Учим латышский язык и сдаем экзамен на уровень A. Латышский язык и его стилистика Латышский язык для начинающих

Латышский язык – официальный государственный язык Латвии. На нем говорят примерно 1,4 млн. человек в Латвии и примерно 150 тысяч человек за границей. Примечательно, что латышский язык активно использует относительно большое число не-латышей: благодаря языковой политике латвийских властей на нем говорят около 1,9 миллиона человек, или 79% населения Латвии.

Латышский язык относится к балтийской группе индоевропейской семьи. Он тесно связан с другим живым балтийским языком с официальным статусом – литовским, – хотя эти языки и не являются обоюдно понятными. Согласно некоторым глоттохронологическим гипотезам, западно-балтийские языки отделились от восточно-балтийских (или гипотетического протобалтийского языка) в 400-600 гг. Дифференциация между литовским и латышским языками началась в 9 веке, после чего они долгое время (возможно, до 14-17 веков) существовали как диалекты одного языка.

Латышский язык – флективный, с многочисленными аналитическими формами. В нем два грамматических рода (мужской и женский) и два числа (единственное и множественное). Существительные склоняются по семи падежам (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный, звательный). Главное ударение в слове (за немногими исключениями) ставится на первом слоге. В латышском языке нет артиклей, основной порядок слов – Подлежащее-Сказуемое-Дополнение.

Латышский язык имеет три диалекта: ливонский, латгальский (некоторые лингвисты считают его самостоятельным языком) и среднелатышский. Основой стандартного латышского языка стал среднелатышский диалект.

До 19-го века латышский язык испытывал сильное влияние немецкого, поскольку представители высших классов местного общества были балтийскими немцами. Когда в середине 19-го столетия в стране началось движение национального возрождения, во главе его встала организация «Молодые латыши», которая популяризировала употребление латышского языка. Именно члены этой организации и заложили основы стандартного языка. Но когда в 1880-х годах к власти пришел император Александр III, в Латвии начался период русификации – некоторые латышские ученые даже предлагали перейти на кириллическое письмо.

После смерти царя, в конце 19-го века, националистические настроения вспыхнули с новой силой. В 1908 году латвийские лингвисты Карлис Миленбахс и Янис Эндзелинс создали современный латышский алфавит, который постепенно вытеснил старую орфографию.

В советский период на развитие латышского языка серьезно повлияла политика русификации. В это время многие латыши подверглись депортации, за чем последовала масштабная иммиграция из России, Украины, Белоруссии и других советских республик. В результате доля латышского населения сократилась с 80% в 1935 году до 52% в 1989 году. В советской Латвии большинство иммигрантов не учили латышский язык. Сегодня латышский – родной язык более 60% населения страны.

После восстановления независимости в 1991 году была введена новая политика изучения языка. Главной целью была заявлена интеграция всех жителей в среду официального государственного языка вкупе с защитой языков национальных меньшинств Латвии. Теперь правительство финансирует изучение латышского языка в начальных школах для национальных меньшинств; в их число входят русские, еврейские, польские, литовские, украинские, белорусские, эстонские и цыганские школы.

Чтобы противостоять влиянию русского и английского языков, правительственные организации (Терминологическая комиссия Латвийской академии наук и Государственный лингвистический центр) пытаются популяризовать употребление латышские терминов и лингвистический пуризм. Последний проявляется преимущественно в создании новых слов и выражений, которые затем выносятся на обсуждение широкой публики. И хотя пуристам удалось придумать некоторое количество благозвучных слов, большинство неологизмов рассматриваются населением как «чуждые» и ненужные, вместо которых можно было бы употреблять слова, использовавшиеся ранее.

К примеру, в Латвии вспыхнула бурная дискуссия, когда Терминологическая комиссия предложила заменить слово eiro («евро») словом eira, с «более латышским» окончанием. В результате такой языковой политики многие заимствования в латышском языке существуют в виде двух вариантов – «чужого» и «латышского»: telefons/tālrunis («телефон»; второе слово представляет собой прямой перевод международного термина на латышский язык), kompjūters/dators («компьютер») и т.д.

120 часовые курсы латышского языка по два занятия в неделю с 15 октября 2013 по 19 марта 2014 года и экзамен на уровень "A" сдан. Звучит наверное немного пафосно, но ведь получилось! При этом когда мы шли на первое занятие, то совершенно не думали о сдаче экзамена с положительным результатом. Да что там говорить, мы и на первое занятие по латышскому языку собирались пойти не так быстро.

Зачем учить латышский язык?

Дело в том, что россиянам живущим в Латвии, особенно тем, кто ограничивается пребыванием в Риге, Юрмале и их ближайших окрестностях, можно обойтись без знания латышского языка. Собственно именно так мы и прожили первый год в Латвии, не встретив ни одного человека (!) не понимающего по-русски. И, я уверяю Вас, мы не затворники, целыми днями сидящие дома. Род наших занятий обязывает встречаться с большим количеством людей, а характер весьма общительный.

Но именно это и стало одним из стимулов, мотивирующих изучение латышского языка. Латыши говорят по-русски, а мы не знаем латышского, и при этом уже год живем в Латвии! Сложность изучения русского всем известна, а латыши смогли его выучить, так почему же мы не можем сделать тоже самое? Разумеется это не единственная причина подтолкнувшая нас начать изучение латышского языка в прошлом году и о них далее.

Знание государственного языка обязательное условие смены статуса с ВНЖ на ПМЖ в Латвии.

Если знаешь язык, как минимум умеешь читать, то проще общаться с различными государственными и частными службами, коммунальщиками и поставщиками электроэнергии или газа. Любят они присылать какие-нибудь заковыристые письма по почте или электронке или подсовывать для заполнения разные анкеты и бланки. Альтернатива умению читать по-латышски это чувствовать себя глупо или бегать с каждой такой бумажкой к знакомым владеющим латышским. Это не всегда удобно, а иногда и просто не возможно.

Ну и особенно все усложняется, если собираешься зарабатывать на жизнь в Латвии. Ко всем вышеперечисленным причинам прибавляется подписание множества бумаг в банке, чтение писем из налоговой и еще много чего.

Как мы учили латышский язык.

Сначала мы купили себе учебник латышского языка и русско-латышско-русский словарь. Особо не мудрствовали, что подвернулось в ближайшем книжном магазине. Учебник оказался Liene Lieģeniece "Латышский язык для всех. Самоучитель", издательство Zvaigzne, 2005 год. А словарь маленького, наверное карманного формата от издательства Avots, 2004 год, на 22 000 слов.

Потом появились Dina Ezeriņa "Самоучитель латышского языка", 2007 год, еще несколько словарей с бὀльшим количеством словарных статей, а из интернета еще пара учебников изданных еще в давние времена.

Но учить язык по учебникам и словарям это не очень эффективно, особенно это касается произношения, да и правила кто-то должен пояснять. В нашем городе никто и слыхом не слыхивал о курсах хоть платных хоть бесплатных. Но живем мы недалеко от Елгавы, поэтому поиски курсов продолжили там. Увы Елгава не Рига, где говорят можно поучиться латышскому даже бесплатно.

Единственное место, где учат латышскому языку в Елгаве это специализированный обучающий центр Zemgales Reģiona Kompetenču Attīstības Centrs, расположенный по адресу Svētes iela 33. Здесь учат всему от вышивания крестиком до повышения квалификации бухгалтеров.

К изучению латышского языка в учебном центре два подхода. Один из них интенсивный, когда язык учат пять дней в неделю по многу часов. Такой курс подходит безработным, имеющим много свободного времени и шанс получить работу по итогам обучения латышскому языку. Другой стандартный - два раза в неделю по три учебных часа. В обоих случаях слушатели получают 120 часов латышского языка, только с разной интенсивностью. Мы выбрали второй вариант.

Курсы начинаются по мере появления потенциальных слушателей поэтому их начала пришлось подождать. Старт обучению был дан в середине октября 2013 года, с финишем во второй половине марта 2014 года. Группа оказалась небольшая две пары россиян, ведущие бизнес в Латвии, молодой человек, родом из Белоруссии, так же работающий и три девушки, все украинки, вышедшие замуж за латышей. Цель у всех была одна - выучить язык и сдать экзамен на максимально возможный уровень, дающий право на получение ПМЖ в Латвии.

Нам очень повезло с преподавателем, однако понял я это уже ближе к окончанию курсов, когда стал появляться результат. Сначала же показалось, что обучение идет как то не слишком интенсивно, что-ли. Но оказалось, что главное, при изучении латышского языка, вовсе не количество выполняемых на занятии упражнений или заученных слов. Главная заслуга преподавателя оказалась в способности преодолеть страх ученика перед латышским языком, стеснительность, первоначальное косноязычие и прочие комплексы, связанные с изучением нового. Все остальное ученик сделает сам. Теперь я точно знаю, что латышский язык он не страшный.

В рамках обучения нам были выданы учебник (+CD) и тетради "Palīga", считающиеся очень хорошим курсом для пополнения словарного запаса и постановки правильной разговорной речи. Учебник издан при содействии Европейского союза. Сценарий курса несколько игривый: "русский парень Андрей Попов, родом из Даугавпилса, работает таксистом в Риге и потихоньку отбивает девушку Илзе у ее давнего приятеля Рудиса.

В целом по учебникам, которые удалось подержать в руках, могу сказать следующее - нет учебников идеально подходящих для всех. Какая-то часть материала лучше изложена у одного автора, что-то у другого. В процессе прохождения курса приходилось обращаться ко всем имеющимся учебникам. Слава богу материалы в них не противоречили друг другу, опечатки и невнимательная корректура не в счет.

Особенности латышского языка.

Латышский язык относится к балтийской группе языков, принадлежащих к индоевропейской языковой семье. Самым близким и единственным существующим родственным языком является литовский язык. Выделение латышского языка в самостоятельный происходило в VI и VII веках нашей эры. Формирование общеупотребительного латышского языка началось в X-XII веках. Латышский алфавит состоит из 33 букв:

Русскому человеку учить латышский язык гораздо легче чем, например англичанину. В латышском языке очень много слов аналогичных или похожих на русские. Существительные в латышском языке имеют 7 падежей, глаголы имеют категорию времени, наклонения, залога и лица, что вполне понятно русскому человеку. В латышском языке не так много букв, которые произносятся отлично от русских. Порядок слов в предложении является относительно свободным.

Кроме того грамматические правила латышского языка здесь достаточно строгие и практически не допускают исключений. Например ударения в латышских словах практически всегда падают на первый слог.

Пожалуй единственным, что доставляет сложности при изучении латышского языка это наличие двух видов гласных - кратких и долгих. Многие слова, зачастую означающие совершенно разное имеют отличие лишь в долготе гласной. Самый характерный пример слова "козы" (kazas) и "свадьба" (kāzas). И если появление долготы в падежных окончаниях существительных или временах глаголов подчиняется правилам, то для корня слова нет никакого даже приблизительного алгоритма её появления. Остается только запоминать.

Экзамен по латышскому языку.

И в заключение немного об экзамене, как самом волнительном и ответственном этапе изучения латышского языка. Всего знание латышского языка делится на три уровня - основной (A), средний (B) и высший (C). Каждый из них делится на подуровни (1) и (2).

Таким образом наша цель после прохождения курса в первые 120 часов уровень A2 - высшая ступень основного уровня. Чтобы сдать на уровень A2 нужно уметь вести диалог на простые бытовые и рабочие темы, изъясняясь короткими предложениями, понимать простую бытовую речь и тексты, а также уметь составлять шаблонные документы (например, заявления, акты и т.д.). Словарный запас порядка 1000 общеупотребительных слов.

Мы сдавали экзамен в Елгаве, в помещении учебного центра выездной комиссии. Но думаю, что это не принципиально, так как процедура сдачи одна и та же. Экзамен разбит на четыре блока по виду проверяемого умения. Слушание, Чтение, Письмо и Разговор. Примеры заданий можно посмотреть на этой странице сайта , я же расскажу о процедуре прохождения экзамена.

На сдачу трех первых частей экзамена отводится один час. Экзамен происходит в группе. Все располагаются в одном помещении. Перед экзаменом всем выдаются бланки с заданиями и немного времени ознакомится с ними. Прослушивается один и тот же текст всей группой, но задания в бланках разные. В нашей группе было три варианта на восемь человек.

Очень важно для Слушания, успеть предварительно прочитать и осмыслить задание. Это помогает лучше услышать то что говорит диктор. У экзаменуемого на уровень А, как правило не хватает словарного запаса и приходится догадываться о смысле многих слов по контексту. Если при Чтении у Вас есть время подумать над каждой написанной фразой, то при прослушивании записи увы нет. И еще такая вроде бы мелочь, но лучшие результаты были у тех, кто сидел ближе к источнику звука.

Чтение и Письмо экзамена на уровень A не представляет большой сложности, тренировки в процессе обучения позволяют выработать алгоритмы описания картинок, написания письма другу и заполнения анкет. Особенно легко дается уровень A, если предварительно выполнить несколько заданий, предназначенных для экзамена на уровень B. Да и времени 45 минут на эти две части экзамена вполне достаточно.

А вот Разговор это серьезно. Он происходит индивидуально, экзаменуемый против двух экзаменаторов. Один разговаривает, второй фиксирует процесс, в том числе и на диктофон. Вот здесь пришлось попотеть, сразу куда-то улетучился весь словарный запас и с трудом из памяти извлекаешь стандартные словообороты. Дело в том, что спрашивают они на самые разные теми, только успевай перестраиваться. А после всего лишь 120 часов курсов до беглого латышского ой как далеко. Чуть легче тем кто по работе или в семье может говорить по-латышски. Но особенность проживания в центральной части Латвии вблизи Риги для изучающих латышский язык, как раз в том, что просто негде практиковаться в разговорной речи. Впрочем чего жаловаться, экзамен то был сдан с первого захода.

Результаты экзамена должны быть подведены в течении 2-х недель, плюс время на пересылку документов. В итоге, сдав экзамен 25.03.2014 года карточку мы получили по почте 22.04.2014.

Все понравилось настолько что на следующий год запланировано продолжение учебы для сдачи экзамена на уровень B.

about 1.7 million people

Official language in

Latvian Republic, EU

Language of diaspora

USA (100,000), Ireland (50,000), Great Britain (40,000), Canada (28,000), Brazil (25,000), Russia (20,000), Australia (20,000), New Zealand (20,000), Lithuania, Estonia, Ukraine, Belgium

Alphabet
33 letters

Grammatical cases
7

Language code
lv, lav

Linguistic typology
inflectional , SVO

Language family
Indo-European, Balto-Slavic branch, Baltic group, Eastern Baltic subdivision

Number of dialects
three dialects: Livonian, Middle (the basis of the literary language) and Upper

Longest word

pretpulksteņrādītājvirziens

counterclockwise direction of movement

Curious word or sentence

trīsšķautņains

it is very difficult to pronounce it

in a way it has no consonants

History

The Latvian language is one of the two surviving Eastern Baltic languages of the Indo-European family. Unlike Lithuanian, Latvian did not retain many archaic forms.

Research shows that the Baltic languages formed a separate branch from other Indo-European languages by the 10th century BC. The Eastern Baltic languages split from the Western Baltic (or simply from Baltic) languages around the 5th century AD. The difference between Lithuanian and Latvian began to appear after 9th century, although they still remained dialects of the same language for a long time.

Grammar

The word order in sentences is free, it depends on the word which has the most significant meaning in the sentence. For example the phrase “There’s water in the glass” is constructed like that: Glāzē ir ūdens , and “The water is in the glass” – like that: Ūdens ir glāzē . Latvian language does not possess articles but adjectives have a quality of definiteness/indefiniteness.

Nouns in Latvian express the categories of gender, number and case. There are seven cases:

Male Female
Singular
Nominative Draug-s Vēj-š Kuģ-is Liep-a Pas-e
Genitive Draug-a Vēj-a Kuģ-a Liep-as Pas-es
Dative Draug-am Vēj-am Kuģ-im Liep-ai Pas-ei
Accusative Draug-u Vēj-u Kuģ-i Liep-u Pas-i
Instrumental Draug-u Vēj-u Kuģ-i Liep-u Pas-i
Locative Draug-ā Vēj- ā Kuģ-ī Liep- ā Pas-ē
Vocative Draug-s! Vēj-š! Kuģ-i! Liep-a!
Plural
Nominative Draug-i Vēj-i Kuģ-i Liep-as Pas-es
Genitive Draug-u Vēj-u Kuģ-u Liep-u Pas-u
Dative Draug-iem Vēj-iem Kuģ-iem Liep- ām Pas-ēm
Accusative Draug-us Vēj-us Kuģ-us Liep- as Pas-es
Instrumental Draug-iem Vēj-iem Kuģ-iem Liep- ām Pas-ēm
Locative Draug-os Vēj-os Kuģ-os Liep- ās Pas-ēs

Adjectives are inflected for gender, number and case; therefore they agree with the nouns that govern them.

A peculiar feature of Latvian adjectives is that they have full and short forms.

Verbs in Latvian express voice, tense (past, present and future), mood and can be inflected by person and number. Verbs also have lots of participle forms.

Participle examples:

  • ziedošs koks
  • noziedējis koks

    a tree that has shed its flowers

  • lasāma grāmata

    the book that is being read

  • izcepta maize
  • viņš iet domādams

    he is walking while thinking

Writing system and pronunciation

The modern Latvian alphabet has 33 letters.

Vowels in Latvian may be long or short. Both short and long sounds are independent and can distinguish between words and word forms, for example: kazas – goats, kāzas – wedding, kase – till, kasē – in the till. Both stressed and non-stressed vowels are pronounced the same way. The length of vowels in modern Latvian is denoted by a macron above the letter: ā, ē, ī, ū .

Diphthongs: ai, ei, ui, o , au, ie . The semi-consonant j after vowels can create diphthongs, for example: klajš “flat-out”, zvejnieks “fisherman”, šuj [ʃui] “sew”. The consonant v also can create diphthongs, for example: tev “for you”.

In Latvian the letters Ļ ļ, Ņ ņ, Ķ ķ, Ģ ģ denote 4 soft consonants. Voiced consonants when occurring directly before voiceless ones are pronounced as voiceless. The consonant words endings: -ds (gads = year) and -ts (lakats = handkerchief) usually are pronounced like , -žs (spožs = bright), -šs (svešs = alien) like “sh”. Voiced consonants at the end of words are always pronounced as voiced.

Latvian, with a few exceptions, has fixed initial stress. There are three types of tones: level (stieptā ), falling (krītošā ) and broken (lauztā intonācija ). For example, loks (, spring onion), loks (, shaft bow), logs (, window).

Latvian consonants can be voiced or voiceless, hard or soft, and also have different characteristics according to the place and manner of articulation.

Speech etiquette

The polite way of addressing a person is by using plural 2nd person pronoun and verb forms Jūs (“You”).

An official polite form of address is the use of a person"s family name in the genitive case and the words kungs (mister) or kundze (mrs), for example: Kļaviņa kungs , Liepas kundze . The same construction is used addressing people in senior positions, for example: prezidenta kungs , ministres kundze .

Singular “you” is usually used when addressing parents. Plural “you” sometimes is still used in villages. Personal names are used in more informal situations while family names are used in more formal ones.

Interestingly, Latvian doesn’t have strong swear words. Those who feel like swearing have to use Latvian pejoratives, like īkstoņa (“grumbler”) or the vast resources of Russian or English.

Thematic words


ņau-ņau


Лингвистическое и культурное многообразие является самой большой силой и богатством мира. Наряду более чем c 6700 языками мира существует язык, на котором говорит народ, проживающий вдоль побережья Балтийского моря. Это латышский язык - государственный язык Латвийской Республики.
В настоящее время латышский язык является современным европейским языком, которым пользуются латыши, представляющие все слои общества; он является государственным языком Латвийской Республики и в полной мере выполняет самые важные социолингвистические функции в многоэтническом сообществе Латвии.
В Латвии насчитывается 1, 4 миллиона носителей латышского языка; и около 150 000 за границей. Латышский язык может даже считаться широко распространенным языком – в мире существует всего около 250 языков, на которых говорят более одного миллиона человек, и среди них – латышский язык. Однако латышский язык всегда существовал в условиях тяжелой конкуренции. Основными контактными языками до недавных пор считались немецкий и русский языки, которые имеют статус международных языков, и к тому же носители этих языков в политическом отношении господствовали над латышами. Тот факт, что удалось сохранить латышский язык и культуру, само по себе является настоящим чудом.

Лингвистическая характеристика

Латышский язык относится к балтийской группе языков, принадлежащих к индоевропейских языковой семье. Самым близким и единственным существующим родственным языком является литовский язык (латышский язык - это неславянский и ненемецкий язык). Латышский язык унаследовал многое от индоевропейских протодиалектов и так же как литовский язык сохранил многие архаические отличительные особенности фонетической системы и грамматики.


Латышский язык Литовский язык Русский язык Немецкий язык Английский язык
bārda barzda борода der Bart beard
cirvis kirvis топор das Beil axe
dārzs daržas сад der Garten garden
dzeltens geltonas жёлтый gelb yellow
dzintars gintaras янтарь der Bernstein amber
mugura nugara спина der Ruecken back
piens pienas молоко die Milch milk
slota šluota метла der Besen broom
zirnis žirnis горох die Erbse pea

Балтийские племена появились на территории, существующей в настоящее время, в третьем тысячелетии до нашей эры. Разделение латышских и литовских протодиалектов происходило в шестом и седьмом веках нашей эры. Формирование общеупотребительного латышского языка началось в 10-12 веках. В наше время следы племенных диалектов можно обнаружить в трех основных диалектах и в более 500 разговорных формах латышского языка, которые существуют наряду с сильно стандартизованной формой латышского языка.

С типологической точки зрения латышский язык является фузионным, флективным языком. Существительные в латышском языке имеют 7 падежей, глаголы имеют категорию времени, наклонения, залога и лица. Имеется также обширная система словообразовательных аффиксов. Порядок слов в предложении является относительно свободным. Большинство говорящих различают два тона или два типа интонации в длинных слогах. В латышском языке слова произносятся с ударением на первом слоге, и долгий гласный звук может оказаться в безударном слоге.

Латышская письменность

Латышский алфавит состоит из 33 букв:

a, ā, b, c, č, d, e, ē, f, g, ğ, h, i, ī, j, k, ķ, l, ļ, m, n, ņ, o, p, r, s, š, t, u, ū, v, z, ž.

Первые письменные тексты на латышском языке появились более 400 лет назад, и с тех пор латышское написание стало одной из самых правильных среди латинских систем написания в мире: при соблюдении морфемной структуры слова графемы латышского языка почти точно соответствуют фонемам. Так называемый фономорфологический принцип существует в латышском написании до сих пор.

В первых печатных книгах второй половины 16 века написание было основано на принципах написания средненижненемецкого языка с использованием готического шрифта.

Готический шрифт использовался до начала 20 века, за исключением книг, которые были напечатаны в восточной части Латвии. В 1908 году была утверждена новая орфография, согласно которой готические буквы были заменены латинскими, а группы из трех или четырех согласных - одной буквой или диграфами, с использованием системы диакритических знаков. В латышском языке долгота обозначается знаком долготы над гласными буквами, таким образом, короткий гласный не обозначается, а над длинным гласным ставится черточка.

Контактные языки

Со времени консолидации латышского народа латыши все время находились в контакте с другими языками: ливским, эстонским, литовским, белорусским, русским как соседними языками, с русским, польским, шведским и немецким как языками культурного обмена и государственными языками, с латинским как языком религиозной службы у католиков. Языковый контакт являлся важным фактором в развитии латышского лексикона и грамматики. На латышский язык оказывали влияние также языки финно-угорской группы соседних народов - ливский и эстонский, а также литовский и русский языки. Со средних веков и до начала 20 века немецкий язык был господствующим в сфере образования, науки и управления, словарь латышского языка включает в себя около 3000 заимствований из немецкого языка. За последние десятилетия было сделано много заимствований из английского языка. Тем не менее, влияние других языков не такое сильное, как могло бы быть. Это в основном благодаря деятельности латышских лингвистов в отношении стандартизации языка.

Стандартизация латышского языка

Стандартизация латышского языка спонтанно происходила в период дописьменного языка, т.е. до 16 века. Когда в 17 веке появились первые латвийские нормативные акты, стало можно говорить о более или менее сознательной стандартизации.

Авторами первых латышских книг были представители балтийского немецкого духовенства, которые посвятили себя методичной работе по созданию письменного языка написанию книг, составлению грамматики и словарей латышского языка. Первый напечатанный текст на латышском языке появился в 1525 году. Первыми книгами, сохранившимися до наших дней, являются "Католический катехизис" (1585) и "Евангелическо-лютеранский катехизис" (1586). Первый словарь латышского языка был опубликован в 1638 году, первый учебник грамматики в1644 году издали немецкие священнослужители Г.Манцелиус (G.Manzelius) и И.Г.Реехузеном (G.Rehehusen).

В середине 19 века наблюдался подъем Национального Возрождения наряду с пробуждением интереса к своему языку со стороны самих латышей. Одновременно с этим изменился статус балтийских языков. До сих пор латышский язык рассматривался балтийской немецкой аристократией как "язык деревни", на котором невозможно выразить высокие мысли.

В конце 19 века латыши принялись за исследование и стандартизацию латышского языка. К концу 19 века латышский язык стал высоко стандартизованным языком, на котором издавалось много изданий прессы и художественной литературы. С созданием лингвистической теории, развивающей типологию индоевропейской группы языков, постепенно выяснилось, что балтийские языки обеспечивают некоторые недостающие связи, с помощью которых можно объяснить взаимосвязь между Санскритом и классическими языками (греческим и латинским) и современными языками.

Таким образом, балтийские языки (литовский, латышский и вышедший из употребления прусский язык) стали объектом исследования международного сообщества профессиональных лингвистов. В результате, исследования первых серьезных латышских лингвистов, Карлиса Миленбахса (Kārlis Mīlenbahs) (1853-1916) и Яниса Эндзелинса, (1873-1961) стали с интересом рассматриваться на международных форумах.

Начиная с 1918 года, когда была провозглашена независимость суверенного латвийского государства и вплоть до начала советской оккупации в 1940 году, латышский язык сформировался в хорошо развитый многофункциональный язык с устоявшейся системой стилей и развитой терминологией.

В период советского правления по политическим причинам латышские лингвисты не могли повлиять на процесс сокращения социолингвистических функций латышского языка, так что основными задачами стали сохранение качества языка и даже его совершенствование. Комиссия по терминологии Академии наук Латвии начала активную деятельность с 1946 года. К 1990 году ею было издано15 терминологических словарей и более 50 бюллетеней в различных областях науки и технологии. Проводились исследования латышского языка, были составлены двухтомная грамматика современного латышского языка и словарь нормативного латышского языка в восьми томах. С 1965 года издаются ежегодник, посвященный правильному употреблению латышского языка и бюллетень для журналистов, а также целый ряд монографических исследований.

После восстановления независимости Латвии исследования латышского языка осуществляются Институтом латышского языка и отделениями Латвийского университета, Педагогической академией в Лиепае и Педагогическим университетом в Даугавпилсе. Основными областями исследования являются: лексикография и составление словарей, грамматика, диалектология и ареальная лингвистика, социолингвистика и терминология. Латышский язык преподается и изучается в различных университетах по всему миру. Стандартизация и систематизация нормативного латышского языка осуществляются экспертной комиссией латышского языка при Центре государственного языка.

Социолингвистическая языковая ситуация и языковое законодательство после Второй мировой войны

В период советской оккупации (1940-1941 гг.; 1945-1991 гг.) латышский язык функционировал в контексте латышско-русского социального билингвизма – языком государственной власти и органов был русский. Латышский язык постепенно вытеснялся из некоторых сфер, таких как транспорт, банковская деятельность, полиция, промышленность. Вследствие массовой иммиграции процент людей, говорящих на латышском языке, стал снижаться. В 1989 году только 21% представителей других национальностей заявили о том, что знают латышский язык, в то время как большинство латышей владели русским языком. Несмотря на то, что количество владеющих латышским языком и сокращение социолингвистических функций латышского языка никогда не достигали критического уровня для неизбежной смены языка в Латвии, все предпосылки для этого уже были.

В 1988 году латышский язык вновь получил статус государственного языка в Латвии. Закон о языке 1989 года (с поправками от 1992 года) восстановил положение латышского языка в национальной экономике и общественной жизни. После восстановления независимости в 1991 году в языковой ситуации Латвии произошли изменения. Основной целью языковой политики была интеграция все жителей с точки зрения официального государственного языка при сохранении и развитии языков национальных меньшинств Латвии. Признавая существующие проблемы в обществе, правительство Латвии приступило к реализации программ по обучению латышскому языку. В 2000 году было признано, что 75% жителей, говорящих на языках национальных меньшинств, обладают некоторыми знаниями латышского языка.

Некоторое количество представителей национальных меньшинств в Латвии получают билингвальное образование за счет государства. К ним относятся те, кто учится в русских, еврейских, польских, литовских, украинских, белорусских, эстонских и цыганских школах, где обучают основам латышского в качестве второго языка. Это позволяет стимулировать дальнейшее изучение латышского языка и способствовать интеграции каждого жителя в общество для того, чтобы в дальнейшем они не испытывали трудности из-за недостаточного знания латышского языка.

Закон о государственном языке был принят 9 декабря 1999 года. Было принято несколько нормативных правовых актов, относящихся к этому Закону. Контроль за соблюдением Закона осуществляет Центр государственного языка при Министерстве юстиции.

Благодаря современным политическим и демографическим процессам в регионе, Латвия и другие балтийские страны могут быть причислены к странам, где последовательная реализация надлежащих принципов языковой политики является определяющей для поддержания языка. Целью настоящего Закона является: сохранение, защита и развитие латышского языка, интеграция национальных меньшинств в латвийское общество при соблюдении их прав на использование их родного языка и любого другого языка.