Аналитический обзор публикаций на тему. Литературный обзор в кандидатской диссертации. Аналитический обзор научных статей

Технология подготовки аналитического обзора как средства представления

результатов исследования

    Сущность аналитического обзора

    Состав стадий и этапов формализованного составления аналитического обзора

    Подготовительная стадия составления аналитического обзора

    Основная стадия составления аналитического обзора

    Заключительная стадия составления аналитического обзора

Сущность аналитического обзора

Наиболее древним и распространенным способом поиска новых решений является непроизводительный метод проб и ошибок, основанный на переборе различных вариантов без определенного системного подхода. Альтернативой этому служат аналитические методы, связанные с выявлением новых объектов, их аспектов, новых проблем и способов их решения на основе информационного анализа и синтеза. Именно это составляет сущность профессиональной деятельности информатика-аналитика, призванного производить всесторонний анализ отдельных сторон, свойств, составных частей объекта исследования, осуществлять аналитические рассуждения, порождая при этом новую информацию и предлагая нетрадиционные подходы, способы решения выявленных проблем. При этом должно происходить уменьшение интеллектуальных, трудовых, финансовых, материальных и т. п. затрат.

Аналитическая деятельность является разновидностью интеллектуальной деятельности, которая характеризуется преобладанием творческих процедур, позволяющих порождать новую информацию, выявлять новые проблемы или их аспекты, предлагать нетрадиционные способы их решения.

Результатом аналитической деятельности является подготовка информационно-аналитических продуктов, к которым относятся аналитические справки, аналитические доклады, аналитические обзоры, аналитические отчеты, аналитические прогнозы, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки, экспертные заключения, патентные заключения, информационные модели, описание объектов предметной области и т. п.

В основе создания информационно-аналитических продуктов лежит использование таких методов, как информационный анализ, информационный синтез, моделирование (информационное, структурно-лингвистическое, библиометрическое, наукометрическое, имитационное, гносеологическое, вербальное, инфометрическое и др.), экспертиза (патентная, лицензионная, информационная, нормативно-правовая, экологическая и т. п.), прогнозирование, диагностика, информационно-аналитический мониторинг.

В практике научных исследований и проектных разработок важнейшее место занимают аналитические обзоры, обеспечивающие многоаспектную, обоснованную характеристику изучаемой предметной области (проблемы). Аналитический обзор является важнейшей составной частью курсовой работы, курсового и дипломного проектов, выполняемых студентами, обучающимися по специальности «Прикладная информатика (по областям)».

Аналитический обзор –это результат аналитико-синтетической переработки совокупности доку­ментов по определенному вопросу (проблеме, направлению), содержащий систематизированные, обобщенные и критически оцененные сведения.

Целью аналитического обзора является интерпретированная ориентация конечных пользователей в информационном потоке по конкретному направлению (проблеме). В зависимости от выполняемой функции аналитические обзоры подразделяются на:

Обзоры-обоснования, в которых дается оценка состояния исследуемого вопроса с обоснованием необходимости решения выявленной проблемы, а также с набором и сопоставительной оценкой путей и методов ее решения;

Итоговые обзоры, в которых дается оценка исследуемого вопроса с характеристикой достигнутого уровня, а также имеющихся на данный момент в изучаемой сфере нерешенных проблем;

Прогностические обзоры, в которых дается оценка состояния и определяются перспективные пути развития исследуемой предметной области на основе аргументированной оценки существующей ситуации, а также тенденций и темпов ее изменения.

Аналитический обзор научных источников должен полно и систематизированно, на основе современных научных источников раскрыть состояние вопроса, которому посвящена данная работа. Собранные материалы могут быть изложены в хронологическом порядке или скомпонованы по логическому принципу.

Предметом анализа в обзоре должен стать анализ достижений в исследуемой об­ласти. Аналитический обзор обычно заключается в изложении концепций различ­ных авторов, касающихся предмета исследования. Аналитический обзор может включать:

· перечень основных вопросов, которые рассматривались исследователями при изучении данной проблемы;

· информацию о том, кто и когда занимался данной проблемой;

· описание основных концепций;

· общую характеристику основных методов исследования проблемы;

· обзор основных эмпирических исследований, посвященных данной проблеме.

Распространенной ошибкой является простое перечисление различных теорий и концепций без их анализа и систематизации.

Собранные материалы могут быть изложены в хронологическом порядке или скомпонованы по логическому принципу [Куликов, 2002].

Хронологический принцип предполагает последовательное изложение мате­риала в порядке возникновения теорий и концепций. Хронологический принцип может быть полезен, когда важно провести исторический анализ проблемы, про­следить особенности ее развития в науке. Особенно важно это в случае историко-психологического исследования. В этом случае можно опираться на сле­дующий ряд вопросов.

1. Кто впервые обратился к изучению данной проблемы?

2. Какие проблемные вопросы ставили перед собой исследователи? Как изме­нялся круг вопросов с течением времени?

3. Как развивались эмпирические исследования в данной области? (Проследить линию развития исследований с опорой на классиков и ведущие психологические школы).

5. Какие противоречия существовали во взглядах представителей различных школ или у отдельных исследователей и как они разрешались?

6. Состояние проблемы на настоящий момент времени.

Хронологическая форма изложения материала также может быть удобна, когда проблема мало разработана и существует ограниченное число исследований по интересующей автора теме.

Однако хронологический метод не рекомендуется, если тема, выбранная для работы, представлена многочисленными исследованиями, которые сконцентриро­ваны в ограниченном временном промежутке, если существует множество част­ных взглядов на проблему и противоречивых подходов к ее исследованию. В этом случае предпочтителен логический метод изложения материала, который позво­лит систематизировать разнообразную и разрозненную информацию [Куликов, 2002; Мельникова, 2009].



Логический принцип построения обзора источников заключается в груп­пировке подходов , концепций, эмпирических исследований различных авторов в соответствии с основными вопросами, характеризующими исследуемую область. Полезно выделить и прописать эти основные вопросы уже в начале первой главы, чтобы обозначить линию теоретического анализа. В качестве таких вопросов могут выступать.

1. Определение основных понятий, существенных для понимания явления.

2. Феноменология явления (проявления, внешние отличительные признаки).

3. Структура явления (составляющие элементы и связи между ними).

4. Функции явления (назначение, для чего служит).

5. Динамические аспекты явления (формирование и развитие).

6. Виды, формы явления (существующие классификации).

7. Место среди других психических явлений.

8. Прикладной аспект (практические технологии, касающиеся изучаемого яв­ления) [Андреев, 2004; Куликов, 2002].

Автор работы может остановиться на тех вопросах, которые больше его инте­ресуют, наиболее актуальны, согласуются с целью исследования. По каждому из выбранных для анализа вопросов излагаются, независимо от времени их возник­новения, подходы, концепции и, при необходимости, эмпирические исследования. Позиции разных авторов сравниваются, сопоставляются, отмечаются общие тен­денции, точки рассогласования, противоречия во взглядах.

В большинстве случаев аналитический обзор, построенный по логическому принципу, пред­почтителен.

Теоретическое исследование



Теоретическое исследование − одна из са­мых сложных форм исследовательской деятельности. Для более сложных работ, в особенности магистерских диссертаций, недостаточно простого аналитического обзора научной литературы. Качественно выполненная магистерская диссертация предполагает самостоятельное авторское теоретическое исследование. Основу теоретического исследова­ния составляет проблемный анализ, а итогом его является собственный подход к разрешению проблемы и его обоснование. В целом теоретическое исследование должно продуцировать новое знание, полученное логическим
путем.

Теоретическое исследование может представлять собой:

Теоретическую разработку какого-либо понятия из изучаемой области (например, понятия «эмоциональный интеллект» и его взаимосвязей с другими психологическими феноменами);

Обоснование нового взгляда на изучаемое явление или нового подхода к его исследованию (например, проблема места когнитивных проявлений в структуре интегральной индивидуальности);

Создание теоретической модели явления (например, отражающей структуру психологического пространства и времени индивидуальности, структуру коммуникативной активности и др.);

Создание новой классификации явлений;

Классификацию методов исследования по теме;

Разработку и обоснование структурной модели, лежащей в основе какой-либо диагностической методики (например, структуры диагностики психологического здоровья старшеклассников);

Разработку и обоснование принципов коррекционной, развивающей или обу­чающей программы.

Теоретическое исследование начинается с постановки пробле­мы. Часто такое исследование предваряется литературным обзором, в конце кото­рого уже обозначены основные проблемы, далее выбирается одна из них. Что может служить индикатором существования проблемы:

Существуют «белые пятна» − неизученные или мало изученные вопросы;

Имеют место противоречивые концепции, рассогласования в понимании яв­ления, противоречивые эмпирические данные;

Существуют методологические сложности при изучении явления;

Отсутствует необходимый инструментарий;

Исследования не имеют практического выхода.

Теоретическое исследование должно претендовать на новизну. Поэтому важно, чтобы в его основе лежала «сильная» идея. Признаки «хорошей идеи проявляются в том, что она [Мельникова, 2009]:

1)углубляет, расширяет теоретические знания;

2) дает более простое объяснение известному явлению;

3) позволяет построить теоретическую модель явления;

4) дает ключ к разрешению какого-нибудь противоречия;

5) позволяет создать «красивую» практическую технологию;

6) открывает возможности для дальнейших исследований.

Целью эмпирической части, сопровождающей теоретическое исследование, может быть доказательство собственной концепции, апробирование разработан­ной модели или сбор эмпирической информации в соответствии с новым подходом.

Обоснование выбранного направления работы должно показывать его преимущества по сравнению с другими возможными решениями проблемы. Необходимо дать оценку принятому направлению исследования с точки зрения его эффективности как научной, так и практической. Обоснование цели ВКР и рабочей гипотезы должны опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре, с учетом конкретных условий проведения научно-исследовательской работы.

Обоснование выбранного направления (цели) работы не следует подменять обоснованием ее целесообразности (необходимости) самой работы.

С каждым годом в тепличных предприятиях все большее внимание уделяется качественному поддержанию микроклимата. Правильно выбранная технология поддержания микроклимата - одна из важнейших составляющих, позволяющих повысить урожайность. А эффективное использование энергоресурсов - дополнительная возможность существенно уменьшить себестоимость производимой продукции. Современная автоматизированная система управления микроклиматом должна поддерживать не только заданный режим, но и максимально эффективно использовать возможности исполнительных систем.

Микроклимат- это комплекс метеорологических условий в помещении. В тепличных помещениях она определяется тремя основными параметрами: влажностью почвы, температурой окружающего воздуха и степенью освещения внутреннего пространства.

Влажность почвы - это количество влаги в почве, выраженное в процентах от ее веса или объема. Динамика изменения веса почвы определяет водный режим почвы и оказывает огромное влияние как на ход биологических процессов в ней, так и на обеспечение растений водой и, как следствие, на создание урожая. Динамику веса характеризуют следующие свойства: влагоемкостъ (способность удерживать определенное количество влаги), водопроницаемость (способность пропускать сквозь себя воду), водоподъемность (способность поднимать воду по волосным промежуткам между частичками почвы), испаряемость влаги и гигроскопичность почвы. В практике почву называют сухой, если она не пылит, но при сдавливании рукой кажется сухой (10- 15%); свежей, если при сдавливании она оставляет след влаги (20-30%); сырой, если при этом она выпускает воду каплями (31- 50%); мокрой если почва выпускает влагу без всякого давления. Наиболее благоприятная для возделывания растений В. п. (в практике ее отождествляют со свежей почвой) создается правильной обработкой почвы, снегозадержанием и орошением. Различают абсолютную (в % к ее массе) и относительную (отношение абсолютной влажности к полевой влагоемкости почвы, %) влажность. Абсолютная влажность почвы определяется после взвешивания ее проб (в алюминиевых биксах) в сыром и сухом (после сушки при 105 - 110° до постоянной массы) состоянии по формуле.

Процесс фотосинтеза - важнейший фактор в жизни растений. От него зависит скорость роста и урожайность. Источником энергии для фотосинтеза является свет, поэтому, приступая к сборке теплицы защищённого грунта, нужно продумать оптимальное её расположение, позволяющее использовать естественное освещение максимально эффективно. Различают естественное и искусственное освещение. Естественное- это освещение в течении светового дня солнечным светом, а искусственное- это освещение искусственными источниками света в темное время суток, или при недостаточном солнечном свете. Интенсивность света, падающего на определенную плоскость, измеряется в единице «люкс». Летом в солнечный полдень интенсивность света в наших широтах достигает 100 000 люкс. Во второй половине дня яркость света снижается до 25000 люкс. Минимальное количество света, которое требуется для выживания каждому растению, составляет приблизительно 500 люкс. При более слабом освещении оно неизбежно погибнет. Для нормальной жизни и роста даже неприхотливым растениям с небольшой потребностью в свете необходимо как минимум 800 люкс.

Температура в теплице в среднем должна составлять от +16 до 25 градусов, а ночью спадать не более, чем на 5-8 градусов. Ниже нормы температура станет замедлять темп роста растений, да и более высокая температура неблагоприятна - ведь она стимулирует разрастание зеленой массы, от чего сразу пострадает урожайность растений и качество самих плодов в теплице. Буквально 1-2 лишних градуса тепла - больше половины растений начинают чахнуть. Днем, в зависимости от вида овощей, оптимальная температура для теплицы -- 16-25°С, ночью же - на 4-8°С меньше. Кроме того, скорость роста растений прямо пропорциональна температуре, и увеличение температуры на 10 градусов соответственно увеличивает скорость самого роста. Но важно помнить, что чрезмерное повышение температуры (например, свыше 40 градусов) способно вызвать угнетение и гибель зелени. Для почвы же оптимальная температура -- 14-25°С, а вот снижение ее до 10°С приведет к фосфорному голоданию растений. Но и повышение до 25-28°С может, в свою очередь, вызвать затруднение всасывания корнями влаги, из-за чего растения могут увянуть от засухи даже на достаточно влажной почве.

Все эти моменты, очень важные для любого растения и любого садовника, довольно тяжело отслеживать самому. В таких случаях на помощь и приходят такие устройства, примером которых служит мой датчик.

В настоящее время ведется активная модернизация теплиц, связанная с повышением количества исполнительных систем: разделение контуров, модернизация форточной вентиляции, установка систем зашторивания, установка вентиляторов. И чем больше исполнительных систем имеет теплица, тем важнее для нее выбор критерия, определяющего стратегию поддержания микроклимата. Например, одним из наиболее популярных критериев управления является экономия теплоресурсов. В данном случае целесообразнее активно использовать нижние контура обогрева, т.к. они меньше всего отдают тепла внешней среде. Другой подход к выбору критерия предполагает поддержание температуры у точки роста выше, чем у корней растения и тем самым подразумевает активное использование верхних контуров обогрева. Еще один критерий управления основывается на том, что нижний контур должен поддерживать в корневой зоне постоянную температуру, так называемый оптимум, и лишь при исчерпанных ресурсах других исполнительных систем отклоняться от него.

Опыт внедрения автоматизированных систем управления показывает, что на этапе проектирования системы достаточно сложно выбрать единый критерий управления. Поэтому в системе управления должна существовать возможность оперативно задать критерий во время эксплуатации, причем методы его задания должны в наглядной форме отражать агрономические, экономические и теплотехнические требования, предъявляемые к системе.

Таким образом, современная система управления должна позволять задать не только один из вышеперечисленных критериев управления или их комбинацию, но и любой другой возникающий в процессе производства, предоставляя агроному-технологу широкие возможности в выборе метода поддержания температурно-влажностного режима в теплице.

Активная аналитическая работа накопить большой материал по методологиям выбора критерия управления. На основе этого материала разработчики системы провели модернизацию программного обеспечения, позволяющую в удобной таблично-графической форме задать практически любую стратегию поддержания микроклимата. На основе этой таблицы компьютером принимается решение о распределении управляющих воздействий среди исполнительных систем.

Новая страница 1

Работа по сбору информации может ограничиваться передачей информации руководителю, но перед секретарем-референтом может быть поставлена и более сложная задача: провести анализ информации и подготовить аналитический обзор. Аналитический обзор (реферат) - сокращенное изложение содержания первичных документов с основными фактическими сведениями и выводами. Аналитические обзоры составляются на основании книг, статей, газетных и журнальных публикаций, управленческих документов и других источников информации.

Составление аналитического обзора необходимо для того, чтобы руководитель мог быстро, не затрачивая много времени, получить исчерпывающую информацию по проблеме. Поэтому главное требование, предъявляемое к аналитическому обзору, звучит так: вся информация должна быть представлена в сжатом и систематизированном виде .

Работа над аналитическим обзором начинается после того, как изучена литература и собран фактический материал. Первым ее шагом является составление плана, в котором определяется последовательность изложения материала. План помогает лучше продумать структуру аналитического обзора, определить, какие разделы оказались перегруженными материалом, где его недостаточно, какие вопросы следует опустить и т.д. Составление плана помогает избежать ошибок в построении текста.

Хороший аналитический обзор должен содержать ответы на следующие вопросы: кто совершал, что, где, когда и с какой целью совершалось. В нем должно содержаться как можно больше конкретной информации, имеющейся в исходных информационных материалах. Если аналитический обзор составляется на основании управленческих документов, в нем необходимо акцентировать внимание на новых сведениях и определить, насколько целесообразно обращаться в дальнейшем к самому документу.

В начале аналитического обзора помещается перечень первичных источников информации, на основании которых он составлен. Если аналитический обзор составлен на основе книг, статей, газетных или журнальных публикаций, то собственно аналитическому обзору предшествует библиографическое описание реферируемых документов в соответствии с требованием ГОСТ 7.1-84 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления". Если аналитический обзор составляется на основании законодательных, иных нормативных правовых актов, управленческих документов, перед текстом помещается перечень использованных документов с указанием наименования каждого документа, издавшего его органа, заголовка к тексту, даты и регистрационного номера. Перечисление источников информации может опускаться, если исходные книги или копии документов прилагаются к аналитическому обзору.

Аналитический обзор должен иметь заголовок, который может отличаться от заглавия реферируемого документа, если:

· аналитический обзор составляют не на языке реферируемого документа;

· аналитический обзор составляют на часть документа (в этом случае заголовок отражает содержание реферируемой части документа);

· заголовок документа не отражает содержания документа или аналитического обзора;

· аналитический обзор составляется на основании нескольких источников.

Аналитические обзоры составляются по определенной схеме: тема, предмет (объект), характер и цель работы, метод проведения работы.

Заголовок и сведения, имеющиеся в библиографическом описании, не должны повторяться в тексте. Следует избегать лишних вводных конструкций (автор статьи рассматривает... и т.п.). Исторические справки, если они не составляют основное содержание реферируемого документа, описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения в аналитическом обзоре не приводятся.

В начале аналитического обзора, если это требуется, следует поместить ключевые слова - элементы информационно-поискового языка. Для этого из текста реферируемого документа выбирают от 5 до 15 слов или словосочетаний, наиболее точно передающих содержание документа. Ключевые слова должны обеспечить возможность поиска аналитического обзора в автоматизированной информационной системе. Ключевые слова записывают в именительном падеже прописными буквами в строку через запятые.

Текст аналитического обзора начинается с изложения сути вопроса, затем раскрываются его конкретные или частные стороны. В обзоре может даваться описание методов выполнения работы. Его целесообразно проводить в том случае, если эти методы представляют особый интерес в рамках темы аналитического обзора. Широко известные методы только называются. Если в аналитическом обзоре приводят конкретные данные, то указывают источники этих данных и характер их получения и обработки.

Приводя основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты, следует отдавать предпочтение новым и проверенным фактам, результатам долгосрочного значения, открытиям, важным для решения практических вопросов. Если в исходных информационных материалах имеются новые сведения, выходящие за пределы основной темы, о них также можно упомянуть в аналитическом обзоре.

Выводы (оценки, предложения), содержащиеся в источниках, также следует отразить в аналитическом обзоре и указать область их применения.

Если в документе отсутствует какая-либо часть (методы, выводы, область применения), то в аналитическом обзоре ее опускают, сохраняя последовательность изложения.

В аналитическом обзоре допускается излагать содержание документа с большей или меньшей детализацией. Если составляется краткий аналитический обзор, ограничиваются основной темой и результатами, изложенными в реферируемом документе.

Аналитический обзор должен быть лаконичным и точным. Следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку реферируемых документов, избегать сложных грамматических конструкций.

В аналитическом обзоре следует применять стандартизованную терминологию, избегать непривычных терминов и символов, а если без них обойтись нельзя, разъяснять их значения при первом упоминании в тексте. Термины, отдельные слова и словосочетания, названия организаций и должностей допускается заменять официально принятыми аббревиатурами и общепринятыми текстовыми сокращениями, смысл которых понятен из контекста.

Формулы в аналитическом обзоре приводятся в том случае, если без них невозможно передать содержание и если они отражают итоги работы, описанной в реферируемом документе. Формулы облегчают понимание изложенного.

Допускается включать в аналитический обзор иллюстрации и таблицы, если они помогают раскрыть содержание документа и сокращают объем текста.

Если реферируется источник на иностранном языке, фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие имена собственные в тексте аналитического обзора приводят на языке оригинала. Допускается записывать иностранные имена собственные буквами русского алфавита в соответствии с существующими правилами транслитерации или приводить их в транскрибированном виде. Для этого нужно использовать таблицу соответствия букв русского и латинского алфавитов (косой чертой отделены другие варианты записи), рекомендованные международной службой связи*:

Русские

Латинские

Русские

Латинские

J/ZH

СН

SC/SHCH

* Транслитерация не предусматривает передачу знаков "ъ" и "ь", кириллические буквы "э" и "е" передаются одним знаком, для передачи буквы "и" рекомендуется использовать латинскую букву "i".

Все географические названия в аналитическом обзоре приводятся в соответствии с новейшим изданием "Атласа мира" Главного управления геодезии и картографии. При отсутствии данного географического названия в "Атласе мира" его приводят на языке оригинала или на языке реферируемого документа.

В аналитический обзор можно включать и иные сведения, представляющие интерес для тех, кому адресован аналитический обзор (название организации, в которой выполнена работа, сведения об авторе первичного документа, ссылки на ранее опубликованные документы и т.п.). Если в первичном документе допущены ошибки или имеются противоречия, в дополнительных сведениях следует поместить соответствующие примечания.

Объем аналитического обзора определяется содержанием документа, количеством сведений и их научной ценностью или практическим значением. Тем не менее существуют общие рекомендации по их объему при публикации в специальных изданиях. Средний объем текста аналитического обзора составляет (в печатных знаках): 500 - для заметок и кратких сообщений; 1000 - для большинства статей, патентов; 2500 - для документов большого объема. При необходимости объем аналитического обзора может быть увеличен.

Требования к курсовым работам для студентов 5 курса

Специальностей: Начальное образование. Практическая психология. Логопедия. Специальная психология.

Структура курсовой работы

§ Титульный лист

§ Введение

§ Заключение

§ Библиографический список (15-20 источников)

§ Приложение

Введение

Наличие развёрнутого введения (2-3 листа машинописного текста) – обязательные требования к курсовой работе. Введение должно ясно, чётко определять суть или концепцию темы и обосновывать е правомерность, актуальность.

Во введении обосновывается актуальность темы, намечается цель и ставятся конкретные задачи курсовой работы, выдвигается гипотеза научного исследования. Небольшой историографический образ может содержать оценку разрабатываемой проблемы с точки зрения её изученности, представленности в литературе, многосторонности и т.д.

Рекомендуется сформулировать свою оценку степени разработанности темы в изученной научно – исследовательской литературе, отразить значение данной проблемы в позитивном преобразовании действительности, а также высказать своё отношение к необходимости этих преобразований. От формулировки научной проблемы и доказательства того, что данная проблема ещё не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, необходимо перейти к формулировке цели исследования. Также необходимо узнать конкретные задачи исследования, которые предстоит решать в соответствии этой целью.

Цель исследования – научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Задачи исследования – это последовательные этапы организации и проведения исследования. Формулировка задач курсовой работы обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, разработать…, провести…). Одним из требований, предъявляемым к постановке и формулировке целей и задач исследований является чёткость, определённость, конкретность. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект исследования – та часть реального мира, которая познаётся, исследуется, преобразуется студентом, т.е. явление избранное для изучения.

Предмет исследования определяется целями и задачами исследования – изучение психических явлений с помощью экспериментальных методов (выявление зависимостей…, определение закономерностей…, выявление различий…, изучение…). Обязательным элементом введения является постановка гипотезы исследования.

Гипотеза – это научное предложение для объяснения каких – либо явлений, проверка которого требует веских оснований научного и практического характера.

Гипотеза должна соответствовать следующим требованиям:

Формулировка гипотезы должна быть максимально точной и сравнительно простой, не содержащей неопределённых, неоднозначно трактуемых терминов и понятий;

Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т.е. доказуемой экспериментальным путём;

Гипотеза должна объединять весь круг явлений, на которые распространяются содержащие в ней утверждения.

В результате проведённых исследований гипотеза может подтвердится или быть опровергнутой. Не следует боятся отрицательных результатов, не подтверждающих гипотезу, т.к. они тоже вносят свой вклад в научное познание. Во введении курсовой работы указывается методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала для достижения поставленной цели. Завершается введение изложением общих выводов о научной значимости темы, о степени её изученности и определяются те вопросы, которые требуют дальнейшего изучения.

База исследования – где проводились исследования, число испытуемых (20-30 чел.)

ГЛАВА 1

Аналитический обзор литературы по проблеме исследования

В главе «Аналитический обзор литературы» излагается суть проблемы, определяется авторская позиция студента. Название данной главы формулируется исходя из её содержания.

Например:

Проблема…в зарубежной и отечественной психологии

Теоретико – методологические аспекты проблемы…

Направления и подходы в изучении проблемы…

Параграфы, из которых состоит глава, должны иметь своё название, определяемое её названием. Так, например, содержание главы может быть разделено на следующие параграфы:

1.1. Определение…

1.2. Характеристики и составляющие…

1.3. Взгляды на природу…зарубежных и отечественных психологов.

Студенту необходимо проявить умение последовательно излагать особенности и проблемы при одновременном её анализе. Следует отдавать предпочтение главным, основополагающим фактам, позволяющим раскрыть суть поставленной проблемы, а не деталям, которые могут увести от целей, стоящих в курсовой работе. После изложения конкретного вопроса в конце каждого раздела следуют краткие выводы в порядке анализа проблемы.

Аналитический обзор литературы по теме в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. В конечном итоге данная глава должна отвечать на следующие вопросы:

- Что и с кем уже сделано по данной проблеме?

- Что не сделано?

- Почему это важно?

В конце главы полезно обобщить ранние сделанные выводы, где перечисляются основные положения первой главы.

ГЛАВА 2

| следующая лекция ==>
Оформление других частей работы |