Чисто английская история. Макбет был примерным правителем. Леди Макбет. Кто такая Леди Макбет? Макбет краткое описание

В некрологе на смерть Макбета его правление называют «плодородным периодом» (the fertile seasons); эта метафора у древних кельтов означала, что они не голодали.


Целая плеяда английских историков и политиков начала кампанию по реабилитации короля Макбета, утверждая, что его несправедливо очернил гениальный Вильям Шекспир

Через тысячу лет после рождения шотландского короля Макбета (Macbeth), имя которого стало символом несчастий и религиозных предрассудков, высоколобые островитяне предприняли попытку снять с него клеймо убийцы. Группа известных историков - во главе с Джоном Битти (John Beatty) из нью-йоркского City University, который спит и видит, чтобы объявить нынешний год «годом Макбета», - убедила 20 депутатов шотландского парламента начать кампанию за признание его исторических заслуг. Они твердо убеждены, что Шекспир создал неверное представление о нем как об амбициозном и беспощадном тиране, который к тому же находился "под каблуком" своей жены - пресловутой леди Макбет.

Реальный Макбет не был «убийцей-мясником и мужем злокозненной королевы», а был мудрым правителем процветающей объединенной Шотландии XI века. Кстати, он всячески способствовал распространению христианства. Шекспировская интерпретация образа Макбета – чистейшей воды художественный вымысел и не более, пишет Daily Telegraph.

Английские историки считают, что легенда о Макбете, которую использовал Шекспир в своей пьесе, была создана шотландскими бардами. Барды под патронажем клана, соперничающего с кланом Макбета, переврали деяния Макбета для того, чтобы бросить тень на весь его род. Так ли?

Считается, что эту трагедию Шекспир написал в 1606 г. Желая польстить тогдашнему королю Якову (любителю театра), драматург обратился за сюжетом к легендарной истории Шотландии. В трагедии автор сильно возвысил характер безвинно убитого Банко – предка правящего монарха из рода Стюартов. У Холиншеда Банко был одним из соучастников Макбета в цареубийстве. У Шекспира – он идеал человека, который верен долгу и друзьям, так что его высокие нравственные достоинства делали из него жупел для цареубийцы Макбета.

За отсутствием подлинных фактов, Шекспир пользуется полународными, полулитературными преданиями «старины глубокой». Он читает «Хроники» Холиншеда (Raphael Holinshed. Chronicles of England, Scotland and Ireland. 1577). Холиншед в свою очередь основывался на опусе Scotorum Historiae Гектора Боэция (в английском варианте - Бойса), которые были впервые напечатаны в Париже в 1526 году.

Макбет не убивал короля Дункана (King Duncan) во сне, как написано в пьесе. Он мог убить своего конкурента в борьбе за трон, но это произошло в 1040 году, в битве при Питгэвени (Pitgaveny), пишут нынешние разоблачители. В свою очередь Макбет был убит в сражение с сыном Дункана, Малкольмом, в 1057 году. А на самом деле? Хроника хранит молчание, где именно Макбет убил шотландского короля Дункана.

Со своей стороны поэт игнорирует такие факты: после этого Макбет хорошо правил страной долгих 17 лет и никто не попытался захватить его трон, пока Макбет совершал полугодовое паломничество в Рим. Это свидетельство того, что ситуация в его королевстве была стабильной и Макбет пользовался уважением подданных.

В некрологе на смерть Макбета его правление называют «плодородным периодом» (the fertile seasons); эта метафора у древних кельтов означала, что они не голодали. «Макбет довольно успешно правил страной, – говорит Тед Коуэн (Ted Cowan), профессор истории из Glasgo University. – Некоторые из древних шотландских кланов упоминали Макбета как последнего великого кельтского правителя Шотландии». Профессор Джеймс Фрейзер (James Fraser) из Edinburgh University, полагает, что не доказано, что Макбет был тираном, который правил королевством, где его ненавидели, как написано в пьесе.

Стоит ли джентльменам ломать копья? Ведь хорошо известно, писатель волен по своему усмотрению прибегать к «поэтической вольности». Вспомните знаменитый «гвоздь» Дюма-отца, на который он «вешал свои романы». Ришелье «Трех мушкетеров» - это совсем не выдающийся государственный муж Франции, которым он действительно был. Только безумному галлу взбредет в голову документально опровергать папашу Дюму. Впрочем, законодатели мод XIX века ревностно баюкают свой amour к «простой пастушке» из деревни Домреми.

По хронике жестокость Макбета против Макдуффа мотивирована тем, что последний, нарушая свой долг, начал сноситься с врагами короля. В трагедии Макдуфф всего-то отказался явиться на праздник. У Холиншеда Макбет лично идет с войском на непокорного вассала; в пьесе он расправляется с его невинной семьей при помощи киллеров. Шекспир, похоже, и сам запамятовал такое отступление от источника, и в конце IV акта Россе рассказывает Макдуффу о взятии его замка и об истреблении всех его вассалов, что, конечно, было невозможно для наемных убийц.

В заключение несколько слов, а точнее цитат. Август Вильгельм Шлегель в своих «Лекциях о драматическом искусстве и литературе» абсолютно уверен, что Шекспир хотел изобразить честолюбивого, но благородного мужа, который уступает дьявольским искусам; все преступления, на которые его толкает стремление обеспечить за собой плоды своего первого злодеяния, не могут стереть с его образа печати прирожденного героизма.

Ужасно видеть, как прежний смелый воин, прямо смотревший в лицо смерти, теперь, из страха перед загробной жизнью, цепляется за свое земное существование. И все же, несмотря на отвращение, которое нам внушают его злодеяния, мы не можем отказать ему в сочувствии. Шекспир хочет показать в своей драме, что борьба добра и зла в этом мире совершается по воле Провидения.

В 1840 г. в своем разборе комедии Грибоедова великий русский критик Белинский так определяет два главных характера этой трагедии: «Макбет Шекспира – злодей, но злодей с душою глубокою и могучею, отчего он, вместо отвращения, возбуждает участие: вы видите в нём человека, в котором заключалась такая же возможность победы, как и падения, и который, при другом направлении, мог бы быть другим человеком».

И второе: «Макбет» - одно из самых … чудовищных произведений Шекспира, где … отразилось … все варварство века, в котором он жил».

Насколько эти высказывания глубже, чем изыски господ от Истории. Ну что ж, продолжайте переписывать Библию, Шекспира и т. д. Флаг вам в руки!

Имя этой женщины – как и многих шекспировских героев – давно стало нарицательным. К примеру, Лесков (не без иронии) назвал свой рассказ о купчихе, без колебаний отправившей на тот свет и свекра, и мужа, и малолетнего племянника – «Леди Макбет Мценского уезда»… словом, образ чрезвычайно непривлекательный (Дж.Верди, написавшей оперу по этой трагедии, даже требовал, чтобы роль леди Макбет исполняла певица с хриплым голосом и некрасивая). Что же это за женщина и насколько оправдана её дурная слава?

Вряд ли стоит пересказывать сюжет шекспировской пьесы – придётся ещё поискать человека, который бы его не знал… лучше вспомним, какое место занимает в нём наша героиня. Без преувеличения – место центральное. Сам Макбет – изначально вполне благородный герой, преданный королю, в его нравственном падении виноваты исключительно женщины (прямо не сюжет – а подарок женоненавистникам!). Сначала – ведьмы со своими предсказаниями, одно из которых тут же сбылось… кстати, никакой особой мистики в этом нет: из каких источников ведьмы могли получить информацию о «деле Кавдорского тана» и решении короля передать титул и владения казнённого изменника Макбету – можно только догадываться – но определённо могли (они ведь опередили королевского гонца с этой вестью всего на несколько минут), а дальше – чистой воды эффект Эдипа (предсказание, которое сбылось именно потому, что было сделано). Между прочим, этот эффект ведьмы с успехом используют и в дальнейшем: именно с их подачи Макбет делает своим врагом Макдуфа, «не рождённого женщиной», а о соответствующей детали ведьмы, в принципе, тоже могли быть в курсе (может, именно одна из них его матушку и «кесарила»).

Однако, даже предсказание ведьм не заставило бы нашего безупречного героя пойти на предательство и убийство, если б не настойчивая супруга, мечтающая стать королевой Шотландии (поневоле напрашивается вопрос – не она ли подговорила ведьм «обработать» мужа?). И вот тут-то выясняется, что Макбет – такой храбрый и несгибаемый на поле брани – дома до смерти боится своей жены. А уж она-то знает, как из мужа верёвки вить – тем более, что Макбет у неё не первый: она упоминает, что «детей вскормила грудью», Макдуф же впоследствии говорит о том, что Макбет бездетен – значит, у леди Макбет были дети от первого брака… Так вот, «раскрутить» мужчину (особенно такого безвольного) на что-нибудь очень легко:

Или твоя надежда

Была пьяна и вот теперь, проспавшись,

Зеленая и бледная, глядит

На прежний пыл? Твоя любовь, я вижу,

Во всем подобна ей. Иль ты боишься

Таким же быть в своих делах и в мощи,

Как и в желаньях? Ты владеть хотел бы

Тем, в чем ты видишь украшенье жизни,

Живя, как трус…

Словом, два «классических» приёма манипулирования, которыми сплошь и рядом пользуются дамы с древнейших времён и до наших дней: «Ты меня не любишь» и «Ты трус, ты тряпка». И подкаблучник сдаётся!

Леди же тем временем разработала просто идеальный план: и короля «убрать», и от себя подозрения отвести, а заодно устранить принцев от престолонаследия, «повесив» на них убийство (ведь идею подбросить им орудие убийства тоже подаёт Макбету она).

Но назвать героиню бессовестной всё же нельзя. Как говорят психиатры, «если совести нет – развивается истерия, если совесть есть – развивается невроз». У леди Макбет развивается именно невроз – точнее, обсессивно-компульсивный невроз (известный также как невроз навязчивых состояний): она блуждает по замку, силясь отмыть руки от «несмываемой» крови… Даже она – образец коварства и беспощадности – не может жить с таким грузом – и умирает, огласив замок ужасным криком. «Ей надлежало бы скончаться позже», – с досадой замечает Макбет, и его можно понять: этому безвольному человеку не выдержать всё то, что на него свалилось, без её «поддержки» (точнее – стимуляции).

Так представляет нам историю Шекспир. А было ли всё это на самом деле?

Да, можно сказать, что было: люди, выведенные в трагедии, действительно жили в Шотландии в XI в., и политическую обстановку той эпохи драматург представил верно. Прав был Шекспир и утверждая (точнее, намекая), что Макбет был вторым мужем леди Макбет… впрочем, что мы её всё по фамилии – история ведь сохранила её имя! Её звали Груох, а первым мужем её был Гиллекомган, мормаер (граф) Морея – в междоусобице за владение этим графством он и погиб. Несчастной вдове вместе с сыном удалось спастись и найти приют у родственника мужа Маелбеты (которого мы сейчас и знаем как Макбета), впоследствии она стала его женой.

Напоминали ли их отношения те, которые представляет нам английский драматург? Мы этого не знаем – исторические хроники ведь не сохраняют разговоров на супружеском ложе. Но если она и подстрекала мужа к каким-то действиям против короля – не стоит судить её строго: во-первых, покойный король Малькольм II, а значит – и его внук Дункан I – был её кровным врагом (и причина была серьёзная: убийство брата); во-вторых… подобные мысли тогда посещали многих.

Дело в том, что король Дункан I не очень-то напоминал того мудрого и благородного государя, которого рисует нам Шекспир: в действительности это был порывистый и недалёкий человек. Он и к власти-то пришёл весьма сомнительным способом (смертельно ранив в сражении собственного деда), и правителем (равно как и полководцем) был на редкость бездарным: потерпел поражение в Англии, куда вторгся вопреки советам военачальников, и постоянным набегам оркнейского ярла Торфинна ничего противопоставить не смог. Неудивительно, что дело кончилось мятежом, который действительно возглавил Макбет – и не один, а вместе с Банко (тем самым Банко, который выведен в трагедии как его очередная невинная жертва).

Но если Груох и сыграла какую-то роль в этих событиях, то определённо ни к какому вероломству и предательству она мужа не подстрекала. Никакого тайного убийства под покровом ночи не было – было сражение, в котором Дункан погиб.

Макбет же стал королём, имея на это все права – и по своей собственной родословной, и по родословной жены. Правил он 17 лет, и – как утверждает хроника – «Все эти годы страна процветала». Прекратились набеги Торфинна Оркнейского, да и внутри страны новый король навёл порядок – настолько, что даже мог себе позволить надолго отлучиться из страны, совершив паломничество в Рим. Церковные источники называют его благотворителем Церкви – он первым среди шотландских королей удостоился такой характеристики.

Что касается Банко – к его гибели ни Макбет, ни его супруга тоже не имеют отношения: он погиб в бою с викингами.

В чём Шекспир не погрешил против истины, так это в том, что сыновья покойного Дункана действительно предпринимали попытки свергнуть Макбета, и их сторонником был тан Макдуф, а также граф Сиварт Нортумберлендский – и вторжение их в Шотландию действительно стоило Макбету жизни…

Груох до этого не дожила – она скончалась за три года до этих событий… хочется верить, что умерла она счастливой – ведь историческая леди Макбет представляется личностью гораздо более привлекательной, чем шекспировская героиня.

Как видим, не всегда искусство бывает прекраснее реальной жизни!

Одной из лучших пьес легендарного драматурга, несомненно, является «Макбет». Шекспир создал эту трагедию в 1623 году, посвятив ее событиям, которые происходили на его родине в далеком одиннадцатом веке. До сих пор ее сюжет является актуальным и поучительным, поскольку освещает до подробностей Не зря пьеса постоянно привлекает к себе внимание современников: ее ставят в лучших театрах мира, на ее основе снимают кино. Более того, не один писатель, вдохновившись гениальным произведением, создал свой шедевр.

Краткое содержание «Макбет» можно свести к следующему: всепоглощающая страсть человека, который стремится к власти. Этот порок может охватить всех, не исключая честного и благородного воина. На пути к получению безграничной власти для него все средства хороши. Хотя сначала главный герой сопротивлялся: стать королевой хотела его жена. Но в конце пьесы читатель видит персонажа, полностью изменившегося: вместо отважного и честолюбивого полководца, закаленного битвами, которым был вначале Макбет, перед ним стоит тиран, обагренный кровью. Его жестокость настолько велика, что народ больше не может терпеть. Потеряв рассудок, король видит врагов во всех, поэтому бессовестно убивает не только своих приспешников и единомышленников, но и их семьи. Женщины и дети стали жертвой кровавого сатрапа.

Если вы не читали пьесу целиком, то ознакомиться с сюжетом можно через краткое содержание. «Макбет» начинается с разговора трех ведьм, которые рассуждают о жизни, а также договариваются о следующем шабаше. В разгар разговора к ним приходят два друга, которым они предрекают судьбу. Одному пророчат который завершится королевской короной. Макбет, который одержал ряд блистательных побед, искренне верит в пророчество. Другому вещуньи нагадали, что он станет предком королей, но Банко не принимает их всерьез. Король щедро одаривал полководцев наградами, титулами и дарами, однако был коварно убит. Леди Макбет, желая ускорить хорошее будущее, подговаривает супруга совершить преступление. Более того, она смеется над мужем, который стыдится убивать монарха в своем доме, упрекает его в чувствительности и трусости.

Краткое содержание «Макбет» поможет узнать, как главный персонаж деградирует как личность, его сердце становится черствым, он не останавливается ни перед чем. Убрав с пути главных соперников, он становится королем. Однако, опасаясь предательства, жестоко расправляется со всеми, кто может претендовать на престол. Дункана, Банко, Макдуфа настигли убийцы. Король отправляется к ведьмам, чтобы узнать свою дальнейшую судьбу. Но его судьба уже предрешена: законный наследник трона поднял народ на восстание, заручился поддержкой соседей и победил жестокого тирана.

Каким бы детальным ни было краткое содержание, «Макбет» лучше читать целиком. Перессказ не сможет передать истинную атмосферу произведения, его певучий язык, настроение, сопереживание автора трудной судьбе родины и своим героям. Поэтому лучше читать пьесу полностью, желательно в оригинале, а не в переводе. Драму «Макбет» Шекспир (краткое содержание ее изложено выше) считал одним из главных произведений своей жизни. Не случайно она до сих пор не перестает будоражить умы читателей и зрителей.

Трагедия Уильяма Шекспира «Макбет» — одна из самых знаменитых пьес величайшего английского драматурга. Тем не менее, с момента первой постановки шекспировским театром «Глобус» в 1611 году, за пьесой укрепилась дурная слава. Количество постановок в ведущих театрах мира было крайне ограниченным, на провинциальной сцене пьеса практически не ставилась.

В России постановка столь знаменитой пьесы до 1860 года была запрещена на официальном уровне. После снятия запрета еще два года пьесу не ставили, и лишь в 1860 году англичанин Олдриж, гастролируя с труппой Малого театра, решился на постановку спектакля на сцене театра Большого.

Довольно часто приходится слышать признания актеров о страстном желании сыграть главного героя другой трагедии Шекспира «Гамлет». Но часто ли приходилось слышать о желании кого-либо исполнить роль Макбета? Мало кто слышал в своей жизни подобное признание. В чем же причина столь странного отношения к всемирно известной пьесе?В кратчайшем изложении пьесы «Гамлет» и «Макбет» — зеркальные близнецы. Они рассказывают о борьбе добра со злом, в ходе которой главные герои убивают действующего короля и погибают в неравной схватке с силами своих противников. Однако в «зеркальности» изображений и кроется отгадка. Гамлет выступает на стороне сил добра, пытаясь восстановить установленный порядок, под которым в первую очередь Шекспир понимает легитимность правящей династии. Макбет же, одержимый жаждой власти и славы, напротив, убивает законного короля, занимает престол и пытается убить бывшего своего боевого товарища, чьи потомки, согласно предсказанию, станут королями.

Обе пьесы насквозь проникнуты мистикой. Здесь и тень отца Гамлета, и три колдуньи-прорицательницы в «Макбете». Отметим для себя, что эта тема отнюдь не христианская. В целом использование мистики входило в литературные традиции позднего средневековья. Советскими учеными обращение к духам и колдовству толковалась как дополнительный художественный способ. Но так ли к этому относился сам Шекспир?

В том, что великий драматург являлся «добрым христианином» — сомневаются многие. Семья его считалась принадлежащей к запрещенному в те времена в Англии католицизму. Дочь драматурга Сюзанна в 1606 году была включена в официальный список не прибывших к Пасхальному причастию, а в те времена люди относились к таким вещам крайне серьезно. Многие исследователи считают, что Шекспир серьезно увлекался оккультизмом, а, возможно, и черной магией. Ходят упорные слухи, что в реплики героев пьесы «Макбет» вставлены реальные колдовские тексты.Известно, что магические тексты при переводе на другие языки частично меняют содержание и направленность. Более того, в магических текстах зачастую важнейшей составляющей является не общедоступный смысл, а мистические сочетания неких символов, возможно даже из разных слов. Именно этой особенностью определяется отказ Католической и Православной Церквей от перехода на современные языки. Видимо, той же причиной объясняется то, что пьеса в театральных кругах других стран, ничем особо не выделяющаяся, получила в Англии статус проклятой.

После первой же постановки «Макбета» мальчик-актер, исполнявший роль жены узурпатора, скончался прямо за кулисами. В 1672 году для пьесы была сочинена музыка. С момента написания пьесы прошло шестьдесят пять лет, однако музыка мистическим образом усилила «проклятие» трагедии. Даже напевать эти мелодии считалось крайне опасным. Трагедии, постоянно случавшиеся с работниками театров, в которых ставили «Макбет», даже не задействованными непосредственно в спектакле, а также ужас зрителей, воспринимающих магические ритуалы на сцене как реальное колдовство, привели к тому, что пьеса сошла со сцены и была забыта практически на сто лет. Обрушившаяся на Лондон ужасная буря 1703 года сопровождала последнюю постановку.

В начале девятнадцатого века пьесу снова начинают ставить различные театры, и долгое время ничего особенно страшного не происходит – так,мелкие неприятности. То у труппы сборы украдут, то ведущий актер упадет в оркестровую яму, то декорация свалится на «леди Макбет». Однако, предпринятая театром «Олд Вик» из Лондона постановка 1937 года всколыхнула новую волну слухов о «проклятой пьесе». И неудивительно.Основательница театра, в самом спектакле участия не принимавшая, скончалась от загадочной болезни. Известнейший актер Лоренс Оливье, бывший в спектакле и режиссером, чудом избежал смерти во время репетиции – тяжелая декорация рухнула в нескольких сантиметрах от него. Актриса, исполнявшая второстепенную роль леди Макдуф, разбилась в автомобиле.

Среди театральных актеров существует стойкое мнение о «нехорошей» пьесе. Никогда актер не назовет пьесу по авторскому варианту – расхожей заменой стало словосочетание «Та пьеса». Никогда в наше время не используется музыка, написанная в 1672 году. Меняются реплики, и даже изменена редакция четвертого акта. Все оборудование, используемое при постановке, проверяется многократно …. Но трагедии продолжаются.

В 2001 году английский медиум и «верховный жрец британского шабаша белых ведьм» Кевин Карлайон обещал снять с пьесы проклятие. Он собирался при помощи двух «белых ведьм» произвести вызов духа реального шотландского короля Макбета, убитого в 1057 году. Процедура должна была проходить в старинном замке «Коундор», в котором король неоднократно бывал.Однако обещание свое Карлайон не выполнил. Владельцы замка категорически отказали ему в допуске, мотивируя свое решение христианским мировоззрением.