Скупой человек щедрый. Народное творчество (Фольклор), Х. Зейналлы - Азербайджанские тюркские сказки. Скупой и щедрый

- Ты не поверишь, мой друг, как я не люблю денег отдавать!..
- Я не знаю, я ещё молод-с; а умные люди говорят, что скупость не глупость… (А.Н. Островский, «Лес»)

Алчность есть преступное желание чужого. (Цицерон)

Бедность - это такое состояние, при котором щедрость является добродетелью. (Альбер Камю)

Бережливость не хочет ничего расходовать по пустому, скупость вовсе ничего не хочет расходовать. (Леон Сэй)

Бескорыстным - иллюзии, корыстным - деньги, на которые можно купить иллюзии. (Джон Кеннеди)

Благородный в своей жизни должен остерегаться трёх вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости. (Конфуций)

Богатство не уменьшает жадности. (Саллюстий)

Быть щедрым - значит, давать больше, чем ты можешь; быть гордым - значит, брать меньше, чем тебе нужно. (Д.Х. Джебран)

Великая наша ошибка в том, что мы не знаем, где остановиться, что мы не примеряемся к своему положению и, благодаря ненасытной жадности, теряем всё, что имеем. (Э. Берк)
(По-нашему это звучит намного короче: «Жадность фраера сгубила»)

В молодости человек копит себе на старость, а состарившись, откладывает на похороны. (Лабрюйер)

В основе так называемой щедрости лежит тщеславие, которые нам дороже всего, что мы дарим. (Ларошфуко)

В требовании верности - жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберёт. (О. Уальд)

В чём смысл старческой скупости - не понимаю. (Цицерон)

Высшее богатство - отсутствие жадности. (Сенека)

Гнусное и бессмысленное занятие - без конца заниматься своими деньгами, находя удовольствие в их перебирании, взвешивании и пересчитывании! Вот, поистине, путь, которым в нас тихой сапой вползает жадность. (Монтень)
(Кто такой жадный человек? Это тот, который пересчитывает свои деньги каждый день. 🙂)

Говорят, что мы бедны лишь тем, на что заримся. Если это так, значит, честолюбец и скупец прозябают в страшной нищете. (Лабрюйер)

Губит мот своих наследников, а скупец - самого себя. (Лабрюйер)

Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупает ежедневно. (Д.Б. Шоу)

Добродетель бедняка - душевная щедрость. (Альбер Камю)

Добродетель женщин происходит часто от скупости их любовников. (Гораций)

Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить своё имущество, а только умерь свою жадность. (Гельвеций)

Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.
(Аристотель)

Жадного деньги возбуждают, но не насыщают. (Публилий Сир)

Жадность есть источник всего зла. (Латинская посл.)

Жадность и корыстолюбие есть величайшее чудовище и корень всякого зла. (Уильям Пенн)

Жадность - лучшее средство от женщин. (Народная мудрость)

Жадность свою не трать по мелочам. (Теткоракс)

Жадность - удел стариков, которые первую половину жизни отдали развлечениям, а вторую - карьере. (Сэмюэл Джонсон)

Жадный король сам играет свою свиту. (Теткоракс)

Жадный человек и жирная корова хороши лишь после смерти. (Шолом-Алейхем)

Заблуждение скупых состоит в том, что они считают золото и серебро благами, тогда как это только средства для приобретения благ. (Ларошфуко)

Истинно щедр тот, кто даёт из того, что принадлежит ему самому. (Сенека)

Когда в дверь входит жадность, счастье выходит в другую.
(Тайская посл.)

Когда добродетель исчезает, честолюбие захватывает всех способных к нему, а жадность - всех без исключения. (Монтескье)

Корыстная любовь подлее бескорыстной ненависти. (Теткоракс)

Кто имеет меньше, чем желает, должен знать, что он имеет больше, чем заслуживает. (Георг Лихтенберг)

Любовь способна извинить всё, кроме скупости. (Жорж Санд)

Люди ненавидят скупого только потому, что с него нечего взять. (Вольтер)

Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность. (Махатма Ганди)

Мы ничего не раздаём с такой щедростью, как советы.
(Ларошфуко)

Мы рождаемся бесстрашными, доверчивыми и жадными; и большинство из нас остаются только жадными.
(Миньон Маклофлин)

Неблагодарных гораздо меньше, чем полагают, ибо щедрых значительно меньше, чем думают. (Сент-Эвремон)

Не будь расточителен - не будешь и нуждаться. (Вальтер Скотт)

Неизменная скупость в похвалах - верный признак посредственного ума. (Вовенарг)

Не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность. (Монтень)

Обычный человек поест - и сыт,
А жадный взять побольше норовит.
Он, ненасытный, всё сгребает в рот,
Покуда смерть его не приберёт. (Баласагуни)
(Так сказал Баласагуни после того, как увидел наших туристов в Турции за шведским столом. 🙂)

Оденем нагих, обуем босых, накормим алчных, напоим жадных, проводим мёртвых - и заслужим небесное царство. (Русская посл.)

Одной рукой жни, другою сей! (Русская посл.)

Подарите ему весь мир, и он потребует ещё и оберточную бумагу. (Ж. Фалкенаре)

По-настоящему скупой человек это тот, кто пересчитывает свои деньги каждый день. (Теткоракс)

Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьёзность, щедрость души, искренность, усердие и доброта. (Конфуций)

Расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая своё - ты только себе вредишь. (Н. Макмавелли)

Расточительность и скупость - две болезни, текущие из одного источника и приводящие различными путями к одному концу. Голодная бедность мота встречается с голодным богатством скупца - и тут они равны. (Герцен)

Скряга близок к безумцу. (Гораций)

Скупец крадёт у своих потребностей ради обогащения своих фантазий. (Пьер Буаст)

Скупец изнуряет себя недоеданием, а мот - ненасытностью.
(Ф. Геббель)

Скупец после смерти тратит за один день больше, чем проживал за десять лет. (Лабрюйер)

Скупой всегда в нужде. (Гораций)

Скупой ничего не делает полезного, разве что когда умирает. (Публилий Сир)

Скупой платит дважды, женатый - всегда. (Геннадий Малкин)

Скупому все враги, а главный - он сам. (Публилий Сир)

Скупость благородна лишь в расходовании времени. (Сенека)

Скупость начинается там, где кончается бедность. (Бальзак)
(Необходимо только уточнить с какой именно стороны)

Скупость нередко приводит к самым противоречивым следствиям: многие люди приносят всё свое состояние в жертву отдалённым и сомнительным надеждам, другие же пренебрегают крупными выгодами в будущем ради мелочной сегодняшней наживы. (Ларошфуко)

Скупость - низменная и плачевная мания, которая не требует ни знаний, ни здравого рассудка, ни молодости; именно поэтому, когда чувства начинают нам изменять, она одна занимает место всех прочих страстей. (Вовенарг)

Скупость - это величайшее недоверие к обстоятельствам жизни, это старание уберечься от прихотей судьбы чрезмерной осмотрительностью. (Вовенарг)

Скупость - это постоянная бедность в страхе перед нищетой. (Бернар Клервоский)

Скупые люди сходны с ипохондриками, которые живут в постоянном страхе, повсюду видят опасности и боятся разбиться от прикосновения к чему-либо. (Гельвеций)

Скупых обжор нередко ждёт беда
На свадьбе, где бесплатная еда. (Туркменская посл.)

Сосед спать не даёт - хорошо живёт. (Русская посл.)

Только страх и корысть делают человека злым. (Гийом Рейналь)

То, что человек проматывает, он отнимает у своего наследника, а то, что скаредно копит, - у самого себя. Кто хочет быть справедливым к себе и другим, тот держится середины. (Лабрюйер)

Уважать следует того, кто щедр, а не того, кто может быть щедрым. (Макиавелли)

Умеренность - это богатство бедняков, алчность - бедность богачей. (Публилий Сир)

Умён тот, кто умеет держаться середины между скупостью и расточительством. (Лукиан)

Хуже всего скупой относится к самому себе. (Томас Фуллер)

Чем больше скупость, тем больше жестокость. (Петрарка)

Чем больше ты имеешь, тем с большей жадностью стремишься к тому, чего у тебя нет. (Александр Македонский)

Щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно. (Лабрюйер)

Щедрость у богатого часто есть лишь особого рода застенчивость. (Ницше)

Щедрый не замечает чужой жадности, а жадный рассказывает о своей щедрости. (К. Мелихан)

Щедрый, расточительный друг лучше скупых двух! (Теткоракс)

Щедрый человек - это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время. (Аристотель)

«Я стократ щедрей тебя», - похваляется иной,
А просители придут, повернётся к ним спиной. (Авиценна)

После этой ночи дочь везиря рассказала еще много сказок падишаху, и он долго жил с нею и перестал убивать девушек.

Скупой и щедрый

Жили-были два человека: один из них был скупой, а другой – щедрый. Подружившись, они вышли вместе в дорогу. У каждого из них было по чуреку. И вот в дороге они оба проголодались. Тогда скупой сказал щедрому:

– Давай сперва съедим твой чурек, а потом, когда проголодаемся, съедим мой.

Щедрый согласился на это. Съев чурек, они прошли некоторое расстояние и опять проголодались. И вот щедрый человек сказал скупому:

– Давай теперь съедим твой чурек.

Но тот ответил:

– Я не могу его отдать; если мы съедим мой чурек, я потом умру с голода.

И вот ночью он увидел, что пришли на мельницу медведь, волк и лисица. Лисица и медведь были очень веселы, волк же весьма печален. После того, как они некоторое время побеседовали между собой, медведь спросил лисицу:

– Лисичка-сестричка, чему ты так радуешься?

Лисица ответила:

– Отчего же мне не радоваться? На окраине такой-то деревни растет большое дерево, а под этим деревом находится клад. Когда бывает нужно, я иду, беру из этого клада драгоценности и трачу их. Теперь ты мне расскажи, отчего ты радуешься?

Медведь ответил:

– Вот на окраине того леса, который находится на горе, растет толстое дубовое дерево. Внутренность этого дерева выедена червями и полна медом. Как только я проголодаюсь, я иду и досыта наедаюсь этого меда.

После этого спросили волка:

– Братец-волк, отчего ты так печален?

Волк ответил:

– Как мне не быть печальным: уже три дня как я голоден. На окраине села пасется стадо. Но стадо сторожит огромный пес. Он всю ночь до утра ходит кругом стада. И из-за него я не могу унести ни одного барана. Странное дело, что нет никого, кто бы убил эту собаку. Между тем всякий, кто убил бы ее, получил бы большую пользу, ибо у царя есть дочь, которая вот уже сколько времени больна, и все врачи бессильны помочь ей. И если кто-нибудь убьет эту собаку и еще черного барана из этого самого стада и, смешав их мозги, даст съесть дочери царя, то та тотчас же выздоровеет. Царь же дал обет выдать свою дочь за того, кто ее вылечит. Но дело в том, что среди людей нет такого человека, который понял бы это и избавил бы меня от этой печали, т. е. от голода.

Щедрый человек услышал все до единого слова. И когда поутру животные ушли, он, выйдя из мельницы, пошел искать царя и, найдя его, дал ему знать, что он может вылечить его дочь. Обрадовавшись этому, царь вызвал к себе щедрого человека. Последний заявил, что если царь останется верен своему обещанию, то он, щедрый человек, исцелит его дочь. Царь изъявил согласие. Тотчас же щедрый человек отправился к стаду, а хозяин стада привел к нему ту самую собаку и черного барана. Убив их обоих и смешав их мозги, он дал их съесть дочери царя. И она тотчас же исцелилась. И в тот же час царь устроил свадьбу и выдал свою дочь за щедрого человека. После этого щедрый человек нашел клад, драгоценности и мед и, принеся их дочери царя, стал вести жизнь, полную удовольствий.

Спустя некоторое время в этот же самый город прибыл и скупой человек.

Увидев, что его товарищ достиг такого высокого положения, он спросил его, каким образом тот достиг этого. Щедрый человек ответил:

– В таком-то месте находится мельница. Ступай, проведи в этой мельнице одну ночь, и тогда ты узнаешь, каким образом достиг я такого положения.

Услышав эти слова, скупой человек отправился и, найдя ту самую мельницу, спрятался ночью в углу. И вот он увидел, что пришли сюда медведь, волк и лисица. Медведь и лисица были очень печальны, волк же был весел. Когда медведь спросил лису о причине ее печали, лисица рассказала, что клад ее унесен. Медведь же рассказал о том, что дубовое дерево срезано и мед, который был в нем, также унесен. Когда же после этого спросили волка, чему он радуется, тот ответил: – Собаку убили и мозгом ее вылечили дочь царя, теперь я каждый день беспрепятственно уношу из стада одного барана и с удовольствием съедаю его.

Тогда лиса сказала:

– Иначе кто же мог бы узнать нашу тайну? – ответил медведь.

– В таком случае давайте обыщем мельницу, – сказали все трое и начали обыскивать мельницу; нашли скупого и разорвали его на части. Низких людей всегда постигает такой конец.

Ленивый Ахмед

У одного падишаха было три дочери. Однажды он захотел погостить у своих дочерей. Сперва падишах сказал старшей дочери, что он со всеми везирями погостить у нее. Старшая дочь приготовила разного рода еду, комнаты, привела все в порядок. Падишах с везирями поели, попили и перед уходом падишах спросил у дочери:

– Откуда у тебя столько богатства?

Дочь ответила:

– Это все от твоего богатства.

Падишаху это очень понравилось, и он сказал:

– Спасибо, моя дочь!

На следующий день он известил свою среднюю дочь, что завтра вечером он будет в гостях у нее вместе с везирями. Она тоже привела все в порядок. Когда падишах с везирями поели и попили, падишах перед уходом спросил у дочери:

– Откуда у тебя богатство?

Она так же ответила:

– Это от твоего богатства.

Падишах сказал:

– Спасибо, моя дочь!

Младшая дочь узнала об этом, но, когда она, в свою очередь, получила извещение, она не подготовлялась, подобно старшим, сестрам, не украшала комнат и, когда пришел падишах с везирями, они ели то, что у нее нашлось. Перед уходом царь спросил:

– Откуда у тебя твое богатство?

Она ответила:

– Это все мне бог дал.

– Что значит, бог дал? Ты ешь и живешь на мои средства, а говоришь, что тебе бог дал!

Дочь сказала:

– И тебе также бог дал! Если бы бог не дал и тебе, нечего было бы есть и мне.

Было утро. Падишах хотел отрубить голову своей младшей дочери. Везири умоляли этого не делать, говоря: "Она же твоя дочь! Между падишахами твое имя затмится и потеряет величие". Везири сказали, что лучше выдать младшую дочь замуж за бедного человека, чтобы она умерла от голода. Падишах согласился. Нашли в городе одного бедного человека, который сидел у дороги, его звали ленивый Ахмед. У Ахмеда была старая мать, и жили они в маленькой хатке. Он был настолько ленив, что ел только тогда, когда прохожие клали ему какое-нибудь кушанье в рот; если же этого не делали, он оставался голодным.

Младшую дочь выдали за него замуж. Когда вечером она пришла к ленивому, – он оживился. Утром девушка дала ему рубль; Ахмед взял рубль и пошел на базар, там он встретился с купцом. Купец спросил его:

– Ахмед, откуда ты идешь?

Он сказал:

– Падишах выдал за меня замуж свою дочь; она мне дала рубль и сказала, чтобы я пошел на базар и купил то, что нужно, но с условием не менять рубля. Теперь я нахожусь в затруднении, не знаю, что делать!

Купец сказал ему:

– Пойдем ко мне, ты будешь у меня работать, ухаживать за моими мулами, и я тебе дам денег.

Ахмед пошел, вычистил конюшню и мулов. Еще до наступления вечера купец пришел и сказал ему:

– Завтра приходи и из этого песка сделай грязь и покрой им крышу.

Ахмед все это сделал, исполнил и все другие поручения купца. Купец дал ему большую тарелку плова и хлеба, разных вещей и денег. Таким образом он работал несколько дней У куода.

Однажды купец ему сказал:

– Я еду в далекий город и хочу тебя взять с собой.

Ахмед ответил:

– Я должен поговорить с женой; если она согласится, то поеду.

Он пошел к жене. Жена согласилась. Когда они были в дороге, у них не оказалось воды. По дороге им попался колодезь, они опустили в него ведро с веревкой, но ведро было пусто. Купец сказал:

– Кому-нибудь придется спуститься в колодезь, там кто-то нам воды не дает.

Пришлось Ахмеду спуститься. Купец обвязал его веревкой, и он спустился в колодезь. Ахмед увидел там сидящего дива; он спросил дива:

– Почему ты нам воды не даешь?

Див ответил:

– Дай мне сакыз, а я тебе дам воду.

Ахмеда вытащили из колодезя. В караване нашли кусок сакыза; Ахмед спустился и отдал диву сакыз. Див ему дал воды и один гранат. Весь караван напоили. Ахмед увидел, что с другой стороны идет еще караван. Он и у них взял сакыз, спустился в колодезь и напоил весь караван. Див подарил ему еще один гранат. Таким образом он получил два: граната. Этот второй караван как раз пошел в сторону того города, где жил Ахмед. Свои деньги и гранаты Ахмед передал этому каравану и просил отдать их его жене и матери; сам же поехал в город Исфагань. Ночевали в караван-сарае; Ахмед поставил лошадей на место, накормил их и решил пойти на окраину города погулять. Он вьппел на окраину города, где был бассейн, разделся и выкупался. Потом лег спать возле бассейна.

В это время прилетели три голубя и сели на дерево. Один из них сказал:

– Сестричка, ты этого Ахмеда знаешь?

Другой сказал:

– Это тот Ахмед, который имел у дороги маленькую хатку? Он был такой ленивый, что если ему хлеба в рот положат – ел, а если нет – оставался голодным. Падишах того же города выдал за него замуж свою дочь, чтобы она умерла от голода; а Ахмед с купцом приехал сюда. Давайте подарим ему что-нибудь.

Давным-давно, теперь уж и не вспомнить, в решете ли, во соломе, когда верблюд выкликал вести громким голосом, когда я своего хозяина в люльке — скрип-скрип! — качал, росло возле нашего дома огромное дерево. Нанял я сорок человек обстругать его да еще сорок человек — выдолбить. Потом засыпал внутрь сорок казанов пшеничного плова с мясом, влил сорок котлов кислого молока. Перемешал все и съел, но ни губы мои, ни язычок даже и не почувствовали вкуса варева. А вот если тебе дать целую речку компота, целую гору плова да кучу голубцов каждый с мою руку величиной, согласишься ли ты сказку сказывать? Я, пожалуй, соглашусь да сразу же и начну.

Было так или не было, но жили в одной стране Щедрый и Скупой. Человека сразу трудно распознать. Он ведь не дыня — сквозь кожицу не прощупаешь. И не лимон — по запаху не узнаешь. Все плохое и все хорошее у него внутри. Как бы то ни было, Щедрый и Скупой подружились друг с другом. К тому же обоим надо было идти в чужую страну. «Раз уж мы стали друзьями,- решили они,- то и в путь отправимся вместе».

Кто путешествовал, знает: одному идти — дорога длиннее кажется, вдвоем идти — дорога короче, день как час пролетает.

Щедрый и Скупой вышли утром спозаранку и за разговорами прошагали почти до полудня. Устали от такого длинного перехода да и проголодались. Как подошли к источнику, Щедрый предложил:

— Давай здесь остановимся, отдохнём и поедим немножко.

— Хорошо,- согласился Скупой.

Расположились они на зеленой лужайке. Щедрый развязал свою котомку с едой, достал все, разложил, начал угощать Скупого. А Скупой — он и есть скупой. Не заставил себя долго упрашивать, тут же навалился на еду. Поели, попили, отдохнули и опять в путь отправились.

Прошли еще один немалый переход, на этот раз Скупой говорит:

— Я устал.

— Я тоже,- отвечает Щедрый.- И устал, и проголодался.

— Давай,- предлагает Скупой,- остановимся да поедим.

Дошли они до ручья и расположились возле него. Щедрый опять развязал котомку, выложил все свои припасы, угощает Скупого. Тот отказываться не стал, быстро умял угощение.

— Хорошо поели! — доволен Скупой.

Снова отправились они в путь. Шли-шли, шли-шли, еще один переход прошли. Так устали, что с ног валятся.

— Умираю, нет моих сил,- признался Щедрый.- Давай здесь остановимся, я больше и шага шагнуть не могу.

— Я тоже.

— Есть и пить хочется невмоготу.

— И мне тоже.

— Только у меня никаких припасов не осталось,- говорит Щедрый.- А у тебя есть что-нибудь?

— Нет,- рассердился Скупой.

— Неужели нет? Кто собрался в дорогу, у того всё должно быть предусмотрено.

— Да откуда! — удивился Скупой.- Ничего у меня нет.

Настал вечер, воды потемнели, на небе звезды зажглись…

Люди говорят: два раза попить — все равно что раз поесть. Но это только так говорят. А на самом деле у воды своё место, у еды — своё.

Щедрый не то что два раза — двадцать два раза воду пил, но — увы! — в животе всё так же урчало и посасывало от голода. Наконец не выдержал он, говорит Скупому:

— Пройдусь-ка я по окрестностям, может, где кусок хлеба раздобуду.

Шёл он, шёл в ночной темноте и наткнулся на мельницу. Позвал мельника — нет ответа. «Дай,- думает,- войду внутрь, хоть запахом муки подышу, обману нутро».

Только Щедрый переступил порог, как поднялся такой шум и гам, что не приведи бог! Спрятался он за мешки и что же видит? Целая толпа джиннов устроила на мельнице свой ночной шабаш. Заиграли джинны на бубнах и барабанчиках, начали песни петь, хороводы водить. Потом устали, сели в кружок, давай разговаривать. Один джинн говорит:

— В той деревне, где я поселился, есть кузнец-бедняк. Нахлебников у него целых одиннадцать душ. Несчастный едва концы с концами сводит. Знал бы он, что у него под кузницей богатейший клад зарыт! Только копни поглубже, тут тебе и золото, и алмазы. Мог бы стать богачом!

— Это что! — перебил его другой джинн.- А вот в той стране, где я поселился, падишах на оба глаза ослеп. Ни главный лекарь, ни главный советник не могут ему помочь. А ведь есть очень простое средство. Каждое утро в сад падишаха прилетает соловей, садится на стебель розы и поёт-заливается. Поймали бы того соловья, дали бы ему проглотить две чёрные тутовые ягоды, потом сказали бы: «Выплюнь, соловушка, выплюнь!» Он бы выплюнул те ягоды, их соком смочили бы глаза падишаха, он бы тут же прозрел.

— Ах, человек, человек! — вздохнули джинны.- Воистину странное создание!

Пока они так беседовали, усталость прошла, снова принялись джинны за песни и за пляски. А едва забрезжил рассвет, вмиг исчезли. Рассеялись как пыль, развеялись как дым — и следа не осталось.

Щедрый насилу этого дождался, тут же побежал в деревню, где жил бедный кузнец. Разыскал его и просит:

— Давай скорей лопату!

— Зачем тебе лопата? — удивился кузнец.

— Тащи лопату, остальное пусть тебя не волнует.

«Похоже, этот человек знает какую-то тайну»,- решил про себя кузнец и дал ему лопату.

Щедрый перевернул всю кузницу вверх дном, но докопался до клада. Много там было и золота, и серебра, и разных украшений. Кузнец от радости не чует ног под собой, бросился он Щедрому на шею:

— Ты узнал о кладе, ты его нашёл, бери себе половину.

— Спасибо! — отвечает Щедрый.- Ничего мне не надо. Семьи у меня нет, поить-кормить некого. Один я на свете. Забирай клад и устраивай свои дела.

Сказал так и ушёл.

Через некоторое время приходит Щедрый в ту страну, где падишах ослеп на оба глаза, и является прямо во дворец:

— Государь, принес я тебе избавление от твоего несчастья.

— Говори скорее, что надо делать?

— У тебя ведь есть сад?

— Есть, конечно. У каждого падишаха есть свой сад.

— А розовый куст в саду растет?

— Конечно! Все падишахи любят розы.

— А садится ли по утрам соловей на этот розовый куст?

— Роза любит соловья, а соловей вздыхает о розе. Это всем известно.

— Распорядись поймать соловья и дай ему проглотить две черные тутовые ягоды. Потом скажи: «Выплюнь, соловушка, выплюнь!» А как выплюнет, смажь соком этих ягод свои глаза.

— А потом?

— Потом глаза твои прозреют, государь.

Сделали всё, как велел Щедрый. Только смазали глаза падишаха соком тутовых ягод, он тут же прозрел.

— Проси у меня чего хочешь,- говорит падишах Щедрому.

— Хочу, чтобы ты был здоров!

— От моего здоровья тебе пользы нет. Проси чего хочешь.

— Хочу, чтобы ты был здоров!

Видит падишах, что перед ним человек щедрый, скромный, великодушный.

— Не могу я остаться в долгу перед твоей добротой,- говорит.- Отдам тебе в жены свою дочь, посажу тебя на самое почетное место во дворце. Что на это ответишь?

Щедрый потупил голову:

— Что ты ни скажешь, что ни сделаешь, всё хорошо.

Отдал падишах за Щедрого свою дочь, велел зажечь праздничные огни и справлять свадьбу.

Пока Щедрый и дочь падишаха пируют на свадьбе да угощаются сладким пловом с душистым шафраном, посмотрим, что стало с нашим Скупым.

Ждал он, ждал своего товарища, и закралось в его душу подозрение: раз человек ушел и не возвращается, значит, наверняка что-то нашел. «Дай-ка,- думает,- и я пойду туда же и найду то же, что он нашёл».

Побрёл Скупой в темноте наугад. Шёл-шёл и наткнулся на мельницу. Только перешагнул через порог, поднялся такой грохот и шум, что и описать нельзя. Скупой тут же забился в угол, смотрит — целая толпа джиннов собралась. А были это те же самые джинны, что и в предыдущую ночь. И начали они опять песни играть, хороводы водить, плясать да притопывать. Потом устали, расселись на полу и давай разговаривать.

— Помните,- начал один,- мы прошлый раз здесь сидели, беседовали, и я рассказал про бедного кузнеца, у которого под кузницей клад зарыт? Я тогда ещё сказал, что если бы он копнул поглубже да нашёл бы этот клад…

— Помним, помним! — перебили его джинны.- Так что с ним стало?

— А вот что. Кто-то пришёл, сказал об этом кузнецу, они всю землю под полом перерыли и нашли клад. Теперь кузнец уже не бедняк несчастный, а богачом стал на нашу голову!

— Ай-яй-яй! — завопили джинны.

— Это ещё что,- говорит другой джинн.- Помните, я в ту же ночь рассказывал о падишахе, который ослеп на оба глаза?

— Рассказывал, хорошо помним! Неужели и с ним тоже что-то случилось?

— Случилось. Кто-то пришёл, научил падишаха, и они сделали всё, как я сказал. Теперь падишах стал зрячим.

— Ай-яй-яй! — опять закричали джинны.- Ведь это всё такие вещи, до которых человек сам додуматься не может.

— Конечно, не может!

— Значит…

— Значит, кто-то проник сюда и выведал наши тайны. Ну-ка давайте обыщем мельницу.

Отодвинули джинны мешки с мукой, а за ними Скупой сидит, от страха дрожит. Главный джинн не дал ему и слова сказать, повелел остальным:

— Излупить этого негодяя как следует, чтобы впредь умнее был!

Набросились джинны на Скупого, надавали ему пинков и оплеух и оставили лежать, а сами скрылись.

Что ещё сказать? Сказка за сказкой, всё по порядку, язык разболтался, а нёбу сладко. На том и закончим.

Скупость, обесценивающую сам дар жизни, отнимающую воздух, свет, надежду, разъедающую душу, как ржавчина и оскорбляющую высшее начало; скупость слепую, бессмысленную и страшную - при этом бесконечно смешную - вот что играет Семён Фурман. Фурман в пьесе «Скупой», написанной Мольером, переведенной Булгаковым и поставленной Геннадием Тростянецким в Театре на Литейном.
Спектакль, в котором солнечными бликами мелькает мишурная и жеманная, насмешливая и блестящая эпоха Мольера, заставляет вспомнить такую полузабытую в театре категорию, как «изящество». Изящен лаконичный и немного лукавый образ спектакля, найденный художниками Екатериной Шапошниковой, Владимиром Аншоном и Марком Брихманом. Изящны юные и влюблённые Элиза, Марианна, Клеант (Елена Немзер, Надежда Бурдукова, Андрей Смирнов). Остро, гротескно и жутковато изящны персонажи-перевёртыши - маклер Симон (в исполнении Татьяны Щуко) и Лафлеш (Александр Жданов) - слуга и друг, невинный пройдоха и бесстыдный плут, некое существо третьего пола, чей немного зловещий «конферанс» отбрасывает тень в иные времена, вдруг напоминая о кабаре тридцатых годов.
И наконец, меланхолично и просветлённо изящна финальная сцена, где господин Ансельм (Иван Мокеев) вначале вспоминает бурю, поглотившую корабль с его семьёй, а затем благословляет двойное обручение своих детей с детьми Скупого. Хрупкие, яркие куклы, как бы повинуясь усилию вспоминающего, поднимаются из тьмы огромного сундука, как из глубин памяти, и неожиданно вносят в эту сцену трогательно-щемящую ноту, а величественный образ Ансельма роднит его с героями Шекспира, с их благородством и печалью гуманистического века…
И вот посреди этой стильной хрупкости главный персонаж спектакля Гарпагон (Скупой в исполнение Семёна Фурмана) существует как будто по иным законам. Он предельно реален, осязаем, полнокровен. Биллиардно - круглоголовый, плотный, в одежде винного цвета из сукна и кожи - френч? Черкеска? Платье средневекового купца? - Он легко и стремительно носит тело, распираемое бешенной энергией обладания. Иметь и сохранить - вот чему подчинён каждый шаг. Ритм всё время нарастает: скупец торгуется и скандалит с Богом («пошли мне десять тысяч экю!»), обшаривает слугу, якобы спрятавшего монетку, сдирая с него одежду.
Бесцеремонный и льстивый, цепкий и подозрительный - он страстно защищает своё право никому, никогда, ничего не платить. Перед нами человек, который понял себя и служит этому пониманию. Он спит со своей страстью и пугающе целен. А к тому же - невероятно азартен.
Азартен, когда пылко разговаривает со своими деньгами, когда играет с невестой в прогулку на ярмарку, когда учит слугу в разорванных сзади штанах подавать воду гостям. И это быть может, главное, открытое актёром в герое: его Гарпагон жаден, страстно, вдохновенно. И - страшно.
Скупец - враждебен жизни, говорят нам авторы спектакля. Его сущность неуловимо перетекает от эгоизма к бесчеловечности, от мании к безумию. Стяжатель, он в иные эпохи способен добровольно взять на себя функцию палача. Внезапно обнаружив пропажу денег. Гарпагон кинется к зрителям («подозреваю всех!»), раздастся барабанный бой, разразится бешеная истерика с криками «сесть! встать!», и за мольеровским героем мелькнёт тень Берии, тень фашизма. И этот немного слишком очевидный смысл происходящего (что всегда вредит искусству театра) будет спасён той поразительной артистической лёгкостью, с которой актёр поднимается к резкому, острому протесту.
В другой сцене - объяснения с Клеантом - ужас, который внушит Гарпагон, чуть ли не иррационален. Сбросив одежду, чтобы умыться, оставшись голым до пояса («Ты думал, я не могу жениться сынок?»), мощный, чудовищный, он неуловимо-быстрым, почти ласковым движением сорвёт с лица Клеанта очки и обезоружит его. И с жестокой усмешкой будет наблюдать за своим «большим мальчиком», слепым и беспомощным, который уйдёт, заливаясь смехом, похожим на рыдание.
Временами Гарпагон Фурмана выглядит таким живым, словно он выпил весь воздух жизни, и рядом с ним на сцене остальные - домочадцы и слуги - кажутся немного куклами-марионетками, персонажами уличного театра. И лишь Балер, остроносый, гибкий Балер (Александр Лыков), тоже полный азарта, но иного - азарта любви, стремления одержать верх в борьбе, восторжествовать над выморочной Нежизнью - противостоит Гарпагону. Замечательны слуги, создающие пёстрый, полный комизма фон - фон жизни, пускающийся от Скупого наутёк…
Актёрский успех - спутник талантливой режиссуры. Фарсовое начало площадного представления соединяется в спектакле с приёмами острого и точного психологизма, а мольеровская комедия близко подходит к излюбленному Булгаковым трагифарсу, чтобы затем вернуться к счастливой развязке. И ещё важно: на этом серьезном и тонком спектакле зал смеётся - легко и счастливо - ибо смех, рождённый Мольером вечен, а Семён Фурман, сыгравший «Скупого», поразительно щедр.



Щедрый

Ще́дрый

прил. , употр. сравн. часто

Морфология: ще́др , щедра́ , ще́дро , ще́дры и щедры́ ; щедре́е ; нар. ще́дро

2. Если у какого-то человека щедрая душа , щедрое сердце , то это означает, что он ничего не жалеет для других людей, охотно дарит им своё имущество, помогает в беде и т. п.

Быть щедрым сердцем означает умение и стремление жить друг с другом в гармонии.

3. Если вы получили от кого-то большие материальные ценности, много денег и т. п., то вы называете это щедрым вознаграждением, подарком и т. п.

Щедрые призы. | Щедрые пожертвования на нужды церкви.

4. Если вы говорите о каком-то человеке, что он щедр до расточительства , то это означает, что, по вашему мнению, он делает слишком много неоправданных трат, слишком многих и слишком часто одаривает и т. п.

5. Выражение Что беднее, то щедрее означает, что бедный человек охотнее делится с другими людьми своим имуществом, чем богатый.

6. Если какой-то человек щедр на выдумки, сюрпризы, розыгрыши , то это означает, что он любит удивлять других людей, часто устраивает что-то необычное.

7. Если какой-то человек щедр на шутку, остроту и т. п., то это означает, что он часто шутит, острит и т. п.

Один из братьев был всегда подчёркнуто сдержан, другой - то намеренно щедр на шутку, на колкость, то, наоборот, замкнут.

8. Если вы говорите о ком-то, что он щедр на похвалы, комплименты и т. п., то это означает, что этот человек часто говорит людям приятное, охотно отмечает их положительные качества.

9. Если какой-то человек, по вашему мнению, щедр на обещания , то это означает, что он больше обещает, чем делает.

10. Если вы собрали много плодов или поймали много рыбы, то вы говорите, что у вас щедрый урожай , щедрый улов и т. п.

Собрать щедрый урожай. | Принести домой щедрый улов.

11. Если кто-то одаривает вас щедрой рукой , из щедрого кармана , то это означает, что этот человек не жалеет для вас своих средств.

12. Если местность богата какими-либо природными или людскими ресурсами, плодоносна и обильна, то она называется щедрой землёй .

Щедрая природа средней полосы России. | Щедрая солнечная долина. | Щедрая бескрайняя степь. | Южное Приморье - богатая и щедрая земля, почти неизвестная в России. | Омская земля талантами щедра.

13. Если какое-то природное явление мощно и обильно проявляется, очень активно и длительно воздействует на всё вокруг, то оно называется щедрым .

Щедрый тёплый дождь, ливень. | Здесь под щедрыми лучами солнца, на земле, омываемой тёплыми волнами океана, растёт одно из самых удивительных растений в мире.

ще́дрость сущ. , ж.

Сказочная щедрость.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "щедрый" в других словарях:

    Великодушный, тароватый, расточительный. Куда на выдумки природа таровата. Крыл. .. Прот … Словарь синонимов

    ЩЕДРЫЙ, щедрая, щедрое; щедр, щедра, щедро. 1. Охотно оказывающий помощь деньгами, имуществом, не скупой. Щедрый человек. 2. Ценный, богатый. Щедрые подарки. || Обильный, большой. «И щедро (нареч.) поит их студеный ручей.» Лермонтов. 3. на что.… … Толковый словарь Ушакова

    - (щадный?). щедливый вят. милостивый, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни, пособий; тороватый, тчивый или чивый, ·противоп. скупой. Щедр и милостив Господь, пслм. Щедр на слова, да скуп на дело. Нет щедрее его на обещанья. Что… … Толковый словарь Даля

    ЩЕДРЫЙ, ая, ое; щедр, щедра, щедро, щедры и щедры. 1. Охотно тратящийся на других, не скупой. Щ. родственник. Щедрой рукой раздавать что н. (не скупясь). Щедр на обещания кто н. (перен.: о том, кто с лёгкостью даёт обещания сделать что н.; неод.) … Толковый словарь Ожегова

    щедрый - щедрый, кратк. ф. щедр, щедра, щедро, щедры и допустимо щедры; сравн. ст. щедрее … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    щедрый - 1 до расточительности щедрый дьявольски щедрый исключительно щедрый на редкость щедрый неимоверно щедрый поразительно щедрый удивительно щедрый феноменально щедрый чрезмерно щедрый 2 щедрый дар щедрый подарок щедрый талант … Словарь русской идиоматики

    щедрый - ая, ое; щедр, щедра/ 1) Охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т. п., не жалеющий тратить, расходовать что л., не скупой. Щедрый хозяин. Щедрая натура. Люди, знавшие Репина недостаточно близко, считали его скупым.… … Популярный словарь русского языка

    Щедр, щедра, щедро (судя по наличию е, заимств. из цслав.), укр. щедрий, блр. шчодры, др. русск. щедръ, ст. слав. штедръ οἰκτίρμων (Рs. Sin., Супр.), болг. щедър (Младенов 697), чеш. štědry щедрый, слвц. štedry, польск. szczodry, в. луж.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    щедрый - Общеслав. Происхождение неясно. Обычно объясняется, как родственное щадить и скудный. В таком случае суф. производное (суф. р) от первичной основы, не осложненной инфиксом н (ср. *sked в щедрый и *skend в щадить, *skond в скудный). Первоначально … Этимологический словарь русского языка

    щедрый - Древнерусское – щедръ. Общеславянское – scedrъ. Среднеанглийское – scateren (разбрасывать, разбрызгивать, сорить (деньгами), расточать). Слова «щедрый» и «скудный» произошли от индоевропейского корня в старшем значении «раскалывать», «разбивать» … Этимологический словарь русского языка Семенова

Книги

  • Щедрый сад и огород. Экологически чистые фрукты и овощи , . В наши дни, когда купить экологически чистые продукты уже почти невозможно, как никогда прежде важно создать на своем садовом участке условия для выращивания безопасных для нашего здоровья…