклась и сама династия Медичи. Ее последний представитель Джованни-Гасто (правил в 1723-1737 гг.) был болезненным и бездетным. После его смерти герцогство Тосканское перешло к императору Священной Римской Империи Францу I Стефану, который во Флоренции стал титуловаться Франческо II. Так город Медичи на долгое время перешел к Габсбургам.

Семейство Медичи-- давно обещанная подборка портретов. Многа букафф и многа портретов. Выбирайте --что кому больше нравится. Обещала здесь::

Немного повторюсь--и для себя и для тех. кто не видел или успел немного подзабыть.

Семейство Медичи огромное, в те времена одно из богатейших в Европе.Дало миру не только правителей Флоренции и покровителей, спонсоров художников, архитекторов, но ещё и четырёх римских пап и двух королев Франции. Лоренцо Великолепный, римский папа Лев X , французские королевы Екатерина и Мария Медичи - эти легендарные личности происходят из одной семьи, бывшей когда-то одной из самых могущественных в Европе.

«Пусть Медичи покоятся с миром в своих мраморных и порфировых гробницах, ведь они сделали для всемирной славы более чем кто-либо из принцев, королей и императоров, как предыдущих, так и последующих эпох», - так отозвался о них Александр Дюма.

Начну подборку со своего любимого Лоренцо Великолепного. По-моему, он был самым великолепным) представителем великого семейства Медичи. К сожалению, умер молодым --ему было всего 43 года. Папа Римский, узнав о смерти Лоренцо, воскликнул: "Мир погиб!" А король Неаполя сказал: "Он прожил достаточно долго для себя самого, но слишком мало для спасения Италии".

Уймитесь, не упорствуйте жестоко, Мечты и вздохи вечные о ней, Чтоб тихий сон не миновал очей Где слез не просыхает поволока.Труды и мысли дня уже далеко Равно и от людей и от зверей; Уже упряжке белых лошадей Предшествует неясный свет востока.Подпишем перемирие, пока Не встало солнце: верь, Амур, что сниться Ее лицо и голос будут мнеИ белая в моей руке рука. Не будь завистлив, дай мне насладиться Неслыханным блаженством хоть во сне.

Сонет Лоренцо Медичи (1449-1492) (Перевод Евгений Солонович)

Предполагается, что Лукреция Донати являлась той дамой, которую по правилам куртуазной любви Лоренцо Медичи воспевал в своих стихах как светлую звезду, как блестящее солнце, как богиню, явившую земле небесное совершенство, и т.д.

Он выбрал её своей музой в 1465 году, когда ей было 18, а ему 16 лет, и она только что вышла замуж за Никколо Ардингелли, с которым была обручена два года. (Сам Лоренцо не мог на ней жениться, поскольку существовали договоренности о его династическом браке со знатной римлянкой)

«Об этой поэтической связи было объявлено во всеуслышание: на большом турнире 1469 года имя Лукреции красовалось рядом с Клариче Орсини, будущей женой Лоренцо. Та, впрочем, не держала обиды: в 1471 году она согласилась быть крестной матерью новорожденного Пьетро Ардингелли, сына Лукреции и Никколо. А Никколо не возражал, чтобы его супруга была царицей флорентийских праздников» (С)

Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи. Флоренция, Галерея Уффици.