Как человек изменил природу. Как человек изменил землю Вопросы на тему как человек изменил землю

Данный этап развития человеческого общества примерно за 50 тысяч лет до нашей эры. Человек научился пользоваться дарами природы, это выразилось в том, что он освоил сначала собирательство, а затем и охоту. Собирательство означает, что человек способен различать различные травы, ягоды, и иные природные материалы и использовать их без какой-либо первичной обработки, просто собирая их из природной среды. Смысл же охоты заключался в том, чтобы с помощью отлова или убийства пользоваться шкурами, мехами и мясом животных. Антропогенное воздействие было минимальным. Человек все еще был вынужден приспосабливаться к дикой окружающей среде, так как она представляла для него серьезную опасность.

Веха 2. Возникновение земледелия.

Земледелие возникло на территории современной Турции примерно 12000 лет назад. Первой возделываемой культурой стала пшеница. Сегодня земледелие включает в себя огромное множество разнообразных культур, большинство которых было получено путем селекции уже существующих видов . С точки зрения антропогенного воздействия, земледелие оказало колоссальное влияние на Землю. Для его поддержания специально обрабатываются почвы, применяются искусственные и изменяются естественные оросительные системы, вырубаются леса, засыпаются или высушиваются и болота.
Именно в это время человечество начало заниматься животноводством. Еще не осознавая смысла слова «селекция», люди научились выводить и скрещивать наиболее удобные для дальнейшего использования животных (лошадей, коров и т.д.).

Веха 3. Обработка природных материалов.

К моменту появления первых крупных государств на территории юго-восточной Азии, северной Африки и Средиземного моря человек научился выплавлять металлы, обрабатывать камни, древесину и другие материалы, дарованные . Строились дворцы, дома, дороги. Человек начал осознавать свое положение в этом мире, благодаря чему развитие общества претерпело кардинальные изменения.

Веха 4. Средневековье.

Данная эпоха характерна, в первую очередь, не столь бурным техническим развитием, как было в древности, благодаря прогрессу Древней Греции, Рима, Египта, стран Средиземноморья и Ближнего Востока. Человек продолжил осваивать имеющиеся в его распоряжении природные ресурсы. Но сказанное выше не означает, что средние века равнозначны эпохе застоя. Продолжали развиваться страны и государства, сформировывались новые торговые маршруты, человек продолжил освоение ранее недоступных для него уголков Земли.

Веха 5. Новое Время.

Данная эпоха ознаменовалась новым взглядом на окружающую среду и Землю в целом. Теперь человек осознал себя центром этого мира. Это вылилось в то, что Новое Время стало эпохой великих научных достижениях во всех сферах человеческой деятельности. Это качественно и количественно сказалось на человеческом воздействии на Землю. Началась эпоха Великих Географических Открытий, что привело к тому, что человеку стали доступны ранее неизвестные растения, животные, материалы. Началось активное развитие производства различных изделий. С появлением развитого мануфактурного производства можно с уверенностью говорить о зарождении массового потребления. Этого привело к росту потребляемых человеком природных ресурсов.

Новое Время также ассоциируется с активным сопротивление церкви различным новым и еретическим (с их точки зрения) идеям. Именно из-за их действий были преданы инквизиции такие великие ученые, как Дж. Бруно и Галилео Галилей.

Веха 6. Новейшее Время и XX век.

Научно-Техническая Революция, случившаяся благодаря изобретению ткацкого станка нового образца и «мартеновской» металлургической печи во второй половине XIX в., привело к возникновению массового производства. Это подстегнуло развитие капитализма, что не могло не сказаться на процессах глобализации. Землю начали окутывать транспортные сети, на карте мира появились новые города, появлялись и развивались новые типы производств. Планета стала выполнять роль скатерти-самобранки, которая может безгранично удовлетворять человеческие потребности в ресурсах. Такое варварское отношение к планете не могло не сказаться на ее состоянии. Такие явления, как загрязнение окружающей среды, глобальное потепление и изменение уровня мирового океана, не сходят с уст экологов всего мира.

Веха 7. XXI век - время осознания ошибок.

В нашем столетии человечество поняло, что не сможет вечно использовать Землю как источник ресурсов, ведь большинство из них - невозобновляемые. Человеческий взор устремился к альтернативным источникам энергии, восстановлению богатств земных недр. Новейшие технические изобретения в большинстве своем связаны не с интенсивным развитием производств, а оптимизацией созданных ранее процессов обработки материалов. Информационное общество требует себе всё новые и новые способы скоростного обмена различными данными. Сформировавшееся общество взглянуло на Землю не как на источник ресурсов, а как на дом, за которым нужен постоянный уход, внимание и забота.

С самого возникновения человечества и по сей день люди ведут довольно активную деятельность по преобразованию планеты. Причем эти изменения Земли человеком имеют в основе своей негативный характер. происходило и происходит не одно столетие и даже не одно тысячелетие. Просто в предыдущие эпохи данная деятельность не была столь очевидной и заметной. Все шло постепенно, в зависимости от темпов развития самого человеческого общества, науки и технического прогресса, практического земледелия и промышленного производства. Давайте и мы с вами поставим все точки над «и» в вопросе, как человек Землю изменил. Какие особенности окружающей среды вследствие этого появились, какую деятельность людей можно считать негативной, а какую - позитивной для нашей планеты?

Тема: как человек изменил Землю?

На данную тему было написано немало научных и публицистических трудов. Среди них хочется отметить учение Вернадского о ноосфере, рассказывающее о том, что наша планета - единое живое существо, а каждый человек оказывает влияние на биосферу Земли. Понимание ноосферы, как высшей ступеньки в которой именно разумная деятельность людей является определяющим фактором, накладывает на просвещенных представителей общества определенную ответственность за то, как человек Землю изменил. Кстати, одним из условий разумного и правильного существования назвал полное исключение войны из жизнедеятельности стран и обществ. Можно поспорить с некоторыми посылами автора (как и многих других, уже современных нам ученых и общественников), но ясно одно: если в ближайшее время люди не перестанут безжалостно использовать недра, уничтожать леса и поворачивать вспять реки, меняя климатические условия, человечество ожидает самый настоящий физический крах, вплоть до уничтожения большей его части. Так что стоит пересмотреть свое потребительское отношение к вопросу и промышленникам, и главам многих государств.

План: как человек изменил Землю?

Но не всегда события развивались так быстро, как сейчас, когда промедление уже стало смерти подобным. Можно выделить несколько временных эпох в контексте вопроса: как человек Землю изменил? Первая из них была, пожалуй, самым длительным периодом, когда преобразования происходили неторопливо и постепенно, не оказывая глобального воздействия на окружающую природу.

Первобытные люди

Примерно 50 тысяч лет назад люди научились использовать природные дары, освоили собирательство и охоту. В эти годы воздействие человека на окружающий мир было минимальным и проявлялось в том, что первичные природные материалы использовались практически без обработки, а собранная и добытая на охоте пища никак не влияла на популяции растений и животных. Да и людей на планете в то время было не так уж и много, и они просто не могли оказать существенного влияния на общий ход событий. Человек учился приспосабливаться к природе, так как окружающая среда в то время представляла для него определенную опасность.

Земледельцы и животноводы

Примерно 12 тысяч лет тому назад возникает земледелие (предположительно, на территории Турции). Пшеница, а затем и другие зерновые стали искусственно выращиваться и культивироваться человеком. Многие из них были получены селекционным путем. Считается, что земледелие в контексте вопроса, как человек Землю изменил, оказало на окружающую среду наиболее сильное влияние в те времена. Специальная обработка почв включала и вырубку лесов, и осушение болот, и отведение воды, и орошение.

Примерно в то же время возникает и животноводство. Человек приручает и одомашнивает некоторых диких животных. Люди учатся выводить и скрещивать виды, наиболее удобные для дальнейшего использования: в пищу (мясо, молоко), в качестве одежды (шкуры, шерсть), как тягловой силы. Как средство передвижения лошади и верблюды оказали огромное влияние на развитие торговли между странами. Таким образом, люди меняли мир вокруг себя.

Эпоха обработки материалов

Со временем в различных частях мира появляются первые крупные государства. Объединяясь в городах, человечество учится обрабатывать материалы, подаренные природой: камни и древесину. Затем - выплавлять металлы. Строились многочисленные дворцы, храмы, поселения людей соединялись дорогами. Цивилизации идут вперед семимильными шагами. Появляются новые отрасли производства. В эту эпоху в Китае, Египте, Америке, к примеру, человек оказывает огромное влияние на планету, добывая полезные ископаемые, заготавливая древесину, возделывая поля и разводя домашних животных. Тогда же, по мнению ученых, появляются пока еще незначительные вредные выбросы в атмосферу Земли (как отходы от зарождающегося производства).

Новое время и эпоха Великих открытий

Настала пора, характерная высокими достижениями во всех сферах науки и жизнедеятельности, когда люди осознают себя центром Вселенной, открывают новые миры. Налаживаются связи между континентами. Расширяется и возрастают запросы человечества. А с развитием мануфактур началось резкое повышение потребления природных ресурсов.

и XXI век

В XIX веке возникает массовое производство, происходит кардинальное изменение отношения человека к планете, как к источнику ресурсов для промышленности. Происходит массовая и неконтролируемая из недр. И такое варварское отношение не могло не сказаться на состоянии окружающей среды.

Такие явления, как глобальное потепление, масштабное загрязнение атмосферы, изменившийся уровень океанов и русла рек - вот беды, с которыми человечество встретило XXI век. Данной проблеме посвящен и этот текст: как человек изменил Землю в худшую сторону своей жизнедеятельностью и бездумным расточительством природных ресурсов.

Конспект урока по теме "Как человек изменил Землю" и презентация к нему. Природоведение 5 класс. Учебник А.А. Плешакова и Н.И. Сонина.

Просмотр содержимого документа
«КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНИЛ ЗЕМЛЮ»

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНИЛ ЗЕМЛЮ

    познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;

    дать представление о позитивном и негативном влиянии человека на окружающую среду;

    развитие познавательного интереса учащихся путём использования новых информационных технологий;

    развитие творческих способностей учащихся;

    формирование бережного отношения учащихся к окружающей природе; расширение понятийного аппарата учащихся (экологические проблемы, радиоактивные отходы, ядохимикаты).

Оборудование:

Интерактивная доска, учебники, рабочие тетради, презентация, материалы для постановки сказки, рисунки учебника.

План урока:

1. Орг. момент

    Проверка знаний

    Изучение нового материала

    Закрепление знаний

    Задание на дом

    Подведение итогов

Ход урока:

1. Орг. момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку, знакомство с планом работы)

2. Проверка знаний

а) Тест по теме «Как человек открывал Землю» (слайд 4)

б) Задание с использованием интерактивной доски «Кто что открыл» (слайд 5)

Д-ТЬ УЧ-ЛЯ

Д-ТЬ УЧ-СЯ

3. Изучение нового материала

а) записать в тетрадь дату и тему урока (слайд 6)

б) совместная постановка цели урока

К концу урока мы должны знать: в чем состоит влияние человека на природу, каковы последствия влияния, какие применяются меры по сокращению вредного воздействия

в) Использование природы человеком на ранних этапах его развития: охота на животных (мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и др.), сбор растений, пригодных для пищи, ловля рыбы.

Вспомним, чем занимались первые люди? (охота, собирательство) (слайд 6)

Как вы думаете, влияла ли деятельность древних людей на природу? В чем это заключалось?

    Древние люди охотились на животных, ловили рыбу, собирали плоды и т.д.

    Существенного вреда такая деятельность не приносила.

г) Развитие земледелия и приручение диких животных, приведшие к усилению воздействия человека на природу. (слайд 6)

Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они одомашнили некоторых животных и постепенно вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали с растениями, в результате возникли такие сорта, которых никогда не было в природе. Данная деятельность оказала существенное влияние на природу.

Как вы думаете, в чём оно заключается?

- Люди вырубали леса, распахивали степи, осушали болота и т.д. Пастбища вытаптывались скотом. Росла численность населения планеты. Увеличивалось число новых земель. Вспомним, с чем это связано?

- С великими географическими открытиями (слайд 7)

Люди заселяли новые земли. Планета казалась огромной, а её богатства - безграничными. Человечество бездумно пользовалось, что имело серьёзные последствия. Облик многих районов суши изменился до неузнаваемости. (слайд 8)

Перестали существовать многие растения и животные. Другие же растения и животные начали активно приспосабливаться к жизни рядом с человеком. Такие растения человек назвал сорняками, а животных - вредителями.

(Например, колорадский жук.)

Почему мы считаем его вредителем?

В начале прошлого века о нём никто даже и не слышал. Но когда картофель начали выращивать повсеместно и всюду, эти насекомые расселились на огромные территории. Границы Тульской области жук преодолел лишь в 70 –е годы 20 века.

д) Загрязнение окружающей среды отходами промышленности и с/х. Радиоактивное загрязнение.

Скажите, каким образом ваши родители борются с сорняками и вредителями?(слайд 9)

Развитие науки - химия дало в руки такое грозное оружие - ядохимикаты – для борьбы с вредителями. Их стали применять в больших количествах. Но эти вещества губят всё живое, в том числе, вредят здоровью человека. Развитие промышленности привело к созданию веществ и изделий, которых никогда не существовало в природе (стиральные порошки, краски, лекарства, пластиковые пакеты, бутылки и т.д.), попадая в окружающую среду, загрязняя её, т.к. оказываясь в почве, они не разрушаются микроорганизмами.

Развитие промышленности привело так же к загрязнению воздуха, воды, почвы отходами промышленного производства. (слайд 10)

Особенно опасны радиоактивные отходы («радиаре» - излучать, «активус» - деятельный) Посмотрим на с. 156 - что называют радиоактивными отходами. Подчеркнём определение и запишем в словарь. Это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи. (слайд 11)

Обычно эти вещества живут в окружающей среде очень долго - от десятков до тысяч лет.

Радиоактивнык отходы образуются при производстве атомного, ядерного оружия, при работе АЭС.

Получают ли ваши родители «чернобыльские деньги»? А за что их выплачивают?

В 1986 году 26 апреля на одной из АЭС - Чернобыльской (Украина) -произошёл взрыв. При этом в воздух было выброшено очень много радиоактивных веществ. Ветер разнёс их на огромные расстояния. В том числе и на территорию Тульской области. Тысячи людей из особо загрязнённых районов вынуждены были уехать. (Р.К.)

Сейчас говорят, что нас постиг экологический кризис, нужно решать экологические проблемы. Вспомним, что такое экология?

(с. 147. Экое - дом. Экология - наука о связях между организмами окружающей их средой, между человеком и природой.)

Т.е. экологические проблемы - это проблемы в нашем общем доме, на Земле, нарушены связи между человеком и природой.

Что же должны сделать мы, люди, чтобы сократить вредное воздействие? А теперь мы проведём сказку, которую готовили и подумаем, как она связана с нашей сегодняшней темой.

Объяснение

элементами беседы

Объяснение уч-ля с

элементами беседы

Объяснение уч-ля с

элементами беседы

Работа с текстом учебника

Демонтст-

рирует соответст-

вующие слайды презента-

рирую бутылки и т.п.

Записи на доске

Записывают в тетрадь дату и тему урока

Записывают в словарь

Работают с текстом учебника, записывают в словарь

Экологическая сказка

«СТАРАЯ СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД»

На планете год от года человек вредит природе.

И не понял он, чудак, что природа не пустяк.

Он зверей и пташек жестоко истребляет;

Мусором, отходами речки засоряет.

Он привык всё покорять, и не может он понять:

Сам себе ведь он вредит! Вот что сказка говорит:

В море остров был крутой, город был на нём большой

Весь в зелёных насажденьях! Ах! Какое наслажденье

В чудных тех лесах гулять, чистым воздухом дышать,

По лугам, полям бродить, ключевой воды испить!

Море вкруг него бурлит, рыбой, крабами кишит.

Все в том городе богаты, изб нет - кругом палаты.

Правил там премудрый царь, справедливый государь.

В долгом времени аль вскоре приключилося им горе.

Царь:

Увеличить чтоб доход, я решил завесть завод.

Чтоб консервы выпускать, за границу отправлять.

И валюта день деньской будет течь в казну рекой!

Царско слово нерушимо. Вскоре был завод воздвигнут:

Поршни новые блестят, на трубе огни горят.

В море лодки выплывают, сети новые бросают,

Рыбу ловят там и тут, на завод её везут.

Там консервы выпускают, за границу отправляют.

Рыбка:

Грязь же в море всю сливают. От неё всё погибает.

Если в сеть не попадёшься, так в отходах захлебнёшься.

Жить здесь стало очень худо, надо плыть скорей отсюда!

Много времени проходит.. .Вот к царю гонец приходит.

Гонец:

В свете есть такое диво, вот идёт молва правдиво-

Материалы нынче есть, что не можно глаз отвесть:

И красивы, и практичны, и легки, и нетоксичны!

Правду молвят или лгут - их пластмассами зовут.

Царь:

Это диво я б хотел перенесть и в свой удел!

И уж выписать готов я заморских мастеров,

Трубы, технику...

И вот стал работать химзавод. Здесь пластмассы выпускают

За границу отправляют, и валюта день-деньской

Так и льёт в казну рекой! Дни за днями - год проходит,

Вновь к царю гонец приходит.

Гонец:

Вокруг нас уж целый год вот о чём молва идёт:

Жидкость из земли качают, в перегонку отправляют,

Да в машины заправляют.

Это диво там и тут чёрным золотом зовут.

И, весь остров, сотрясая, появилась буровая.

Нефть из недр Земли качают, за границу отправляют.

И валюта день-деньской так и льёт в казну рекой.

Царь доходы все считает, за хозяйством наблюдает.

Тут бы сказку и закончить. Только царь встревожен очень.

Месяц в думу погружён, он забыл покой и сон.

Мглой окутан чудный остров, стало жить на нём непросто.

Чахнут рощи день за днём, грязью залит водоём.

Кислый дождь стучит по крыше, пенья птиц давно не слышно.

Всё живое пропадает... В общем, остров погибает.

Царь:

Чтобы остров мой спасти, я к мудрецу решил пойти.

Что мне делать? Как мне быть?

Мудрец:

Остров чтоб не погубить, буровую ты закрой,

Очистные здесь построй, вылов рыбы ограничь,

Площадь леса увеличь.

Хвойных больше посади, да за выбросом следи,

Чтобы воздух и вода были чистыми всегда.

Сказка - ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.

Он летит над всей планетой: «Берегите Землю эту!»

Он кричит всему народу: «Надо всем беречь природу».

Коль беречь её не будем - сами мы себя погубим.

4. Закрепление знаний

с. 159 «Проверьте свои знания»

Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Встань утром, умойся и приведи в порядок свою планету...»

Если каждый из нас будет поступать так, то, возможно, экологический кризис будет разрешен.

5. Задание на дом (слайд 12)

6. Подведение итогов
Выставление отметок, рефлексия

Просмотр содержимого презентации

МОУ «Пристанционная СОШ»

Урок природоведения в 5 классе

Учитель географии

Чибисова Нина Николаевна


Из повести «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюнери (1900-1944). Слова Маленького принца: «Есть такое твердое правило... Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу приведи в порядок свою планету».


  • познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
  • дать представление о позитивном и негативном влиянии человека на окружающую среду;
  • развитие познавательного интереса учащихся путём использования новых информационных технологий;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование бережного отношения учащихся к окружающей природе; расширение понятийного аппарата учащихся (экологические проблемы, радиоактивные отходы, ядохимикаты).

Проверка знаний

I. Тест по теме «Как человек открывал Землю»

1. Америку открыл...

1) В. Янсзон 3) Х. Колумб

2) Дж. Кук 4) И.Ф. Крузенштерн

2. Австралию открыл...

1) В. Янсзон 3) Р. Амундсен

2) Дж. Кук 4) Ф. Магеллан

3. Антарктиду открыли...

1) В. Янсзон и Дж. Кук

2) Колумб и Ф. Магеллан...

3) Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев

4) Р. Амундсен и Р. Пири

4. Кто совершил первое кругосветное путешествие?

1) М.П. Лазарев 3) Х. Колумб

2) И.Ф. Крузенштерн 4) Ф. Магеллан

5. Пролив между Азией и Америкой открыл...

1) М.П. Лазарев 3) А. Никитин

2) В. Беринг 4) М. Поло

6. Первым проложил морской путь в Индию...

1) Н.М. Пржевальский 3) М. Поло

2) Васко да Гама 4) Ф. Магеллан

7. Первым достиг Южного полюса...

1) Р. Амундсен 3) Д. Ливингстон

2) Р. Пири 4) М. Поло

8. Исследовал труднодоступные районы Азии...

1) И.Ф. Крузенштерн 3) М.П. Лазарев

2) А. Никитин 4) Н.М. Пржевальский

9. Первое русское кругосветное плавание возглавил...

1) В. Беринг 3) И.Ф. Крузенштерн

2) М.П. Лазарев 4) Ф.Ф. Беллинсгаузен

10. Первым достиг Северного полюса...

1) Р. Амундсен

2) Р. Пири

3) В. Беринг

4) Ф. Беллинсгаузен


Найдите соответствие

«Кто что открыл»







Радиоактивные отходы

Радиоактивные отходы - это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи.


Записать в словарь «радиоактивные отходы» и объяснить значение.

Нарисовать рисунок, посвящённый данной теме.

Подробное решение Раздел стр. 89 по естествознанию для учащихся 5 класса, авторов А.А. Плешаков, Н.И. Сонин 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Естествознанию за 5 класс можно найти

Вопрос 1. Как влияли на природу древние люди?

Древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определенную роль сыграл и человек. Люди преследовали их, подкарауливали в засадах или устраивали ямы-ловушки. Животных поражали камнями, палками, копьями, стрелами, каменными топорами, деревянными дубинами... В те далекие годы живой мир планеты понес первые большие потери от рук человека.

Вопрос 2. Какие изменения на Земле вызвало развитие сельского хозяйства?

Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они одомашнили некоторых животных и постепенно вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали и с растениями; в результате возникли такие их сорта, которых никогда не было в природе.

И все это было бы прекрасно, если бы развитие сельского хозяйства не потребовало от дикой природы новых жертв. Чтобы создать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота. Увеличивая стада домашних животных, люди не замечали, как от вытаптывания и выедания скудеют пастбища и кое-где угрожающе разрастаются пустыни...

Вопрос 3. Какие экологические последствия имело открытие и освоение людьми новых земель?

Географические открытия проложили дорогу в новые земли. Люди заселяли и осваивали многочисленные острова и целые материки. Планета казалась огромной, а ее богатства - безграничными. Не было и речи о том, чтобы бережно к ним относиться. Это привело к печальным экологическим последствиям: облик многих районов Земли, особенно островов, изменился до неузнаваемости. На них почти исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных.

Вопрос 4. К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных и природе веществ?

Человек упорно искал эффективное средство борьбы с сорняками и вредителями. Развитие науки химии дало ему в руки такое средство - ядохимикаты. Люди начали широко их применять, но затем обнаружили, что эти вещества губят все живое, да к тому же чрезвычайно опасны и для самого человека.

Между тем в химических лабораториях «рождались» не только ядохимикаты, но и огромное количество других веществ, которых никогда не было в природе. Эти вещества и изделия из них (стиральные порошки, лаки и краски, лекарства, пластиковые пакеты, бутылки и многое другое), попадая в окружающую среду, загрязняют ее. Оказываясь в почве, они не разрушаются микроорганизмами.

Вопрос 5. Чем опасны радиоактивные отходы?

Развитие промышленности привело также к загрязнению воздуха, воды, почвы отходами производства. Особенно опасны радиоактивные отходы. Название «радиоактивные» образовано от латинских слов «радиаре» - «излучать, испускать лучи» и «активус» - «деятельный». Это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи. Их нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни. У человека, подвергшегося облучению, дети тоже могут родиться больными. Причем многие радиоактивные вещества «живут» в окружающей среде очень долго: одни - несколько лет, другие - тысячи лет! Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного или ядерного, оружия, а также при работе атомных электростанций. В 1986 г. на одной из таких станций - Чернобыльской (Украина) - произошел взрыв. При этом в воздух было выброшено очень много радиоактивных веществ. Ветер разнес их на огромные расстояния. Эти вещества попали в почву, в водоемы. В результате Чернобыльской аварии большие территории подверглись радиоактивному загрязнению. Тысячам людей из особо загрязненных районов пришлось переселиться в другие места. Многие заболели, умерли.

Вопрос 6. Перечислите важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.

Важнейшими экологическими проблемами являются:

сохранение многообразия живого на планете;

уничтожение лесов;

опустынивание;

загрязнение различными видами отходов.

Вопрос 7. Рассмотрите рисунок на странице 157 учебника (внизу), на котором художник изобразил озоновые дыры. Определите, над какими участками земного шара они образовались.

Озоновые дыры образовались над Антарктидой, позднее ученые обнаружили истончение озонового слоя и над Арктикой.

Вопрос 8. Предложите и обсудите в классе способы решения важнейших экологических проблем, о которых рассказано в учебнике.

Предотвращение озоновых дыр

Вопрос 9. Оцените возможность своего собственного участия в решении экологических проблем. Какие ваши действия могли бы помочь сохранению живого на планете, защите окружающей среды от загрязнений, решению других проблем.

Прежде всего нужно начать с самого себя. Не стоит выбрасывать мусор в лесах, на берегу реки или озера. Стараться поддерживать порядок на своем рабочем месте и у себя дома. Не ломать ветки деревьев, не уничтожать мелких животных и насекомых.

Вопрос 10. Познакомьтесь с материалом учебника о кислотных дождях, истощении озонового слоя, парниковом эффекте. Какие меры борьбы с этими опасными явлениями вы можете предложить?

Как бороться с кислотными дождями?

Бороться с самими осадками практически невозможно. Выпадая на огромных территориях, кислотные дожди наносят значительный ущерб, и конструктивного решения этой проблемы нет.

Другое дело, что в случае с кислотными дождями критически необходимо бороться не с последствиями, а с причинами такого явления. Поиск альтернативных источников добычи энергии, экологически безопасный автотранспорт, новые технологии производства и технологии очистки выбросов в атмосферу – неполный список того, чем обязано озаботиться человечество, чтоб последствия не приобрели катастрофический характер.

Предотвращение озоновых дыр

Российские физики предложили уничтожить сам источник разрушения озона, организовать глобальную очистку атмосферы от фреонов, воздействуя на нее микроволновым разрядом. Для этого можно использовать микроволновые пушки, выпускаемые оборонной промышленностью. Предлагается и такой вариант - получить озон искусственно. Для этого уже разработаны методы, которые с помощью электромагнитного излучения, электрических разрядов, лазерного излучения, в результате фотодиссоциации кислорода будут способствовать образованию озона.

Разработано воздействие на стратосферу в районе озоновой дыры в Антарктиде с применение этана и пропана, которые будут связывать атомарный хлор, разрушающий озон, в пассивный хлористый водород. Все это, в конечном счете, даст возможность уничтожить озоновые дыры в околополярных областях и сохранить озоновый экран, а значит, и земную цивилизацию.

Методы борьбы с глобальным потеплением

Предлагаются два основных метода борьбы с глобальным потеплением: радикальное сокращение выбросов в атмосферу и геоинженерные методы. На сегодняшний день совершенно непонятно, что более реально сделать: сократить выбросы или ускорить развитие биоинженерных методов, хотя на данный момент нет ни одного удачного метода их применения. При этом путь радикального сокращения выбросов уже доказал свою нереалистичность.

Вечная мерзлота как источник парниковых газовВечная мерзлота как источник парниковых газовГеолог Елизавета Ривкина о запасах метана в вечной мерзлоте и увеличении среднегодовой температурыПодписанный в 1997 году Киотский протокол строился на различных сценариях. Но на данный момент мы уже перевыполнили самый пессимистичный из предложенных сценариев. В первую очередь это связано с ускоренным развитием стран третьего мира и прежде всего Китая. Если в 1990-е годы экономическое развитие КНР шло в русле сценария Киотского протокола, то в 2000-е годы темпы экономического развития Китая резко возросли. Китаю понадобились дополнительные энергетические ресурсы, которые они смогли найти только в собственном угле. А уголь - самый крупный поставщик CO2 на единицу продукции, поэтому мы и не смогли удержаться в рамках заданных сценариев. Сейчас, когда Киотский протокол потерпел фиаско, мы оказались в растерянности: оказалось, что мы не можем договориться между собой. На данный момент вместо Киотского протокола существует только Копенгагенский аккорд, то есть добровольные обязательства стран по контролю за выбросами, но этот документ даже не принят на официальном уровне, и, даже если эти обязательства будут соблюдаться, это все равно кардинально не изменит ситуацию.

Второй путь - это биоинженерные методы. Одним из этих методов является закачка CO2 в шахты. Такие установки уже создаются, но пока ни одна из них не заработала. В 2009 году был проведен другой эксперимент - была предпринята попытка увеличить биопродуктивность океана, с тем чтобы фитопланктон вбирал в себя «лишний» углекислый газ из атмосферы. Был найден участок в океане со сниженной продуктивностью из-за дефицита растворенного железа, где и был проведен эксперимент. Однако он провалился: после того как было добавлено растворенное железо, началось бурное развитие фитопланктона; по расчетам ученых, планктон должен был уходить на дно, но этого не произошло, вместо этого он пошел по пищевым цепочкам, и эффект оказался нулевым. Существуют также и экзотические методы, например увеличение отражательных способностей стратосферы с помощью специальных аэрозолей.

Вопрос 11. Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве России используется до 100 тысяч тонн ядохимикатов. Установлено, что около половины этого количества смывается в водоемы. Сколько тонн ядохимикатов попадает ежегодно в водоемы нашей страны? Как вы думаете, какое воздействие это оказывает на природные сообщества водоемов? Сказывается ли это на здоровье людей?

Ежегодно в водоемы попадает 50 тыс. тонн ядохимикатов, это безусловно оказывает плохое воздействие на природное сообщество водоемов, ведь все их обитатели будут заражены. Конечно это сказывается и на здоровье людей, ведь эту воду мы возможно и будем пить,а та рыба из этих водоемов возможно попадет на наш стол.

Вопрос 12. Подготовьтесь к дискуссии на тему «Мусоросжигающие заводы: за и против».

Мусоросжигательным заводом принято называть любое предприятие, перерабатывающее твердые бытовые отходы путем их термического разложения.

Утилизация отходов на всех МСЗ происходит примерно одинаково. Привезенные отбросы собираются в мусороприемник, емкость которого должна быть довольно большой, чтобы вмешать в себя объем отходов за несколько дней. Правильный бункер имеет округлую форму, облегчающую его очистку, и мощную систему откачки воздуха, предохраняющую от образования неприятного запаха и, что более важно, взрывчатых смесей. Также необходимы два разгрузочных крана для обеспечения непрерывной работы сжигателя.

Сжигатель – «сердце» завода, здесь происходит утилизация отходов, точнее их высокотемпературное разложение. Технологии сжигания мусора различаются по типу печей, в которых происходит сжигание, но процесс всегда заканчивается отправкой разогретых газов в теплообменник, где их используют для получения пара и электроэнергии. Именно на этой стадии образуются диоксины, очень опасные для здоровья и жизни человека. Далее следуют очистные сооружения – самая значимая часть всего предприятия. Их цена может превышать половину стоимости всего завода, поэтому на них всегда пытаются сэкономить.

Плюсов, как и минусов, в работе МСЗ немало. Основное их достоинство – снижение затрат на вывоз мусора и его захоронение за чертой города, ведь многие предприятия находятся либо на окраинах мегаполисов либо рядом с ними. Также заводы позволяют утилизировать значительное количество отбросов, на разложение которых в противном случае потребовались бы столетия.

Недостатки подобной технологии утилизации ТБО известны всем – это крайне негативное воздействие на окружающую среду, в том числе и на здоровье человека. Сам завод, естественно, не несет опасности, а вот токсичные газы, тяжелые металлы, углекислый газ и дисперсионная пыль, попадающие в воздух, способны уничтожить все живое.

Предприятия, функционирующие в нашей стране со времен Советского Союза, не могут похвастаться отсутствием вредных выбросов. Многие из них морально устарели, а некоторые даже не подлежат модернизации. Современные МСЗ – это высокотехнологичные комплексы, использующие все передовые достижения науки и соответствующие высочайшим стандартам экологичности.

Обойтись совсем без подобных предприятий вряд ли возможно, но снизить их количество реально. Уже сегодня утилизация отходов посредством сжигания во многих цивилизованных странах сведена к минимуму. В Японии, например, практически сто процентов мусора подвергается вторичной переработке.

Если во всем мире вывоз мусора перестанет осуществляться бездумно и бесконтрольно, то нам удастся сохранить планету чистой для потомков.

Тест по биологии на тему: "Как человек изменил Землю?" ,предназначенный для учеников 5 класса, разработан с учетом федеральных государственных образовательных стандартов (второго поколения). Разработка позволяет проверить знания и умения пятиклассников и соотнести их с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для основной школы. Задания могут использоваться при работе с любым учебником биологии для 5 класса, входящим в Федеральный перечень учебников и учебных пособий, а также для дистанционной проверки знаний учеников.

Просмотр содержимого документа
«Тест по биологии на тему: "Как человек изменил Землю?" (5 класс)»

Как человек изменил Землю.

Вариант 1.

А1.Отрицательное значение скотоводства для природы заключается в

А2. Вред природе от ядохимикатов, которые изобрел человек, заключается в том, что они

А3.Использование ядерного оружия приводит к

А4.Кислотные дожди образуются в результате

А)Увеличение поголовья домашнего скота благотворно влияет на состояние пастбищ.

Б)Уменьшение толщины озонового слоя особенно заметно над Антарктидой.

Б2.Выберите три верных ответа. Вредное воздействие человека на природу привело к образованию

Как человек изменил Землю.

Вариант 2.

А1.Широкое распространение на территории России колорадского жука связано с

А2. Отрицательное значение распашки новых земель для природы Земли заключается в

А3.Озоновый слой атмосферы разрушают

А4.Парниковыый эффект приводит к

Б1.Верны ли следующие утверждения?

А)Производство новых химических веществ загрязняет окружающую среду.

Б)Парниковый эффект влияет на изменение климата на Земле.

Б2.Выберите три верных ответа. Загрязнение окружающей среды вызывают

Б3.Закончите предложения, используя слова из словарика.