Рассказ о человеке как части живой природы. Как сберечь природу

Татьяна Карелина
Конспект занятия: «Человек–часть природы».

Занятие «Человек – часть природы » .

Цели : сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое ) ; совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать у детей чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым.

Словарная работа : природа , человек , органы, части тела .

Материал : сюжетная картинка о природе , вата, игра по валеологии «Органы зрения, слуха, зубы» , зеркало.

Ход занятия

Вводная беседа. Органы зрения.

Сегодня мы будем говорить о человеке . Человек и природа – единое целое . Для того чтобы жить, человек должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Назовите основные части тела .

Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? Отгадайте загадку :

Два братца через дорогу живут,

Друг друга не видят. (Глаза)

Глаза являются главными помощниками человека . Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать предметы, их цвет, форму, величину и т. д. повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза!

Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? Каким бывает цвет глаз? Как ты о них заботишься?

Гимнастика для глаз

1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.

2. Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками (подушечками) пальцев.

3. Делай круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз. Повтори 10 раз.

4. Вытяни вперед руку. Следи взглядом за подушечкой пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 5 раз.

5. Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение 1 минуты.

Органы слуха

Какие органы слуха нам помогают слышать речь, звуки? Что тебе надо делать, чтобы сохранить уши в порядке? Послушайте стих. «Уши» э. Мошковской :

Доктор, доктор,

Как нам быть :

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть?

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор гневно :

Ежедневно!

Опыт : предложить детям положить в уши вату. (включить музыку)

Что произошло? Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. Благодаря органам слуха нам подвластен целый мир звуков : шуршание листьев, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей.

Слух – огромная ценность для человека . А что еще нужно делать каждое утро одновременно с умыванием? (чистить зубы)

Отгадайте еще одну загадку :

«Полный хлебец белых овец» . (Зубы)

Знаете ли вы, для чего нужны зубы? И как их беречь?

Почему они болят?

Как надо за ними ухаживать?

Почему нужно чистить зубы?

Как поел, почисти зубки,

Делай так два раза в сутки.

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали ! (дети ходят)

Вверх на солнце посмотрели (смотрят вверх на солнце)

«Фонарики» )

Бабочки летали,

Крыльями махали. (имитируют бабочку)

Посмотрите вниз, друзья,

Вот бегут муравьи.

Посчитаем их мы

Раз, два, три, четыре, пять.

Убежали опять! (разводят руки в стороны)

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягодки собрали.

(Кладут ягодки в рот)

Ох, как ягодки вкусны! (Покачивают головой)

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

Игра «Органы зрения, слуха….»

Карточки с изображением ситуаций правильного и неправильного ухода за тем или иным органом.

Игра «Свет мой зеркальце скажи…»

Дети садятся и берут зеркала и нахваливают свои глаза, уши, зубы.

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи :

Глазки у меня самые красивые,

Лучше всех видят.

Ушки у меня все слышат,

А зубки самые белые,

Самые крепкие.

Итог занятия

Человек , как и природа , любят чистоту.

Вы знакомы со словом природа ?

Природа бывает живая и неживая. Всю природу земли можно разделить на два огромных Мира :

Мир неживой природы (солнце, Земля)

Мир живой природы – животные , растения, человек .

Как человек связан с природой ? (обратить внимание детей на картину) Посмотрите на природе дети с родителями прекрасно отдыхают, наблюдают за жизнью бабочек и жуков, любуются красотой родной природы , дышат чистым и свежим воздухом…

Человека называют царем природы . Правильно ли это? Почему? (конечно, человеку ничего не стоит истребить множество животных, вырубить лес или осушить болота, но от этого наша жизнь не станет лучше. Ведь человек часть Природы . У природы человек учится красоте , чувству меры, добра, справедливости.

Знаете ли вы, что на свете важнее всего?

Дети (поочередно) .

Я - солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.

Я - вода, главнее. Без меня вы погибнете от жажды.

Я - воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я - самый важный.

Я - почва, я - самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.

Я - растение - земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.

Я - насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!

Я - заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.

Я - хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

Я - человек . Могу управлять водой и вечером, распахать землю, посадить растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.

Я - микроб. Если ты, человек , не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный!

Не хвались, микроб. Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят!

Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг.

Дети (хором) . Все связано со всем! (Поднимают руки вверх.)

Это один из главных законов экологии - науки, которая изучает, как человек и природа влияют друг на друга и что нужно делать, чтобы сохранить природу . А что мы можем сделать? Чем можем помочь Природе ? Вы можете сделать очень много. Не бросать мусор. Лучше соберите его аккуратно, а потом выбросите в отведенном для этого месте. Помыли руки – закройте кран. Помните, что чистой пресной воды на Земле не так уж много. Будете зимой кормить птиц – летом будет меньше мух и комаров. И, главное, старайся всегда и во всем любить и понимать Природу , и она обязательно ответит вам тем же!

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали ! (дети ходят)

Вверх на солнце посмотрели (смотрят вверх на солнце)

И их лучики погрели. (движение «Фонарики» )

Бабочки летали,

Крыльями махали. (имитируют бабочку)

Посмотрите вниз, друзья,

Вот бегут муравьи. (показывают пальцем вниз и считают)

Посчитаем их мы

Раз, два, три, четыре, пять.

Убежали опять! (разводят руки в стороны)

Мы листочки приподняли, (приседают, имитируя сбор ягод)

В ладошку ягодки собрали.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ,9, 10! (Кладут ягодки в рот)

Ох, как ягодки вкусны! (Покачивают головой)

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

Человек и природа всегда были тесно связаны. Однако с началом индустриализации, ростом технического развития и оснащенности, человек забыл свое место в природе.

Современный мир лишь отдаленно напоминает существование человека в былые времена. Еще столетие назад в городах было больше деревьев, человек всячески стремился наполнить жизнь зеленью, и тем самым пытался сохранить связь с природой.

Рис. 1. Современный мегаполис.

Сейчас людей окружает мир только полезных и нужных вещей:

  • автомобили;
  • электронные гаджеты;
  • дома из кирпича и бетона;
  • металлоконструкции.

Прогресс подарил человечеству массу эффективных изобретений, но при этом отдалил людей от живой природы.

Человек - единственный представитель мира животных, который обладает способностью рисовать прямые линии.

Каждый из нас является частью функциональной системы планетарного масштаба. Современное общество всячески отдаляется от окружающего мира пластиком, сталью и бетоном. Искусственная изоляция под маской всевозможных благ и мнимого комфорта психологически угнетает человека и негативно влияет на здоровье и психику.

Сегодня не у каждого современного жителя Земли есть возможность соприкоснуться с миром растений и животных и тем самым ощутить единение с природой.

Но все же, в наше время люди теперь чаще стремятся отойти от рукотворного изобилия и просто прогуляться в парке или выбраться на отдых в лес.

Человеку сложно справиться с желанием наблюдать вокруг себя настоящую жизнь.

Природа земли и человек

Людям следует иначе смотреть на окружающую их природу.

Человек — единственное живое существо на планете, которое обязано нести ответственность за нанесение непоправимого вреда природе. Это касается в большей степени стремления чрезмерно использовать планетарные природные ресурсы.

Все это является причинами изменения климата и различных видов загрязнений.

Рис. 2. Лас-Вегас из космоса.

Работа источников искусственного света в ночное время - одно из самых очевидных физических изменений. Кроме того, это самая простая форма загрязнения, которую можно увидеть даже из космоса. Огни Лас-Вегаса видны с околоземной орбиты.

Сегодня климатические изменения стали весьма ощутимы и непредсказуемы.

Нетронутых уголков на планете сейчас все меньше, и общество не отдает себе отчет в том, что постепенно вырабатывается привыкание к отсутствию живой природы вокруг.

Рис. 3. Природа, нетронутая человеком.

Последующие поколения могут уже не застать естественную природу и нормой для них может стать искусственный, неживой мир. Человечеству следует как можно чаще получать удовольствие от естественной красоты того, что нас окружает.

Уничтожение лесных ресурсов для увеличения площадей под сельскохозяйственные угодья радикально влияют на окружающую среду. Это ведет к эксплуатация природы за границами безопасных пределов. Дикие звери оказываются в населенных пунктах и атакуют людей. Люди своими действиями нарушают естественную среду обитания многих видов животных. Критическое сокращение площади лесных массивов угрожает жизни множества диких видов.

Что мы узнали?

Узнали, что влияет на изменения климата на планете. Получили информацию об интересном факте относительно самого «яркого» города планеты. Узнали интересный факт о человеческих способностях. Выяснили причину нападения диких животных на человека.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 97.

Тема: Человек часть живой природы.

Задачи:

    На основе исследовательской деятельности развивать представление о том, что человек – часть природы.

    Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

    Развивать умение рассуждать и доказывать к какой группе относится объект, используя схему признаков живого.

    Развивать умение работать в группе, парами.

    Закрепить такие понятия как «полезные» и «вредные» продукты.

    Расширять и активизировать словарь детей.

    Воспитывать желание беречь все живое.

Методы и приемы: сюрпризный момент – проблема, беседа, работа группами, подвижная игра-эстафета, отгадывание загадки, рассматривание иллюстраций, работа с моделью «Живое».

Материал: картинки: птица, рыба, животное, растение, насекомое, человек, снежинки, горы, камни, вода, песок, небо; два мольберта, выставка рисунков детей группы «Моя семья»; модель «Живое»; корзинки; фишки для деления детей по группам; муляжи продуктов: хлеб, мясо, молоко, сыр, овощи, фрукты, крупа, рыба, чипсы, газировка, картофель фри, торт, конфеты, колбаса; схема: «Развитие человека»; монетки с цифрами 1 и 5; две корзинки.

Предварительная работа: рассматривание модели «Живое», беседа «Полезные и вредные продукты», рисование на тему: «Моя семья»

Ход занятия:

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Предлагаю вам подойти к мольбертам и рассмотреть картинки. Скажите, пожалуйста, почему я так разместила картинки, эти картинки на этом мольберте (показываю), а эти – на том?

(живое: птицы, насекомые, рыбы, растение и неживое: снежинка, небо, горы, песок, камни, вода)

Дети делают вывод: на одном мольберте живые существа, а на другом не живые.

А что значит «живое»? (дети рассуждают, воспитатель, по ходу их высказываний, выставляет модель «Живое»)

Вот еще у меня есть картинка. Кто это? (человек) куда же мне поместить человека? Что-то в голове у меня все перепуталось. Вы мне поможете?

Предлагаю открыть лабораторию и разделиться на три группы. Каждая группа будет выполнять свое задание-опыт, а потом всем нам расскажут, какие результаты у них получились. (подходят к столу и с помощью фишек определяют свою группу, подходят к своим столам)

Воспитатель объясняет каждой группе ее задание.

Первая группа доказывает, что человек двигается. (карточки с заданиями: стоит на одной ноге, посмотреть, что находится сзади не двигаясь). Дети начинают выполнять.

Вторая – человек дышит (набрать воздух и не дышать: смогут или нет, взять полоску бумаги, поднести к подбородку и выдохнуть, сделать вывод: человек дышит, выдыхает воздух) Дети начинают выполнять.

Третья – растет (выкладывают развитие человека от младенца до взрослого).

После опытов дети по-очереди рассказывают, как выполняли задания и делают выводы, что человек не может без движения – он двигается; человек дышит; человек растет.

Мы с вами доказали, что человек двигается, дышит и растет. (обращаю внимание детей на модель)

Чтобы человек мог двигаться и расти, что ему еще нужно? (питаться)

Вся ли пища подходит человеку? Может ему достаточно сделать бутерброд с колбасой и запить его газировкой? (нет) Почему? Ведь они продаются в наших магазинах, значит они для людей? Давайте пройдем в наш магазин и разберемся, какие продукты полезные, а какие нет.

Игра-эстафета «Полезные – вредные продукты»

Добро пожаловать в наш магазин. Здесь на полках лежат продукты. Все они перемешаны. Вам нужно разделить полезные продукты от вредных. Одна команда покупает полезные продукты, другая - вредные. Но, чтобы купить продукты, вам нужны что? (деньги) У меня в копилочке есть немного монет, я с вами поделюсь.

Дети берут монетки. На монетках написано 1 и 5.

У кого монетки 1 рубль встают друг за другом с этой стороны, вы покупаете вредные продукты, а у кого 5 рублей – с другой, вы покупаете - полезные.

Вот вам корзинки. Первые участники бегут в магазин, кладут на кассу свою монетку, берут нужный продукт, бегут назад и кладут в холодильник. Корзинку передают следующему участнику и т.д.

Дети соревнуются. После эстафеты дети встают вокруг столов и делают выводы о полезных и вредных продуктах.

Почему вы считаете, что чипсы и газировка это – вредные продукты. (Потому что для того, чтобы человек был здоровым, надо употреблять витамины, полезные вещества. А в них нет витаминов.)

Хорошо, а конфеты и тортик. Мы же их кушаем иногда? (Их можно есть, но немного. В них много сахара, а он вреден для зубов)

Как вы думаете, в магазинах больше полезных или вредных продуктов? Когда пойдете со взрослыми в магазин, обратите внимание, что покупают родители. И, если что-то не понравится, подскажите им.

А сейчас давайте вернемся к нашей модели.

Дети возвращаются в группу, садятся на стулья. Воспитатель вместе с детьми делает вывод: человек двигается, дышит, растет, питается.

Послушайте загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья)

Мы уже с вами рассматривали рисунки детей. Скажите, для чего нужна семья? (ответы детей)

Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей. Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом.

Дети, а как вы помогаете своим мамам и папам заботиться о младших братиках и сестренках? (дети рассказывают)

Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами.

Все живое на земле продолжает свой род – размножается (повторяют новое слово)

Вывод по модели:

Человек – он живой: он двигается, дышит, питается, растет, размножается. Значит человек – живой.

Один из детей выставляет картинку человека на мольберт.

Как вы думаете, все живое, что есть на нашей земле, может исчезнуть? Почему? Кто все это делает? (Человек) Человек несет ответственность за всё, что его окружает. Природа такая красивая!

Как приятно любоваться
Синевой морей.
Как прекрасно восхищаться
Клумбой у дверей.

Но не вечная природа,
Она терпит столько зла!
И всё меньше, год от года,
На планете кислорода,
Счастья, мира и тепла.

Чтоб земля была красивей,
Надо быть нам бережливей.

Как вы понимаете слово «бережливый»?

И не забывайте, что все люди – часть природы. Не делайте никому больно! Берегите природу!

Спасибо вам за помощь, без вас я бы не справилась. А сейчас попрощайтесь с гостями и можете еще раз сходить в магазин за продуктами.

краткое содержание других презентаций

«Общество 3 класс» - Символы государства. Сестра. Чукча. Человеческое общество. Индейцы. Урок по окружающему миру 3 класс. Семья. Индианка. Японцы. . Мама. Я. Флаг герб. Монголы. Глава государства. На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. Брат. Общество. Люди. Бабушка. Народ. Африканцы. Дедушка. Папа. Арабы. Составила: учитель начальных классов МОУ СОШ №2 г. Ядрин Толстова Н. А.

«Круговорот веществ 3 класс» - Энергия. Значит наша гипотеза была ошибочна. Живые участники круговорота веществ. Растения (производители) снабжают всех пищей и кислородом. Дышит Питается Растёт Размножается Умирает. Вывод. Рассмотрим на примере растений. Углекислый газ. Могут ли существовать живые организмы друг без друга? Автор проекта: ученица 3 «В» класса гимназии №13 г. Красноярска Безкоровайная Саша. Воздух вода. Расселение. Работа выполнена по проекту «Живая оболочка планеты». Солнце.

«Урок Почва» - П. Р. Ход урока. Е. Ч. О. К. Ь. 1. Сыпучее вещество,которое получается в результате разрушения и измельчения камней. А. С. В. Природоведение 3 класс. Что такое почва?

«Животноводство урок» - Коза. Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока: «Животноводство». Валенки. Но в век машины и мотора, Боюсь, в отставке буду скоро. Хвост крючком Нос пятачком. У кого рога длиннее хвоста? Баран, овца. Свёкла. Зерно. Что копали из земли, Жарили, варили? Конь. Картофель. С «Л» - холодный, твердый, гладкий, С «М» –тягучий, вкусный, сладкий. Мёд. Два брюшка, Четыре ушка. Над землей – трава, Под землей – алая голова. Не мой бы труд, Не мой бы бег, Ты плохо жил бы, человек. Одно бросил- Целую горсть взял.

«Плешаков 3 класс» - Актуальность проблемы. Творческое название проекта: «Здоровье - великий дар!». Здоровье в цифрах. Есть ли формула здоровья? Почему ужин надо отдавать врагу? Удачи в проекте! Всегда ли бактерии - враги? Сколько весит здоровье в 3 классе? А знаете ли вы... Основополагающий вопрос: Что нам стоит дом построить? Кем ты можешь быть в проекте. Так ли важно заниматься спортом? Проблемные вопросы нашего проекта.