Формула умения и способности к деятельности. Способности в психологической структуре личности. Выявленные профессии по формуле

Некоторые бланки документов психолога-профконсультанта

Лист первичного обращения

Формулировка причины обращения к профконсультанту:

Сведения о членах семьи (образование, работающие, неработающие):

1. Информативность оптанта о мире профессий:

а) полная ________________________________________

б) недостаточная__________________________________

в) отсутствует ____________________________________

г) другое _________________________________________

2. Наличие профессионального плана у оптанта:

а) предполагаемая профессия _______________________

б) учебное заведение ______________________________

3. Сформированность у оптанта профессионального плана:

а) сформирован ___________________________________

б) частично сформирован __________________________

в) не сформирован ________________________________

г) другое ________________________________________

4. Осознанность выбора профессии оптантом _______________________

5. Ведущие мотивы оптанта в выборе профессии: _______

Дата ________ Подпись профконсультанта ___________

Лист итоговых результатов профдиагностики в профконсультации

1. Сведения из «Анкеты оптанта»: ____________________

а) любимые занятия _____________________________________

в) опыт работы __________________________________________

г) успешность обучения по дисциплинам:

естественным ________________________________________

точным _____________________________________________

гуманитарным _______________________________________

труду ______________________________________________

2. Анкета профессионального самоопределения:

3. Анкета «Твоя будущая взрослая жизнь»

4. Беседа «Стандартизированное интервью»

5. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО):

вариант 1_________________________________________

вариант 2_________________________________________

вариант 3_________________________________________

Результаты профессиональной направленности личности (итоговый вариант): П___Т___Ч___З___Х___

7. Определение направленности на цель труда:

Г ___ П ___ И ____

6. Орудия и средства труда:

Р___А___М___П__Ф___

7. Различные аспекты деятельности:



а) степень проблемности трудовых ситуаций:Н___ С___ В___

б) социально-психологические параметры: К___ С___В___

в) эмоционально-волевые параметры: О___У___ П/Н___

8. Умения и способности к деятельности: (выведенная формула)

9. Выявленные профессии по формуле:

_______________________________________________________

10. Карта интересов (сведения о познавательных интересах):

11. Классификатор и опросник профессий Дж. Голланда: (сведения о взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности)

12. «Мечты о профессиях»:

13. Опросник Йовайши: (сведения о сфере профессиональных предпочтений)

Опросник профессиональных склонностей Л.Н.Кабардова

15. Выраженность профессиональных интересов и склонностей:

а) ярко выражены (в какой области деятельности?)

б) не выражены

16. Опросник профессиональных предпочтений Д. Голланда:

а)вариант 1______________________________________



б)вариант 2______________________________________

_______________________________________________________

Матрица выбора профессии.

20. Мотивы выбора профессии:

_______________________________________________________

21. Тест «Самооценка»: (результат)

^

Методика 31. «Анализ значимых личностных качеств»

Если ты хочешь получить советы специалистов при выборе профессии, выполни представленные ниже задания:

Задатки дарований есть у каждого человека, в соответствии с ними нужно выбрать профессию.

^ Выполняя следующий тест, подчеркни тот признак одаренности, который проявляется у тебя в наибольшей мере:

Хорошая память;

Наблюдательность;

Сообразительность;

Тонкость и точность движений и действий;

Тонкое обоняние;

Умение различать цвета и их оттенки;

Рассудительность;

Здравый смысл;

Устойчивый интерес ко всем наукам;

Высокая умственная работоспособность;

Увлеченность техникой;

Умение конструировать, моделировать;

Интерес к экспериментам;

Любовь к детям и стремление постоянно быть с ними;

Страсть к путешествиям, желание много увидеть;

Любовь к природе, к животным;

Интерес к кулинарии;

Постоянно испытываемое удовольствие от общения;

Свои наблюдения __________________________________

Чем ты отличаешься от других?
___________________________________________________
В чем превосходишь своих сверстников?
В чем отстаешь от них?
__________________________________________________________________________________________________________

^ Некоторыми профессиями невозможно овладеть при определенных недостатках, которые называются противопоказаниями к профессии. Перечисли их:

Аллергия на пищу, запахи, шерсть, пыль, растения и др.;

Плохое здоровье;

Болезненность;

Быстрая утомляемость;

Повышенная нервная чувствительность;

Раздражительность;

Нетерпеливость;

Боязнь крови, человеческих страданий;

Вспыльчивость, неуравновешенность;

Быстрая утомляемость от общения с людьми;

Неаккуратность, неряшливость;

Небрежное отношение к работе и быту;

Отсутствие выдержки;

Конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми;

Нежелание переделывать плохо выполненную работу.
^ Какие из названных ниже профессий ты предпочтешь, если другого выбора не будет:

Моторист;

Милиционер;

Строитель;

Продавец;

Кулинар;

Овощевод…. (подчеркните свой вариант выбора).
^ Подчеркни профессиональные черты того человека, который для тебя является образцом:

Знание своего дела;

Вдумчивость;

Пытливость;

Цепкость в работе;

Творческий склад ума;

Нестандартность мышления;

Умение быть простым, доступным в общении с людьми;

Требовательность к себе и своей работе;

Высокая результативность труда и качество его выполнения;

Полная самоотдача в любом деле;

Умение учитывать условия и обстоятельства;

Умение преодолевать трудности;

Уверенность в своих силах.
^ Подчеркни требования к своей будущей профессии:

Отсутствие чрезмерной физической нагрузки;

Конкретные результаты;

Возможность творчества;

Возможность заниматься любимым делом;

Общение с интересными людьми;

Высокая общественная значимость;

Разнообразие в содержании работы;

Свободное время;

Возможность самому регулировать рабочее время.
^ Какой учебный является твоим любимым и почему (?):

(люблю ………………...… (учебный предмет), потому что):

Он легко усваивается;

Развивает хорошо ум и способности;

Нравится преподаватель этого предмета и мои

Взаимоотношения с ним;

Нравится, как преподают этот предмет;

Знание этого предмета необходимо для поступления в

Институт;

Знание этого предмета пригодится для будущей

Профессии;

Испытываю постоянное чувство успеха в освоении этой

- ……………………..………………………..(своя причина).
Анализ ответов учащихся может дать психологу первичную информацию о них:

Интересах;

Склонностях;

Увлечениях;

Способностях;

Возможностях;

Характере мотивации выбора профессии;

Уровне самооценки;

О главных направлениях профориентационной работы при

Последующих встречах с ребенком.
^ Бланк для выделенных ответов.


1

Твои способности, одаренности, природные задатки, проявившиеся в большей мере... (выдели 2-3 призн-ка).

2

Чем отличаешься от других? В чем превзошел своих сверстников. В чем отстаешь от них?

3

Твои недостатки, которые возможно мешают тебе и могут считаться как «противопоказания» к профессии.


4

Какие профессии из предложенных предпочтешь, если другого выбора не будет?


5

Профессиональные черты личности – твой образец человека (твой идеал).

6

Какие требования ты выдвигаешь к своей будущей профессии?

7

Какой твой любимый школьный предмет и почему...

^ Анализ ответов:

Вывод :_________________________________________________

_______________________________________________________

Методика 32. «Теппинг-тест».

(Определение типа нервной системы).
Тест определяет один из пяти типов нервной системы:

– по уровню нейродинамики (сила-слабость):

1 тип – сильный тип нервной системы;

2 тип – средне-сильный тип нервной системы;

3 тип – средний тип нервной системы;

4 тип – средне слабый тип нервной системы;

5 тип – слабый тип нервной системы.
– по уровню психодинамики (подвижность- инертность):

1 тип (45-50 точек) – высокая подвижность;

2 тип (35-45 точек) – средневысокая подвижность;

3 тип (25-35 точек) – средняя подвижность;

4 тип (20-25 точек) – склонность к инертности;

5 тип (до 20 точек) – ярко выраженная инертность.
^ Ход работы:

В течение 5 секунд в каждом из 8 квадратов вы должны поставить как можно больше точек, держа руку на весу. Идет подсчет точек в каждом квадрате, строится график, определяется тип нервной системы. Задание выполняется для каждой руки отдельно.

^ Бланк к теппинг-тесту:


I
4

II
3

III
2

IV
1

VIII
5

VII
6

VI
7

V
8

В бланке арабскими цифрами обозначен порядок работы «Правой рукой», а римскими – порядок работы «Левой рукой».

Результаты, полученные с помощью «бланка к теппинг-тесту», необходимо занести в «график нейродинамических процессов». С помощью графика определите «силу-слабость» и «подвижность-инертность» нервных процессов испытуемого.

^ График нейродинамических процессов:

(Представить две кривые – на левую и правую руку отдельно).

Кол.точек :

^ Кол. 1 2 3 4 5 6 7 8

клеток:

Обработка результатов:

Обработка производится по анализу графической кривой.

I. Сила-слабость:


  1. Средний тип нервной системы:

  1. Низкий тип нервной системы:
II. Подвижность-инертность:

  1. Подвижный тип – ближе к 50 точкам

  2. Слабо-подвижный – 25-35 точкам

  3. Инертный тип – ближе к 10 точкам.
В случае, когда в ходе профессиональной консультации выявляются четко выраженные профессиональные намерения, возникает вопрос, а сможет ли ученик в полной мере овладеть избранной профессией, какой ценой он добьется в ней успеха, т.е. речь идет о соответствии возможностей и способностей -интересам и склонностям . Иногда психолог уже в ходе первичной консультации видит явное несоответствие выбора ученика его возможностям. В этом случае ему необходимо изучить «общие» и «специальные» способности ребенка, чтобы подсказать ему правильный выбор. Речь идет об исследовании:

  • типологических свойств нервной системы;

  • психических процессов;

  • психомоторных процессов;

  • психических состояний.

Выводы: ___________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
^ Тема VI. Работа с документацией

по профессиональному самоопределению
Методика 33. «Бланки документов психолога-
профконсультанта».

Бланк 1. Лист первичного обращения.
Формулировка причины обращения к профконсультанту:

______________________________________________________________________________________________________________

Сведения о членах семьи (образование, работающие, неработающие)______________________________________________

_______________________________________________________

1. Информативность оптанта о мире профессий:

А) полная ________________________________________

Б) недостаточная__________________________________

В) отсутствует ____________________________________

Г) другое _________________________________________

2. Наличие профессионального плана у оптанта:

А) предполагаемая профессия _______________________

Б) учебное заведение ______________________________

3. Сформированность у оптанта профессионального плана:

А) сформирован ___________________________________

Б) частично сформирован __________________________

В) не сформирован ________________________________

Г) другое ________________________________________

4. Осознанность выбора профессии оптантом ____________ _______________________________________________________

5. Ведущие мотивы оптанта в выборе профессии: ________

______________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ________ Подпись профконсультанта ___________

^ Бланк 2. Лист итоговых результатов профдиагностики в профконсультации.


  1. Сведения из «Анкеты оптанта»:
_______________________________________________________

А) любимые занятия _____________________________________

В) опыт работы __________________________________________

Г) успешность обучения по дисциплинам:

Естественным ________________________________________

Точным _____________________________________________

Гуманитарным _______________________________________

Труду ______________________________________________


  1. ^ Анкета профессионального самоопределения:
_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

3. Анкета «Твоя будущая взрослая жизнь»

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________


  1. Готовность на материальные жертвы:
_ ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

^ 5. Беседа «Стандартизированное интервью»

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

6. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО):

Вариант 1_________________________________________

Вариант 2_________________________________________

Вариант 3_________________________________________

Результаты профессиональной направленности личности (итоговый вариант): П___Т___Ч___З___Х___

^ 7. Определение направленности на цель труда:

Г ___ П ___ И ____

8. Орудия и средства труда: Р___А___М___П__Ф___

9. Различные аспекты деятельности:

а) степень проблемности трудовых ситуаций: Н___ С___ В___

Б) социально-психологические параметры:

К___ С___В___

В) эмоционально-волевые параметры: О___У___ П/Н___

^ 10. Умения и способности к деятельности: (выведенная формула)

______________________________________________________________________________________________________________

^ 11. Выявленные профессии по формуле:

_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ 12. Карта интересов (сведения о познавательных интересах):


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14



16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

^ 13. Классификатор и опросник профессий Дж. Голланда: (сведения о взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности)

_______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________

14. «Мечты о профессиях»:

_______________________________________________________

^ 15. Опросник Йовайши: (сведения о сфере профессиональных предпочтений)

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

^ 16. Опросник профессиональных склонностей Л.Н.Кабардова

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________

^ 17. Выраженность профессиональных интересов и склонностей:

А) ярко выражены (в какой области деятельности?)_____

_______________________________________________________ _______________________________________________________

Б) не выражены__________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

^ 18. Опросник профессиональных предпочтений Д. Голланда:

а)вариант 1 ______________________________________

_______________________________________________________

б)вариант 2______________________________________

_______________________________________________________

^ 19. Матрица выбора профессии.

_______________________________________________________

^ 20. Потребность в достижениях:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Ведущие мотивы деятельности:
_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________


  1. Мотивы выбора профессии:
_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________


  1. ^ Личностный опросник Кэттэлла:

14

13


12

9


8

5


4

0

МД А В С Е F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4

МД – самооценка;

А – замкнутость-общительность; В – интеллект;

С – эмоциональная неустойчивость– устойчивость;

Е – подчиненность – доминантность;

F – сдержанность - экспрессивность;

G - моральное непостоянство–высокая нормативность повеления;

H - робость–смелость;

I - жесткость–чувствительность (эмпатия);


L – доверчивость – подозрительность (тревога);

M - практичность– развитое воображение (творчество);

N – наивность – принципиальность;

O - уверенность в себе–тревожность;

Q1 - консерватизм–радикализм; Q2 - зависимость от группы –самостоятельность;

Q3 - низкий самоконтроль –высокий самоконтроль;

Q4 – расслабленность – напряженность.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Личностный опросник Томаса (выявление степени конфликтности):________________________________
______________________________________________________________________________________________________________

  1. Опросник «Коммуникативных» и «Организационных» склонностей (КОС):________________________
а) Кс – 1, 2, 3, 4, 5; Уровень:___________________

Б) Ос - 1, 2, 3, 4, 5. Уровень:___________________

^ 26. Тест «Самооценка»: (результат)__________________

_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ 27. Самооценка деловых качеств:

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

28. Уровень притязаний (моторная проба):

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

^ 29. Анализ значимых личностных качеств:

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

30. Определение типа нервной системы:

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

^ Результаты профдиагностики:

______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Дата: __________________________________________

Консультант: ______________________________________
^ Бланк 3. Лист заключения психолога по

профессиональному консультированию клиента.

Фамилия ___________________________________________

Имя _______________________________________________

Отчество ___________________________________________

Возраст ____________________________________________

Адрес проживания __________________________________

___________________________________________________

Телефон ___________________________________________

Учебное заведение __________________________________

Класс\ курс\ группа _________________________________

Оптант (не) нуждается в углублённой профконсультации:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пути профессионализации:____________________________
______________________________________________________________________________________________________________

Запасной вариант профессионального выбора: __________
______________________________________________________________________________________________________________

Противопоказанные сферы деятельности: _______________
______________________________________________________________________________________________________________

Сформированность профплана после консультации: ______

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы психолога-консультанта:______________________

______________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________

Виза лица, проводившего психологическую профконсультацию, профдиагностику _________________________________ _______________________________________________________

Дата __________ Подпись профконсультанта ____________

^ Бланк 4. Пример составления отчета по результатам

первичной индивидуально-психологической

профконсультации.
В результате анализа «Карты первичной профконсультации» выявлено несколько ситуаций выбора профессий. Информированность о мире профессий хорошая, профессиональный план частично сформирован.

1. По результатам изучения ведущих мотивов установлено: профессиональные мотивы адекватно сформированы; более значимы мотивы собственного труда, социальной значимости и самоутверждения в труде; менее значимы мотивы профессионального мастерства.

2. Данные профессиональной направленности на предмет труда (опросник ДДО) показывают, что предпочтения отдаются следующим группам профессий:

- «Человек-Техника» - наибольшее предпочтение;

- «Человек-Пирода», «Человек-Знаковая система» - предпочтение выше среднего;

- «Человек-Художественный образ» - менее предпочитаем;

- «Человек-Человек» - не предпочитаем.

3. Полученные результаты исследования профессиональной направленности на цель труда показало, что доминирующее положение занимает «преобразующая» цель труда.

4. Потребность в достижении ПД = 13 баллам, что позволяет предположить средний уровень развития этой сферы. Прослеживается достаточно критическое отношение к себе, к своим возможностям, отмечается постановка наверняка достижимых целей перед собой. Возможно соперничество в деле, где есть стремление достигнуть успеха. От помощи не отказывается.

5. Результаты познавательных интересов показывают:


Наиболее выраженные
интересы


Высокая степень
отрицания


1. Биология

1. Литература

2. Электро- и радиотехника

2. Легкая и пищевая промышленность

3. История

3. Журналистика

4. Химия

4. Педагогика

5. Военные специальности

5.Изобразительное искусство

6. Авиационное и морское дело

6. География

7. Физкультура и спорт

7. Физика

8. Строительство

8. Деревообработка

9. Иностранные языки

9. Металлообработка

10. Экономика

10. Транспорт

11. Сценическое искусство

11. Право, юриспруденция

12. Экономика

6. Анализ полученных данных характеристики типа личности и сферы профессиональной деятельности наиболее соответствует Конвенциальному типу - наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель.

7. По результатам определения профессиональных предпочтений более привлекательна сфера технических интересов.

8. По результатам опросника Холланда определился код профессии ESC. Это означает, что испытуемому близки профессии в области торговли и предпринимательства, менее интересны - в социальной сфере и совсем не интересны традиционные профессии.

9. Полученные данные оценки коммуникативных и организационных склонностей характеризуют их средний уровень у человека.

10. Уровень самооценки средний, характеризуется так: человек уважает себя, он знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

11. Уровень притязаний - умеренный, успешно решает круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и перейти к более сложным целям.

12. В конфликтной ситуации стремится к компромиссу.
^ Вывод :

Оптант не нуждается в углубленной профконсультации.

Дата____________________200_г.

Психолог-профконсультант: _____________________

Навык - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные.

Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие пола­гают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова “умение”.

Умением называют и самый элементарный уровень выполне­ния действий, и мастерство человека в данном виде деятель­ности. О первокласснике говорят, что он умеет читать. Взрос­лый тоже умеет читать. Между этими “умениями” лежит много­летний путь упражнений, совершенствовании навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные умения по их психологической структуре. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения - это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

28. Лингвистические способности являются условием успешного усвоения иностранных языков, развития коммуникативных навыков и языковой интуиции. Ведь владеть иностранным языком значит уметь обрабатывать информацию, представленную на данном языке, и планировать свои речевые и неречевые действия на основе обработанной информации.

Для развития лингвистических способностей ребенку необходимы задания на развитие памяти, образного мышления, произвольного внимания, способности анализировать и комбинировать.

Берясь за изучение иностранного языка, человек прежде всего должен:
1) четко определить цель, которую он ставит перед собой, и 2) проанализировать свои возможности.
Надо иметь в виду, что, независимо от целей, сроков, способностей и пр., язык надо изучать в комплексе. На языке мы говорим, пишем, читаем, язык мы понимаем на слух. Неправильным было бы уметь только читать, не понимая речи, или только говорить, но не уметь прочесть написанное. Однако в реальной жизни язык изучается неравномерно, и навыки чтения, письма, устной речи то и дело "опережают" друг друга в развитии. Родной язык ребенок познает по этапам: сначала он год-два только слушает, занимается, так сказать, аудированием, потом начинает говорить, и только с 4-6 лет учится читать и писать.
Для иностранного языка такие темпы, конечно, немыслимы, поэтому очевидной становится необходимость четко решить для себя: зачем нужен иностранный язык, что вы собираетесь с ним делать, и, исходя из этого, расставлять приоритеты - прежде всего выбирая между устной и письменной речью.
Если вам нужно научиться читать тексты по своей специальности и переводить свои статьи или резюме на иностранный язык, тогда, разумеется, следует начинать с грамматики. Это не значит, что вам не нужно слушать магнитофонные записи аудиокурсов или заучивать разговорные формулы - для овладения языком все это необходимо, - но пока это будут второстепенные цели.
С другой стороны, если вам придется регулярно сталкиваться с ситуациями реального общения (отвечать на английском языке по телефону, объяснять, показывать, провожать кого-либо куда-либо и т. д.), то прежде всего нужно приобретать устные разговорные навыки. И здесь вам, конечно, не обойтись без грамматики и без заучивания новых слов, но приоритетом в этом комплексе будет ваша работа по развитию понимания иностранной речи на слух, заучиванию разговорных штампов. Немаловажен и своего рода аутотренинг по снятию (или уменьшению) страха перед говорением на иностранном языке.
Вторым важнейшим фактором, который надо учитывать, принимаясь за изучение иностранного языка, являются личные возможности человека. В это понятие входят такие "детали", как финансовые возможности, время, способности и тип нервной системы. О первых двух вещах говорить, естественно, не имеет смысла. Поговорим о лингвистических способностях. Вопрос о наличии или отсутствии их очень сложен; западные методисты и психологи открыто признают, что механизм усвоения языка еще не понят окончательно из-за его исключительной сложности. Однако известно, что человек имеет преимущества при изучении иностранного языка, если:
1) обладает хорошей слуховой дифференциальной чувствительностью, т. е. различает звуки и их оттенки, узнает их в потоке речи и имитирует их;
2) обладает достаточным объемом памяти.
Можно говорить о разных типах памяти: зрительная, слуховая, моторная; кратковременная - долговременная; механическая, логическая, ассоциативная, эмоциональная и т. д.
Когда жалуются на плохую память, имеется в виду недостаточный объем механической памяти, когда слова просто "не запоминаются". Это чаще всего явление возрастное (речь не обязательно идет о старческом возрасте), которое является своеобразной платой за жизненный опыт - информацию, полученную мозгом. Хорошая механическая память - это не уставший быстрый ум. Было бы грустно, если бы показатели механической памяти с возрастом просто ухудшались и ничем не компенсировались. Но в том-то и дело, что с возрастом, с увеличением жизненного опыта,с ухудшением механической памяти улучшаются показатели логической памяти.
Конечно, для запоминания новых слов нужна хорошая механическая память. Ее нужно тренировать, но и подстраховывать себя использованием логики, ассоциаций и эмоций при запоминании.
3) обладает словесно-логическим мышлением. В этом случае человек может усваивать язык индуктивно, переходя от частного к общему. Поняв какое-то правило на конкретном примере, он логически переносит этот частный случай на другие схожие ситуации и распространяет свое знание с частного на общее, расширяя таким образом свои возможности понимания и говорения.
Т.е. лингвистические способности - это память , слух и логика .
Человеку очень важно знать себя, свои слабые и сильные стороны, чтобы компенсировать свои слабости с помощью своих же сильных сторон.
Вы плохо понимаете речь на слух? Тренируйтесь, старайтесь побольше слушать, но при этом подключайте логику, старайтесь догадаться, о чем идет речь.
Плохо запоминаете слова? Старайтесь придумать какой-нибудь логический способ запоминания, используйте ассоциативное мышление.

Педагогические способности

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

педагогический такт;

наблюдательность;

любовь к детям;

потребность в передаче знаний.

Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся (Российская…, 1999. С. 411; см. аннотацию).

Педагогический такт предполагает:

уважение к школьнику и требовательность к нему;

развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;

внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему;

доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;

педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.

Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. По другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.

Организаторские способности

Способности к организаторской деятельности; включают коммуникативные способности, практический ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость. Организаторские способности. Кого-то из нас можно назвать хорошим организатором, а кого-то – умелым и талантливым исполнителем предложенных идей и планов. А к какой категории людей относитесь вы? Данный тест поможет вам определить, каковы ваши организаторские способности, насколько вы усидчивый и покладистый человек и какая манера поведения в коллективе вам свойственна.

Организаторские способности современного руководителя
Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа :
Организационная проницательность, включающая:
психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;
практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:
энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;
чувством понимания ситуации;
творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;
нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
способностью работать в коллективе и с коллективом;
умением предвидеть результат;
внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
способностью и умением рисковать;
способностью действовать самостоятельно;
ответственностью за деятельность и за принятые решения;
способностью увидеть, выделить существенное;
искусством выполнять планы.
В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:
умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
способность устанавливать и контролировать дисциплину;
стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
системный подход к анализу работы;
квалифицированное делегирование полномочий;
избежание слишком частого применения негативного подкрепления;
создание эффективной обратной связи;
защита персонала организации от внешних угроз;
поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
установление системы оценки работы и критериев успеха.
Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т.д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход - решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.
Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.
В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.
На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т.д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость - это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.
Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.
Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г.П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:
как искусственное образование - искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);
как естественно живущее - после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей - целей того коллектива, который организован.
Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60-80 %). Предмет этой деятельности - социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.

Знание своих способностей необходимо нам, в частности, для оптимального выбора сферы деятельности. Выбор профессии — сложная и многомерная задача, и решать ее нередко приходится не только выпускникам школ, но и взрослым, вполне зрелым людям.

Во-первых, далеко не всегда мы можем с первой же попытки «попасть в десятку», то есть уже в возрасте семнадцати лет безошибочно выбрать наиболее подходящую профессию; возможно, такие случаи вообще являются исключением, а не правилом. По крайней мере, нередки ситуации, когда к моменту получения диплома или чуть позже молодой специалист обнаруживает, что сделанный им выбор далеко не идеален: реальное знакомство с выбранной работой может показать, что она не соответствует ожиданиям, интересам, способностям человека.

Во-вторых, мы живем в не слишком устойчивом обществе. Экономическая нестабильность, социальные потрясения, быстрый технический прогресс — все это причины того, что очень часто взрослым людям приходится задумываться о смене профессии. В социально-экономические проблемы мы сейчас углубляться не будем, поскольку эта тема и так у всех на слуху, а вот о техническом прогрессе стоит упомянуть особо.

Сегодня, пожалуй, в любой сфере профессиональной деятельности к работникам предъявляются новые требования; необходимо знать и уметь то, чему нас не учили в средних и высших учебных заведениях десять-пятнадцать лет назад. Например, практически в любой области требуется хотя бы минимальная компьютерная грамотность. На производствах внедряются новые технологии, новые стандарты качества. Все больше внимания работодатели уделяют и психологическим особенностям своих подчиненных, и даже сама процедура поиска вакансий и поступления на службу сегодня во многом отличается от того, что было еще в недавнем прошлом.

Отдельная статья о психологическом отборе персонала, всех его "плюсах" и "минусах" доступна .

В силу всего сказанного проблема выявления собственных способностей и грамотного, психологически обоснованного выбора профессии в тот или иной момент оказывается актуальной практически для каждого из нас. Поэтому мы и предлагаем читателю подробное обсуждение этих вопросов.

Что такое способности?

Само понятие о способностях в науку о человеческой душе ввел Платон еще за четыре столетия до наступления новой эры. Он писал, что «не все люди равно способны к одним и тем же обязанностям; потому что люди по своим способностям весьма различны; одни рождены для управления, другие — для вспомоществования, а иные — для земледелия и ремесленничества». Так была сформулирована идея о том, что люди от рождения неравны по своим способностям, «как утверждал Платон, человеческая природа не может одновременно хорошо делать два искусства или две науки».

Какой же смысл сегодня вкладывают психологи в понятие «способности»?

Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Темперамент, тип личности, и особенности эмоциональной сферы мы уже подробно разбирали в других статьях: «», «», «», поэтому здесь подробно останавливаться на этом не будем.

В чем же отличие таких психологических особенностей человека как способности от названных выше?

Как сказано в определении Ю. Б. Гиппенрейтер, это отличие состоит в том, что способности связаны с успешным осуществлением определенного вида деятельности. Так что, прежде всего мы должны уяснить, что, когда мы говорим о способностях, речь идет не о свойствах темперамента, не об экстраверсии/интроверсии или других типологических особенностях, но о чем-то принципиально ином.

Далее, важное значение имеют и слова «готовность к овладению и осуществлению определенных видов деятельности». Способности — не то же самое, что знания или навыки: с одной стороны, само наличие способностей в каком-то деле еще не обязательно означает, что человек добьется в нем успеха — недаром так часто мы слышим о «нереализованных» способностях. С другой стороны, человек может иметь глубокие познания в теории музыки, но при отсутствии музыкальных способностей великим исполнителем ему не стать, а умение быстро считать в уме еще не означает математических способностей и, соответственно, успехов в сфере научной математической деятельности.

В целом, сегодня в науке выделяются два основных подхода к пониманию способностей.

Первый , общепсихологический, относит к способностям проявления любых возможностей человека осуществлять какую-либо деятельность; при таком подходе знания и умения тоже относятся к способностям. Сторонники этого подхода говорят о наличии у человека общих способностей — интеллекта, обучаемости, креативности (способности к творчеству).

Выведена и «формула способностей»:

Способность = успешность / трудность.

То есть при слаборазвитой способности к определенному виду деятельности человеку приходится прикладывать очень большие усилия, а успех, тем не менее, может быть не слишком заметным. И наоборот, чем легче человеку удается добиться успеха в какой-то деятельности, тем, значит, более развита у него соответствующая способность. Но принципиально для приверженцев данного подхода то, что общими способностями обладают все люди, и в принципе, при более или менее серьезных усилиях, каждый может добиться успеха в любой деятельности.

Второй подход — дифференцированный, или индивидуально-психологический, особое внимание уделяет различиям способностей у разных людей. Сообразительность, способность к умственным преобразованиям, креативность рассматриваются не как качества, присущие всем людям, а именно как отличительные особенности способных людей.

Сторонники этого подхода отказываются сводить способности к полученной подготовке, результату обучения и признают за человеком наличие внутренних, «природных» предпосылок к успешному овладению той или иной деятельностью.

Например, прославленный на весь мир изобретатель Эдисон был самоучкой, не знавшим даже элементарных законов электротехники. Это не стало для него помехой, а индивидуальная одаренность позволила ему добиться беспрецедентного успеха в изобретательстве.

В различиях двух этих подходов мы вновь сталкиваемся с одним из самых распространенных вопросов в психологии: что в человеке от природы, а что от воспитания? Давайте познакомимся поближе с тем, как обсуждается эта проблема в приложении к способностям.

Врожденные или приобретенные?

В отношении способностей этот вопрос всегда был особенно волнующим. Ведь от наличия или отсутствия способностей в жизни любого человека зависит очень многое. Проблема способностей крайне важна не только для психологов, но и для педагогов; более того, в определенные моменты истории эта проблема приобретала и общественное, и идеологическое значение.

Итак, получаем ли мы способности по наследству, или же они формируются у нас при жизни, под воздействием воспитания и обучения?

На протяжении всей истории психологии исследователи давали самые разные, подчас диаметрально противоположные ответы на этот вопрос.

Во второй половине XIX века естествоиспытатели были воодушевлены и захвачены теорией эволюции Ч. Дарвина. В данный момент нет смысла обсуждать сильные и слабые стороны этой теории, но бесспорно то, что дарвиновские идеи оказали огромное влияние на развитие всех наук о человеке. Это в полной мере относится и к психологии. Так вот, один из наиболее убежденных сторонников дарвинизма, британский ученый-энциклопедист сэр Фрэнсис Гальтон, стал в определенном смысле основоположником психологического изучения способностей.

В центре его внимания находилась именно проблема наследуемости/прижизненного развития гениальности, и две его известные работы имеют весьма показательные названия: «Потомственные гении» и «Ученые-англичане: природа и воспитание».

По мнению Гальтона, способности (среди которых, прежде всего его интересовал интеллект ) являются индивидуальными особенностями, способствующими выживанию. В соответствии с дарвиновским принципом естественного отбора интеллект, обеспечивающий наилучшее приспособление человеческой особи к условиям внешней среды, передается по наследству, подобно многим физическим характеристикам.

Гальтон увлеченно собирал факты, подтверждающие наследуемость интеллекта, и при помощи статистических методов сформулировал доказательства того, что гениальность и специальные способности в конкретных областях (например, способность к изучению тех или иных наук) передаются в семьях из поколения в поколение. Вслед за Гальтоном и другие ученые заинтересовались исследованиями наследуемости способностей, таланта и гениальности.

Основные доказательства сторонников точки зрения, согласно которой эти индивидуальные особенности определяются наследственностью, таковы: прежде всего, нередко указывают, что способности обычно проявляются у детей очень рано — в таком возрасте, когда они еще просто не успели бы сформироваться под воздействием воспитания, а лишь могли быть переданы по наследству. Действительно, музыкальная одаренность Моцарта заявила о себе, когда гению было всего лишь три года, а знаменитый математик Вильгельм Гаусс начал проявлять незаурядные математические способности, будучи всего лишь на год старше. Замечательные русские художники И. Репин и В. Суриков проявили свою художественную одаренность в очень раннем возрасте, задолго до того, как их стали систематически обучать рисованию.

Еще более веским доводом считается существование профессиональных династий: это доказательство восходит как раз к изысканиям сэра Фрэнсиса Гальтона, который в своих исследованиях собрал немало примеров таких семей, в которых одаренность отличала представителей многих поколений. (Собственно, и сам он служил неплохим подтверждением этого феномена, если учесть, что столь много значивший для него как ученый, Чарльз Дарвин приходился ему двоюродным братом, их общий дед был известный медик, поэт и философ Эразмус Дарвин, да и вообще эта большая разветвленная семья дала миру немало талантливых, несомненно, интеллектуально одаренных людей.)

Действительно, всем нам известны примеры таких династий: музыканты Бахи, актерская династия Самойловых, художники и зодчие Брюлловы, знаменитые цирковые династии — Кио, Дуровы, Запашные. Существуют династии биологов и математиков, финансистов и филологов, а уж о династиях медицинских и говорить нечего — порой кажется, что профессия врача и в самом деле передается по наследству, как цвет глаз и форма носа.

Помимо накопления и некоторой статистической обработки подобных данных, психологи, разумеется, проводили (и проводят) специальные исследования, касающиеся наследования конкретных способностей. Так, Ю. Б. Гиппенрейтер приводит пример одной из такого рода работ: исследователи изучали музыкальные способности детей, сопоставляя их с соответствующими способностями родителей.

Основные результаты исследования оказались следующими:

Родители / Дети Ярко выраженная музыкальность Полное отсутствие музыкальности

Оба музыкальны 85% 7%

Оба не музыкальны 25% 58%

На первый взгляд, полученные данные, как и все, известное нам о профессиональных династиях, подтверждают идею о наследуемости способностей. Но уже второго, чуть более вдумчивого взгляда достаточно, чтобы усомниться в этом.

В самом деле, разве можно во всех этих случаях исключить воздействие среды, условий воспитания, развития, обучения?

Ведь вполне очевидно, что в музыкальной семье ребенок с рождения окружен музыкой, и с высокой степенью вероятности можно предположить, что родители-музыканты особое внимание уделяют именно музыкальному развитию своего чада. То же самое относится и ко всем прочим династиям: в силу семейных традиций или же просто по причине своих личных склонностей и интересов родители создают ребенку условия, благоприятные для развития «семейных» способностей. Попросту говоря, они учат ребенка прежде всего тому, что лучше всего умеют сами.

Следовательно, данные, подобные приведенным выше, о «наследуемости» способностей на самом деле отражают не только генетический, по и средовой вклад: влияние и наследственности, и условий развития.

Для изучения проблем наследуемости приобретенности тех или иных психологических свойств более надежным является близнецовый метод. Тут сама природа идет навстречу исследователям, предоставляя им уникальный материал для работы. Ведь однояйцевые близнецы имеют совершенно идентичный набор генов. Таким образом, можно сравнивать, например, насколько схожи между собой по каким-то параметрам дети с одинаковыми условиями развития, но несколько разным наследственным материалом (просто братья и сестры), и дети, идентичные и по условиям среды, и по наследственности.

Другой вариант — изучение однояйцевых близнецов, растущих в разных условиях (что бывает, например, в случаях развода родителей с разделением детей, при усыновлении близнецов в разные семьи).

«Близнецовые исследования» в определенной степени подтверждают генетические предпосылки способностей: у однояйцевых близнецов обнаруживается гораздо больше сходства в уровне тех или иных способностей, чем у «неодинаковых» братьев и сестер. Более того, даже разлученные в самом раннем возрасте близнецы, воспитывающиеся в очень отличающихся условиях, все же обнаруживают поразительное сходство по многим показателям (речь идет именно о выраженности тех или иных способностей).

По многим — но далеко не по всем. Более того, даже близнецы, живущие в одной семье, все-таки обладают далеко не идентичными способностями. Так что предварительно можно сделать вывод: наследственность играет роль в формировании способностей, но пока что мы не можем сказать, какую именно.

Посмотрим теперь на доказательства оппонентов — сторонников идеи, согласно которой определяющую роль в развитии способностей играет среда — условия жизни, особенности воспитания и обучения.

Начнем с нестрогих, но зато очень наглядных примеров — достижений великих педагогов, подчас собирающих вокруг себя настоящие плеяды одаренных учеников, весьма напоминающие профессиональные династии, но в основе их — не работа генов, а работа самих педагогов.

Одним из таких уникальных мастеров был японский музыкант-педагог Синити Судзуки. Главный его постулат гласил, что каждый ребенок талантлив. Талант не передается по наследству, он потенциально заложен в любом ребенке. Раскрытие потенциальных способностей зависит только от среды, в которой ребенок растет и развивается.

«Что касается врожденных задатков или наследственности, то я убежден, наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда. Только этим определяются все его способности и таланты» (Синити Судзуки).

Судзуки обучал игре на скрипке совсем маленьких (3-4-летних) детей: на концертных выступлениях собиралось не несколько десятков, а несколько тысяч его учеников! По-настоящему выдающимися музыкантами стали среди них считанные единицы (то есть не больше, чем в среднем выделяется очень талантливых музыкантов среди обычных людей) — но все ученики Судзуки оказывались способными научиться играть на скрипке и получать от этого большое удовольствие.

Музыкальный слух очень часто считают сугубо наследственной способностью: он от рождения либо есть, либо отсутствует. Судзуки придерживался совсем другой точки зрения: он был твердо убежден, что слух можно развить у любого ребенка. Можно возразить: наверняка вы знаете либо по своему опыту, либо по опыту знакомых — у лишенных слуха родителей обычно и дети получаются такими же. Это ли не наследственность?

По мнению Синити Судзуки, проблема все же не в наследственности, а именно в опыте, который приобрел ребенок. Когда обнаруживается, что у него якобы нет музыкального слуха? Самое раннее — года в три-четыре, но обычно позже, лет в шесть-семь, когда его приводят на прослушивание в музыкальную школу. Но ведь к этому времени он уже успел многому научиться — в том числе и... немузыкальности.

Судзуки объяснял это так: с самого рождения ребенок слушает, как поет мама (а все мамы хотя бы время от времени напевают своему чаду песенки). И если мама поет неверно, ребенок запоминает именно такие, фальшивые, мелодии. В этом японский педагог, кстати, видит одно из доказательств того, что удивительно точный слух присутствует у каждого ребенка! Ведь сумел же совсем еще младенец запомнить и в точности воспроизвести мелодию так, как ее исполняла мама. Иными словами, он научился петь фальшиво. И наследственность тут роли не играет.

Далее мысль Судзуки приводила к следующему заключению: если ребенок научился быть немузыкальным, то вполне возможно и переучить его, то есть развить в нем музыкальные способности. И Судзуки действительно разработал методику, благодаря которой добивался почти стопроцентного успеха в развитии слуха у детей немузыкальных родителей.

Если работа отдельных выдающихся педагогов — это все-таки примеры уникальные, и они не могут, как таковые рассматриваться в качестве строгих научных доказательств, то есть и более распространенные примеры прижизненного развития способностей. В этом смысле очень богатый материал представляют исследования различных культур. Известно, что представители некоторых культур порой обладают (массово) какими-то специфическими особенностями — можно предположить, что эти способности активно развиваются у каждого человека из данной культуры благодаря каким-то внешним обстоятельствам.

Для того чтобы привести пример, обратимся к труду Ю. Б. Гиппенрейтер. Совместно с О. В. Овчинниковой и под руководством крупного ученого-психолога А. Н. Леонтьева она занималась исследованием звуковысотного слуха (который, кстати, и является основой музыкальных способностей); были получены весьма интересные результаты. Исследователи выявили, что примерно у каждого третьего взрослого русского звуковысотный слух совершенно не развит. А вот все принимавшие участие в исследовании вьетнамцы оказались обладателями абсолютного слуха!

Ученые объясняют это впечатляющее различие тем, что русский и вьетнамский языки принципиально различны: один является тембровым языком, а другой — тональным (так же, как, например, и китайский). Что такое тональный язык? Это язык, в котором смысл произносимых слов определяется, помимо прочего, высотой звука. Попятно, что в нашем родном языке такой функции нет: произносимые звуки различаются по тембру, а не по тону. Таким образом, каждый вьетнамец «вынужденно» развивает музыкальные способности (конкретно — звуковысотный слух) с первого же года жизни, в процессе овладения речью. Русскоязычный (или украиноязычный) ребенок такой обязательной тренировки не получает.

Помимо многочисленных исследований способностей у людей, психологи в своих спорах о врожденности и приобретенности способностей нередко используют и данные, полученные в экспериментах на животных. И здесь доказательства своей правоты могут обнаружить сторонники обеих точек зрения! Вот лишь пара примеров.

Эксперимент 1. Лабораторных крыс обучали находить выход из лабиринта. После наблюдения за поведением животных экспериментаторы отбирали наиболее успешных крыс (самых «умных»), в другую группу относили самых «глупых» зверьков, медленнее других справлявшихся с задачей. Далее животных скрещивали внутри каждой группы, выводя таким образом линию «умных» и линию «глупых» крыс. Через несколько поколений различия между успешностью «способных» и «неспособных» животных достигали весьма впечатляющих размеров. Таким образом, было показано, что генетическая предрасположенность к успешному обучению существует и может накапливаться из поколения в поколение.

Эксперимент 2. Крысят, принадлежащих к искусственно выведенному семейству «умных», выращивали в очень бедной стимулами среде. У них не было никаких впечатлений, возможностей чему-то учиться, активно действовать. II наоборот, крысятам из «глупой» линии создавали обогащенную, развивающую среду для развития. После того, как крысята подросли, их помещали в лабиринт и оценивали успешность его прохождения. На этот раз результаты «умных» крыс, выращенных в обедненной среде, оказались столь же низкими, как у «глупых» животных из первого эксперимента. Успешность же исходно «глупых» крыс, имевших хорошие условия развития, была сопоставима с показателями «умных» крыс из эксперимента.

На основании всех описанных фактов (и, разумеется, огромного числа других, полученных учеными за столетия наблюдений и экспериментов, исследований способностей у людей и животных) можно сделать следующий вывод: «Факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего».

А вот как правильно выбрать "свою" профессию, читайте в статье «Профориентация - как не ошибиться с выбором профессии? ». Не пропустите.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием продуктивного выполнения той или иной деятельности.
Можно сформулировать две формулы способностей :
1. Объективная формула :
Способность = Продуктивность / «Цена» . Эта формула позволяет оценить способности посредством соотнесения продуктивности деятельности и ее «цены» – затрат, которых она требует от человека. Например, решение «на пятерку» задачи одному старшекласснику может даваться играючи, без какой-либо подготовки, а от другого требовать многочасовых ежедневных занятий.
Субъективная формула :
2. Способность = Успешность / Трудность . Эта формула позволяет провести самооценку способностей, предполагает сопоставление успешности деятельности с ее трудностью. Человек считает себя наиболее способным к тем видам деятельности, в которых добивается максимальных результатов с использованием минимальных затрат.
О наличии у человека тех или иных способностей позволяют судить следующие признаки:
а) высокий темп обучения соответствующей деятельности;
б) широта переноса навыка (обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить их в других ситуациях);
в) экономность выполнения данной деятельности;
г) ее индивидуальное своеобразие;
д) стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам.
Способности можно разделить на общие и специальные :
Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность осуществления широкого спектра видов деятельности. К их числу относятся интеллектуальные, психомоторные, коммуникативные и креативные способности, без которых сложно представить себе любую деятельность человека.
Специальные способности обеспечивают успешность отдельных видов деятельности; это музыкальные, математические, художественные.
Проблема соотношения врожденного и приобретенного в способностях решается посредством понятия о задатках .
Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. К их числу относятся индивидуально-типологические свойства нервной системы , уровень соотносительного развития сигнальных систем, свойства анализаторов, особенности строения и функциональная зрелость отдельных областей коры головного мозга. В процессе жизни человеку удается реализовать в способностях далеко не все свои задатки. Многие из них так и остаются невостребованными.
К факторам, определяющим развитие способностей, относятся :
задатки , создающие природный фундамент способностей, а также так называемая социальная наследственность, определяющая условия семейного воспитания;
факторы макросреды – особенности общества, в котором родился и живет человек. Общество создает модели обучения и воспитания, которые могут создавать условия для развития способностей, формирует социальные запросы на те или иные виды деятельности, влияет на выбор приоритетных сфер деятельности путем формирования общественного мнения о них.
Для обозначения высокого уровня развития способностей в психологии используются понятия «одаренность», «талант» и «гениальность» .
Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения той или иной деятельности.
Характеристики одаренности :
1) ранние, ускоренные темпы развития;
2) высокая умственная активность, стремление к новой информации.
Одаренность – это результат сложного взаимодействия природных задатков и факторов социальной среды, опосредованных деятельностью.
Высокую степень одаренности в какой-либо области, выдающиеся способности принято называть талантом . О наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной и оригинальностью.
Талант – это всегда сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом.
Наивысшая степень проявления творческих сил человека получила название гениальности .
Гениальность , в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связана с созданием качественно новых творений, которые составляют отдельные эпохи в жизни общества, в развитии культуры. Она является высшим уровнем интеграции всех задатков и способностей человека.